Жезказган. Там, где копают медь. Подробная карта города жезказган с номерами домов и улицами Что добывают в жезказгане

Перейти к навигации Перейти к поиску

О посёлке Жезказган см. Жезказган (посёлок).

Город
Жезқазған
47°47′ с. ш. 67°42′ в. д.
Страна Казахстан
Статус город областного подчинения
Область
Аким Кайрат Бегимов
История и география
Основан 1939
Прежние названия до 1954 Большой Джезказган / Кенгир
Город с 1954
Площадь
Высота центра 300 м
Тип климата полупустынный
Часовой пояс UTC+6
Население
Население ▲ 86 931 человек (2018 )
Национальности казахи (67,27 %)
русские (24,64 %)
украинцы (2,32 %)
немцы (1,14 %)
татары (1,05 %)
белорусы (0,48 %)
корейцы (0,50 %)
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +7 7102
Почтовый индекс 100600
Автомобильный код K, M, 09
jezkazgan.kz
(рус.) (казах.)


Жезказга́н (старая транскрипция до 8 сентября 1992 года - Джезказга́н , каз. Оморынт ) - город в Республике . До мая 1997 года был центром (впоследствии упразднённой) Жезказганской области, ныне - город областного подчинения .

Находится в бассейне реки Кара-Кенгир. Основан в 1939 году как рабочий посёлок Кенгир, в 1941 году переименован в Большой Джезказган. 20 декабря 1954 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР рабочий посёлок Большой Джезказган получил статус города.

Один из крупнейших центров металлургии страны. Город имеет прямое железнодорожное сообщение с такими городами, как , и автодорожное сообщение с Кызылордой и Карагандой.Население (оценка 2012) 89 072 человека. До 1954 года носил название Большой Джезказган, в 1954-1992 годах - Джезказган.

В переводе с казахского языка «Жезқазған» означает «место, где копали медь».

Географическое положение и природа

Город Жезказган находится в центре республики , юго-восточнее гор Улытау, где берёт начало река Кара-Кенгир и её притоки, а также Сары-Кенгир, Жыланды и Жезды, впадающие в Сарысу, на северо-западном конце Голодной Степи (Бетпак-Дала). Город расположен на условной границе пустынной и полупустынной зон. Главными водными ресурсами города являются Кенгирское водохранилище (37 км²) на реке Кара-Кенгир и Жездинское водохранилище к югу от города. Географическое положение: 47,47 градусов северной широты и 67,42 градуса восточной долготы.

Это район медного оруднения. В растительном покрове сочетаются злаково-полынные, полынные и полынно-солянковые комплексы на светлокаштановых и бурых почвах. Животный и растительный миры характерны для пустынных регионов. Флора представлена в основном полынью, ковылем и репейниками, в черте города растут карагачи, тополя, клёны. Фауна региона представлена волками, лисами-корсаками, зайцами, сурками, сусликами и тушканчиками, большим разнообразием пресмыкающихся, изредка встречается сайгак, кабан.

Климат

Климат полупустынный (резко-континентальный), сухой. Территория подвержена воздействию пыльных бурь. Зима холодная, а лето жаркое и сухое. Короткая весна и долгая сухая осень. Высокая степень континентальности и резко выраженная сухость объясняются прежде всего удаленностью от океанов и морей. Продолжительность вегетационного периода и количество солнечного тепла позволяют возделывать многие сельскохозяйственные и бахчевые культуры.

Климат Жезказгана
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 5 9 27,4 34,2 37,2 43 42,2 42,4 39,9 30,5 22 9,8 43
Средний максимум, °C −8,5 −7,1 0,6 15,7 23,4 29,9 31,3 29,8 23,2 13,7 2,2 −5,7 12,4
Средняя температура, °C −13 −12,3 −4,5 8,6 16,2 22,6 24,4 22,5 15,2 6,3 −2,8 −10,2 6,1
Средний минимум, °C −17,6 −17,3 −9 2,2 8,7 14,5 16,8 14,4 7,1 −0,1 −7,1 −14,6 −0,2
Абсолютный минимум, °C −40 −41,1 −36,1 −15,6 −6,6 −2,2 3,9 −2,6 −11,4 −19 −37,2 −40 −41,1
Норма осадков, мм 19 16 16 17 19 17 18 11 5 16 17 16 187
Источник: Погода и Климат

История

Дореволюционный период

О богатствах недр Жезказгана человек узнал давно, ещё в эпоху бронзы. Об этих месторождениях в виде проявления медных руд и их раскопках впервые упоминается в трудах Геродота. Велись широкие раскопки, добывалась руда, плавился металл и изготовлялись медные изделия. Об этом свидетельствуют археологические находки - система печей для плавки руд, слитки меди, медные и бронзовые наконечники стрел. В окрестностях Жезказгана встречаются обелиски (менгиры), каменные бабы и развалины древних построек.

Жезказган впервые упоминается в «Дневных записках путешествия капитана Рычкова в Киргиз-Кайсацкие степи в 1771 году», изданных в Санкт-Петербурге. После опубликования записок в район нынешней Жезказганской области было организовано несколько экспедиций для подтверждения богатства района. Организатором одной из экспедиций был Григорий Семенович Волконский - отец декабриста Сергея Волконского. Посланной им экспедицией подтверждаются предположения о больших запасах свинца и меди в районе нынешнего Центрального Казахстана.

В честь этого была выпущена памятная медаль, вычеканенная из «серебристого свинца», добытого из Свинцовой горы Кургасынтау (Месторождение Кургасын в 150 км к северу от Жезказгана). На лицевой стороне медали была надпись: «Европа венчает Россию славой, Азия отверзает ей свои сокровища».

Впервые медные земли были зарегистрированы как «Джезказганское Медное Месторождение» в 1847 году промышленником из Н. А. Ушаковым, но, не располагая достаточно крупным капиталом, Ушаков, а затем и горнопромышленная компания Рязановых, так и не смогли на протяжении более 60 лет организовать в крупных масштабах промышленное освоение района. Это пытались сделать и акционерные компании и , которые в 1909 году приобрели Джезказган у наследников Рязанова, взяв в аренду на 30 лет урочище Карсакпай (1420 Га) для строительства на нём медеплавильного завода.

В 1914 году был заложен фундамент обогатительной фабрики в городе Карсакпай. Грузы, необходимые для строительства медеплавильного завода, доставлялись от станции , за 400 км, на верблюдах, а оборудование в 1914 году было направлено по рельсовому пути длиной в 13 верст. Путь, после того как состав вагонов проходил по нему, разбирался и укладывался заново. Первый поезд с оборудованием прибыл в Карсакпай в октябре 1917 года.

Герб Джезказгана в советский период

Акимат (мэрия) Жезказгана. Бывший обком КПСС

Рабочий поселок был заложен в 1939 году на месте бывшего аула Кенгир. В 1941 году название было изменено на Большой Джезказган. Однако днем рождения города Джезказган традиционно считается 20 декабря 1954 года, когда Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР рабочий поселок Большой Джезказган получил статус города. В то время он насчитывал немногим более 30 тысяч жителей, вместе с поселком Рудник.

С тех пор город широко раздвинул свои границы и шагнул далеко в степь. Там, где совсем недавно были пустыри, проложены широкие проспекты, разбиты парки и скверы. В городе проживало 138 тысяч человек, а жилищный фонд составлял 1640 тыс. м².

Стоит отметить первостроителей Большого Джезказгана, внёсших значительный вклад в становленние и развитие города: Н. Е. Гаврилов, М. П. Койнов, Ф. Г. Блёсткина, М. Бушелаков, В. Д. Вакульчик, Тетевин, Воронов, Сельский, Рублёв, Барсуков.

Особо бурными темпами город стал развиваться с 1956 года, когда было принято решение превратить Жезказган в крупнейший центр цветной металлургии страны. По призыву партии приехали строить медный город посланцы братских республик Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы и др. В 1959 году в Джезказгане был введён в эксплуатацию роддом, бессменными работниками которого долгое время были такие заслуженные медики как: Шахуали Амирович Оспанов, Серик Хамитович Тлеубаев, Р. Л. Тульчинский, М. Н. Журавлёва, Л. А. Гаврилова, Л. С. Варапаева, Л. С. Кизильштейн, Л. В. Манаенкова, Г. Т. Майш, Л. И. Клещ, П. П. Досковская.

Жезказган - один из первых городов республики, где начал работать телецентр. Сначала горожане и жители окрестных населённых пунктов смотрели местные телевизионные передачи, а с 1968 года начала действовать телевизионная станция «Орбита», которая принимала программы центрального телевидения из .

Город в степи был озеленён и соединён со всеми рабочими посёлками и их подсобными хозяйствами асфальтированными дорогами.

С 1958 года в городе при городской газете «Джезказганский рабочий» начало работать литературное объединение «Слиток», а позднее «Курыш» на казахском языке. В обоих объединениях принимали участие более сорока начинающих поэтов и прозаиков. В своих произведениях рабочие поэты славили труд, людей, преображающих степной край.Был открыт вечерний факультет Карагандинского Политехнического Института, преобразованный в 1992 году в горно-технологический институт. Позже, на базе этого института и Жезказганского Педагогического Института был открыт нынешний Жезказганский университет имени О. А. Байконурова.Придавалось особое значение развитию физкультуры и спорта. Действовали три стадиона. Футбольные команды «Горняк», «Металлург», «Енбек» не раз становились чемпионами республики, занимали призовые места во второй лиге команд тех времен. Развивалась рыбалка на реках Сарысу и Жезды.

В 1971 году Совет Министров Казахской ССР утвердил план развития Джезказганского промышленного района на 25-30 лет, в котором отмечалось, что район занимает первое место в стране по разведанным запасам и добыче медной руды. Планом предусматривалось дальнейшее расширение горнодобывающих предприятий; строительство шахт Анненского горного района, освоение полной мощности шахт № 57 и 65, а также уникального Акчи-Спасского месторождения, строительство третьей обогатительной фабрики, реконструкция действующих, окончание строительства медеплавильного завода с выпуском конечной продукции - медной катанки. Генеральным планом предусматривалось соединение города с Оренбургско-Ташкентской железной дорогой, с выходом к Аральскому морю, ввод в эксплуатацию нового аэропорта высокого класса (с твёрдым покрытием). Намечались большие планы по жилищно-гражданскому и социальному культурно-бытовому строительству.

20 марта 1973 года город стал центром Джезказганской области (выделившейся из ), и ставшей крупнейшей по площади областью Казахской ССР. Площадь Джезказганской области составляла 313 400 кв.км, и включала в себя города: Джезказган, Балхаш, Никольский, Приозерск и Каражал; районы: Актогайский, Агадырский, Жана-Аркинский, Жездинский, Улытауский, Приозёрный и Шетский. Проживало около 496000 (1991) человек (46,1 % - казахи, 45,5 % - русские). Город стал бурно развиваться за счёт создания областных организаций. Завершилось строительство Жезказганского медеплавильного завода, была построена обогатительная фабрика № 3, сооружались новые шахты-гиганты. Были построены и введены в строй: Трикотажная фабрика, Птицефабрика, кирпичный завод, молокозавод и Мясокомбинат. Началось возведение канала Караганда - Жезказган, и завода по производству мяса индюшек. На берегу Кенгирского водохранилища был построен Санаторий-Профилакторий.

В независимом Казахстане

8 сентября 1992 года транскрипция города Джезказган на русском языке была изменена на Жезказган, а Джезказганской области, - на Жезказганскую область.

В течение первого десятилетия после распада СССР в городе произошли большие отрицательные перемены. Нарушилась работа коммунальных служб: повседневным явлением стали длительные перебои с электроэнергией, отоплением и водоснабжением, начался массовый отток населения. Прекратили работу трикотажная фабрика; завод по производству мяса индюшек развалился и был закрыт, как и ряд других предприятий, - птицефабрика, кирпичный завод. Городской стадион был заброшен и приведён в негодное состояние. Упразднение Жезказганской области в мае 1997 года нанесло городу ещё один непоправимый урон. Была вывезена часть инфраструктуры, заморожен ряд перспективных инвестиционных проектов. Началась вторая волна оттока населения. С 2000 года был наблюден крайне медленный рост благосостояния города, было начато восстановление и расширение его инфраструктуры. При непосредственном участии, финансовой и технической поддержке корпорации «Казахмыс» были полностью реконструированы: городской стадион «Металлург» и площадь Первостроителей. Площадь приобрела совершенно новый облик, вместо старого фонтана был возведен новый, музыкальный, с цветовой подсветкой. Сама площадь стала значительно шире за счет присоединения к ней прилегающей территории пустыря. На площади также расположилось здание Дворца Бракосочетаний, построенного в виде пирамиды. Сама площадь была облагорожена и озеленена; были высажены многочисленные саженцы: катальпа, тополь белый, боярышник, сирень.

В 2012 году было начато строительство железнодорожной ветки «Жезказган - Саксаульская - Шалкар - », длиной 988 км, которая стала частью транзитного коридора «граница Китая - порт Актау - Баку - Грузия - Турция - страны Европы».

В 2015 году была введена в эксплуатацию новая железнодорожная линия «Жезказган - Саксаульская» длиной 517 км. Линия строилась с июля 2012 года. В декабре 2013 года была произведена состыковка верхнего строения пути близ станции Косколь (Улытауский район ). В рамках строительства линии было сооружено 12 мостов через реки и овраги, уложено 244 водопропускные трубы, в тело земляной насыпи было отсыпано около 30 млн кубических метров грунта. В 2014 году было запланировано закончить первый пусковой комплекс, в который входило 44 новых разъезда, устройства сигнализации и блокировки, посты электрической стабилизации и энергоснабжения, административные здания и жильё.

22 августа 2014 года Президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым было торжественно открыто движение на двух линиях - «Жезказган - Бейнеу» и «Аркалык - Шубарколь».

Был принят и утверждён генеральный план развития города до 2017 года.

Население

Национальный состав населения
  • казахи - 61 247 чел. (67,27 %)
  • русские - 22 435 чел. (24,64 %)
  • украинцы - 2 111 чел. (2,32 %)
  • немцы - 1 036 чел. (1,14 %)
  • татары - 959 чел. (1,05 %)
  • белорусы - 436 чел. (0,48 %)
  • корейцы - 457 чел. (0,50 %)
  • азербайджанцы - 541 чел. (0,59 %)
  • молдаване - 263 чел. (0,29 %)
  • башкиры - 167 чел. (0,18 %)
  • чеченцы - 139 чел. (0,15 %)
  • узбеки - 215 чел. (0,24 %)
  • чуваши - 101 чел. (0,11 %)
  • поляки - 65 чел. (0,07 %)
  • другие - 1 040 чел. (1,14 %)
  • Всего - 91 045 чел. (100,00 %)

Образование и культура

Жезказган - многонациональный город с развитой культурой и жизнью. Здесь располагаются такие учреждения науки и культуры, как Жезказганский университет имени О. А. Байконурова, Жезказганский Индустриально-Гуманитарный Колледж, Медицинский и Музыкальный колледжи, Головной проектный институт Корпорации Казахмыс, Дом Дружбы и Культуры народов, Городской краеведческий музей, музей корпорации «Казахмыс», Театр имени С.Кожамкулова.В городе выпускается несколько газет: «Жезказганский Вестник», «Подробности», «Сарыарка» (с 1973 по 1990 гг. - «Жезказган туы» («Жезказганское знамя» ); с мая по август 1997 г. не выходила в связи с упразднением Жезказганской области). Ведёт вещание местный телеканал «Дидар».

Медицина

  • КГП «Центральная больница г. Жезказган»
  • КГКП «Жезказганская региональная объединенная детская больница»
  • КГКП «Жезказганский городской родильный дом»
  • КГКП «Жезказганский городской кожновенерологический диспансер»

Промышленность и инфраструктура

Кенгирское водохранилище. Городской пляж.

Памятник «Покорителям космоса» (1977)

Основой промышленности города Жезказган является металлургия меди. Здесь располагается один из мощнейших медеперерабатывающих комбинатов страны; «Жезказганцветмет», включающий в себя две обогатительные фабрики, медеплавильный завод, литейно-механический цех, предприятие железнодорожного снабжения. Вокруг города, в районе пос. Жезказган разрабатываются месторождения меди, богатые примесями редкоземельных, рассеянных и благородных металлов: золото, серебро,теллур, висмут, цинк, молибден, кадмий, рубидий, цезий, литий, таллий, кобальт, рений и изотоп осмия-187 (цена одного грамма от 10 до 40 тыс. $), переработкой которых занимается предприятие «Жезказганцветмет». Дальнейшая переработка меди осуществляется на заводе медной катанки. Помимо этого добываются марганцевые руды, а в 2006 году началась разработка медной руды на месторождении Жаман-Айбат. Корпорация «Казахмыс», которой принадлежат все предприятия тяжёлой промышленности в городе, занимает десятое место среди медедобывающих компаний мира. Компания котируется на Лондонской бирже и имеет филиал в .Из предприятий лёгкой промышленности в городе функционируют несколько пошивочных, ремонтных и прочих мастерских. Энергетический комплекс представлен Жезказганской ТЭЦ.

В Жезказгане имеется железнодорожный вокзал, автовокзал и аэропорт, принимающий внутренние пассажирские и грузовые рейсы. В июне 2008 года Постановлением Правительства Республики Казахстан аэропорту Жезказган присвоен статус международного (однако с 2009 года фактически международные полёты не выполняются по причине отсутствия в аэропорту таможенного и пограничного постов).

Медицинская инфраструктура представлена несколькими клиниками, многопрофильной больницей и одним из крупнейших в Центральном Казахстане медицинским комплексом корпорации «Казахмыс».

В 2008 году произведено промышленной продукции на сумму 189,0 млрд тенге, из них «Жезказганцветмет» - 172,3 млрд тенге.

По горнодобывающей промышленности объём 2008 года составил 4,2 млрд тенге, объём добычи каменного угля составил 7,505 млн тонн, медных руд 27,763 млн тонн, железа 4,5 тыс. тонн.

По обрабатывающей промышленности объём 2008 года составил 166,5 млрд тенге.

Объём промышленной продукции за 2009 год составил 335 млрд. 479,7 млн тенге (ПО «Жезказганцветмет» и ПО «Балхашцветмет»), к соответствующему периоду прошлого года - 88,7 % (2008 год - 378 млрд. 101,9 млн тенге). Из них 320 млрд. 464 млн тенге ТОО «Корпорация Казахмыс» или же 87,3 % к прошлому году, по прочим предприятиям 15 млрд. 15 млн тенге.

Связь, Интернет и средства массовой информации

В городе издаётся несколько газет. Работают узел телеграфной связи, станция междугородной телефонной связи.

Сотовые операторы:

  • Kcell
  • Билайн
  • Теле2
  • Алтел

Интернет-провайдеры:

  • Казахтелеком

На территории города транслируются телеканалы: «Казахстан», «Хабар», Первый канал Евразия.

Радио

Название Частота, МГц Язык вещания Язык музыки
Новое Радио (Жаңа FM) 106,6 RU, KZ RU, KZ, EN

Религия

Большинство жителей города исповедует ислам суннитского толка, и православное христианство.

Ислам

  • Мечеть в районе посёлка Рыбачий
  • В центре города планируется возведение более просторного исламского храма.
Русская православная церковь
  • Храм им. Св. апостола Андрея Первозванного на площади Первостроителей
  • Церковь Иверской иконы Божьей Матери в пос. Комбинатский
Другие конфессии
  • Молитвенный дом Протестантов
  • Молитвенный дом Римско-католической церкви
  • Зал царства Свидетелей Иеговы

Акимы

  1. Есенов, Усеин Байсынович (03.1992-01.1994)
  2. Ибадилдин, Жумамади Ибадилдинович (1995 по 2005)
  3. Бейсенов, Арман Кыдырбаевич (9.03.2005 - ноябре 2005)
  4. Жанбосынов Шахмардан Умирзакович? (3 ноября 2005-2006) и. о.
  5. Танабаев Муса Турманович (02.2006-2008)
  6. Балмагамбетов, Канат Султанович (10 апр. 2008 - август 2010)
  7. Абдыгалиев, Берик Бахытович (август 2010 - февраль 2012)
  8. Шингисов, Бауыржан Кабденович (февраль 2012 -)
  9. Шайдаров, Серик Жаманкулович (июль 2013 - 8 августа 2014)
  10. Ахметов, Батырлан Дюсенбаевич (8 августа 2014 - 21 мая 2018)
  11. Мухамбедин, Амангали (и.о.)(21 мая - 22 июня 2018)
  12. Бегимов, Кайрат Баяндинович (c 22 июня 2018)

Достопримечательности

Главные достопримечательности Жезказгана расположены за пределами городской черты. В окрестностях «медной столицы», как поэтически называют Жезказган, стоят несколько мавзолеев монгольских и казахских ханов средневековья и нового времени, в том числе мавзолей Джучи-хана и Жузден. В самом городе туриста могут привлечь живописные здания 40-х и 50-х годов, такие как; театр им. С. Кожамкулова или старое здание корпорации «Казахмыс» или бывший Горком Партии на ул. Космонавтов.

Особо интересен бульвар Космонавтов (с 1994 по 2010 гг. носил название «бульвар им. Сакена Сейфуллина»). Неподалеку от города находится Космодром Байконур (около 520 км на запад) в . Так как многие спускаемые аппараты приземлялись в районе Жезказгана, в 1970-х-1980-х годах многих вернувшихся на Землю космонавтов доставляли в аэропорт и торжественно провозили по основным улицам города. После короткого обследования, в закрытом профилактории (который был расположен на берегу водохранилища в 6-м микрорайоне города), космонавтов доставляли обратно в аэропорт, и далее - в Москву. По традиции, прибывшие из космоса сажали на бульваре Космонавтов сосны, отчего тот и получил своё название. О «космической» традиции Жезказгана напоминают также стела «Космос» и пано с изображением Юрия Гагарина на торце дома по улице Некрасова, а также монумент «Авиации и космонавтики». Среди прочих памятников достойны упоминания бюст К. И. Сатпаева на площади Металлургов, монумент первостроителей на одноимённой площади, монумент погибшим в Великой Отечественной войне, в парке «30 лет Победы», памятник Металлургам, памятник Погибшим от сталинских репрессий и памятники Абылай хану и С.Сейфуллину на одноимённой улице.

В городе имеется несколько парков, среди которых; раскинувшийся на берегу Кенгирского водохранилища парк «30 лет Победы», где расположен комплекс аттракционов с колесом обозрения, парк «Наурыз» (бывш. «Южный») и парк «Жастар» (бывший парк ВЛКСМ). Но, к сожалению, в связи с варварской обрезкой деревьев, парки и скверы города пришли в полную негодность. Многие деревья засохли или были вырублены.Атмосферу восточного базара гости города смогут ощутить на городских рынках - «Центральный», «Шаруа», «Мерей» и «Турсынай».В городе также имеется Дворец спорта, стадион и плавательный бассейн «Дельфин».Многих людей привлекает неповторимая природа гор Улытау, чьи склоны возвышаются к северо-востоку от Жезказгана. Ландшафт Улытау крайне разнообразен: тут есть и покрытые цветами (монокультура - тюльпан) луга, и берёзовые рощи, горные речки и озёрца, а рядом с этим - кажущиеся «марсианскими» пустынные ландшафты, населённые ядовитыми змеями и скорпионами. Благодаря тому что именно здесь в XV веке Жанибек и Керей основали Казахское Ханство, Улытау по праву считается «священной землёй» и «колыбелью казахского народа». В этой местности часто можно наткнуться на древние могильники, мазары или «каменные бабы» - балбалы (памятники почившим предкам).

См. также

  • Кенгирское восстание заключённых

Примечания

  1. Численность населения Республики Казахстан по полу в разрезе областей, городов, районов, районных центров и поселков на 1 июля 2018 года. Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Проверено 8 сентября 2018.
  2. Численность населения Республики Казахстан по отдельным этносам на начало 2018 года.. Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Проверено 10 января 2018.
  3. Постановление Президиума Верховного Совета Республики Казахстан от 8 сентября 1992 года «О переименовании и упорядочении транскрибирования на русском языке наименований отдельных административно-территориальных единиц Республики Казахстан».
  4. // Казахстан. Национальная энциклопедия. - Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. - Т. II. - ISBN 9965-9746-3-2.
  5. Поезда пойдут досрочно
  6. Жезказган - Бейнеу: Железнодорожная станция Саксаульская в Кызылординской области получит статус узловой
  7. Страны связующая нить Архивная копия от 10 февраля 2014 на Wayback Machine
  8. Сокращая расстояния: Казахстан запустил крупный железнодорожный проект - ФОТОРЕПОРТАЖ
  9. Телеканал"Хабар"Президент дал старт новым железнодорожным маршрутам
  10. Утверждён генплан развития города Жезказгана до 2030 года
  11. Жезказган туы // Казахстан. Национальная энциклопедия. - Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. - Т. II. - ISBN 9965-9746-3-2.
  12. Свято-Андреевский храм
  13. http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30104699#pos=1;12
  14. Улытау (Великие горы)

Ссылки

  • Сайт города Жезказгана
  • Информационно-развлекательный портал города Жезказгана
  • Справочник организаций города
  • Жезказган. Паспорт региона.
  • Месторождение медистых кварцитов и Джезказганский Рудник
  • Фото Жезказгана

Расположенный в 430 километрах от Караганды Жезказган, само название которого происходит от казахских "жез" (медь) и "казган" ("копать") - в Казахстане место особенное. Во-первых, это самое настоящее Сердце Степи - ведь здесь, у одинокой горы Улутау, сходились границы трёх казахских жузов - Старшего, Среднего и Младшего, и веками у её подножья казахи собирались на съезды племён, многие из которых были для них судьбоносны. Здесь у руин Орда-Базара, первой столицы Золотой Орды, покоится Джучи - старший сын Чингисхана, а в окрестных степях стоят десятки древних мавзолеев. Медь тут копали и выплавляли с незапамятных времён, а вновь открыл её ещё в 1771 году Григорий Волконский (отец декабриста). Наладить производство здесь не раз пытались уральские заводовладельцы, но реально дело сдвинули с мёртвой точки в 1909-17 годах англичане, основавшие завод в урочище Карсакпай. При советах Большой Джезказган стал вторым меднодобывающим районом СССР после Норильска. Масштаб его действительно грандиозен.

В первой части я покажу не сам город Жезказган, а его рудничные окрестности: степи, железные дороги, шахты, отвалы, город Сатпаев. В последующих частях расскажу об отдельных пунктах: сам Жезказган, Жезды, Карсакпай и путешествие к мавзолеям по дикой степи в компании профессора-археолога.


От Караганды до Жезказгана - ночь пути, ежедневный поезд через день продлевается до Астаны. Как выглядит влажные травянистые степи под Карагандой, я уже показывал в посте про (в котором, кстати, я спустя два дня после написания сделал очень важный апдейт: основанный в 1854 году Спасский медеплавильный завод Никона Ушакова и Анны Рязановой был первым в этих краях). Проснувшись утром и выглянув в окно, видишь уже совершенно другие пейзажи:

Сухая, пыльная, чуждая степь, порой переходящая в полупустыню:

Это граница двух больших казахский степей - уже знакомой нам Сары-Арки с её одинокими горами-"оазисами", и Голодной степи, также известной как Бетпак-Дала - это уже неотъемлемая часть Средней Азии.

А потом впереди появляется силуэт Жезказгана с дымящими трубами - справа ТЭЦ, слева Медный завод. Посредине - река Кенгир, водохранилище на которой даёт жизнь городу. А слева поближе - гигантский (3 на 4 километра) отвал:

5.

Там, где копают медь, отвалы не бывают не гигантскими. Потому что содержание меди в руде - редко выше 1%, то есть одна тонна меди оставляет сто тонн пустой породы. Здесь с 1950-х годов выплавлены уже миллионы тонн меди.

Город Жезказган построен вместе с заводом в 1948-54 годах и сдан "под ключ". Работу эту возложили на Степлаг - один из "особых лагерей" ГУЛага, куда отправляли осуждённых по политическим статьям. Точнее, лагерь, входивший в систему Карлага, тут появился в 1940 года, в 1943 превратившись в лагерь военнопленных, и лишь в 1948 году был повышен до особлага. Единовременно здесь держали до 23 тысяч заключённых, среди которых были Солженицын, Чижевский, Грунин... На территории современного Жезказгана тогда находился посёлок Кенгир, населённый в основном разного рода бандеровцами и лесными братьями: 46% з/к составляли украинцы, 13% - литовцы, и лишь 12% - русские. Здесь было много католических и униатских священников и различных сектантов. Заключённые создали даже свой пиджин на основе украинского - словом, Кенгирский лагерь сильно отличался от других.

Кроме того, он ещё и делился на две половины - мужскую и женскую, и в мае 1954 года охранники застрелили несколько мужчин, пытавшихся проникнуть к женщинам. Это были отнюдь не насильники - обитатели двух половин тайком хаживали друг к другу, и с этого эпизода и началось Кенгирское восстание, так же точно непохожее на другие восстания в пост-сталинском ГУЛаге. Восставшие неожиданно хорошо организовались, создали "Комиссию от заключённых", во главе которой был избран прошедший войну советский подполковник Капитон Кузнецов. Создали довольно сложную систему самоуправления (см. википедию), где было своё подобие министерств, система пропаганды, внутрелагерной радио, производство взрывчатки и оружия... Без малого 40 дней на одном из "островов" ГУЛага существовала настоящая республика с населением 5200 человек. Дошло даже до собственных репрессий, которым подверглись отказавшиеся брать в руки оружие Свидетели Иеговы, которых согнали в отдельный барак и использовали на всякой грязной работе. И хотя "отдел пропаганды" под руководством петроградского немца Юрий Кномпуса рассылал радиограммы за пределы Кенгира, "республика" была обречена: 26 июня 1954 года в лагерь вошли регулярные войска - 1700 солдат при поддержке 5 танков. Количество погибших оценивается от 47 до нескольких сотен человек.
К чему я рассказываю об этом в первую очередь? Просто на въезде в Жезкаган из окон поезда слева по курсу хорошо виден мемориал. Три памятника, судя по стилю, поставили Литва, Украина и Россия:

Рядом огромный некрополь, Жезказган-для-мёртвых - о второй половины ХХ века, обильно разбросанных по степям, я уже писал, но это самое роскошное, которое я видел:

Всё это среди рудников, на которых кипит жизнь - носятся карьерные локомотивы:

Копают экскаваторы:

Сливаются заводские шлаки:

Справа по курсу - собственно медный завод, выглядящий не слишком грандиозно, особенно в сравнении с комбинатом на Балхаше. Обратите внимание на опрятный вид. Всей медью в Казахстане владеет госкорпорация "Казахмыс", которая здесь главее всех властей (тем более есть подозрения, что на самом деле ей владеет через посредников сам Нурсултан Назарбаев), и хотя штаб-квартира "Казахмыса" находится в Алма-Ате, Жезказган - настоящая витрина индустриального Казахстана:

Сам Жезказган железная дорога обходит по южной окраине, вокзал довольно далеко от центра. Вид у станции очень провинциальный, и для пассажирских поездов это край земли:

Маленький и довольно симпатичный вокзал, архитектуру которого можно охарактеризовать как "ободранная сталинка с этническими мотивами":

Как и в , в Жезказгане мечтают о том, чтобы перестать, наконец, быть тупиковой станцией. До Аркалыка отсюда, кстати, всего около 300 километров, ближе чем до Караганды, и в обоих городах мечтают о воссоединении. Да и путь из Европейской России в Среднюю Азию такая дорога бы порядком сократила. Аркалыкчане мне рассказывали, что у них железную дорогу на Жезказган уже начали строить, а вот в Жезказгане об этом никто не слышал. Зато через несколько дней после моей поездки сюда ждали Назарбаева - торжественно закладывать железную дорогу Жезказган-Бейнеу, то есть на Мангышлак, по которой планируется возить каспийскую нефть в Китай.

Но вообще со станции хорошо видно, что железная дорога здесь не заканчивается. За Жезказганом она разделяется на множество небольших линий, ведущих к рудникам. Пассажирское движение там, кажется, было в советское время, но сейчас, по словам местных, нет даже вокзалов. Зато хорошо видны стрелки с ручными переводами:

О самом Жезказгане будет отдельный пост , пока же едем дальше. Западный въезд в город по автодороге оформлен довольно пафосно:

На выезде - тюльпан, символ казахстанских рудокопов:

Дело в том, что изначально здесь было два рудника: собственно Джезказган и Большой Джезказган. Потом "Большой" зачем-то убрали,и ныне в 30 километрах друг от друга теперь стоят два Жезказгана - процветающий город и загибающийся посёлок. Второй в обиходе называют "Старый Жезказган", хотя на самом деле он моложе, и "старый" относительно города Сатпаев, построенного в 1954-56 годах и до 1990 года называвшегося Никольский. Впрочем, тут переименование более чем уместно: Каныш Сатпаев - великий геолог середины ХХ века, отец-основатель казахской науки, и эти рудники во многом обязаны именно ему. Жезказган и Сатпаев образуют "двойную систему" - в первом живёт 96 тысяч человек, во втором - 71 тысяча, этнический состав почти одинаков (около 60% казахи, около 30% - русские и украинцы), а предместья почти смыкаются (связующим звеном служит посёлок Кенгир).

Более того, именно Сатпаев тут главный узел автодорог, отсюда ходят автобусы в Жезды, Карсакпай и Улутау, на север уходит дорога к селу Малшыбай на Кенгире, вокруг которого сосредоточены древние мавзолеи. Вот так выглядит Сатпаев со стороны Малшыбая:

Оба города выглядят необычайно зажиточными и благоустроенными. Сатпаев даже цивильнее самого Жезказгана:

Одна из городских доминант - спортивный комплекс "Казахмыса" с бассейном, катком, крытым стадионом и гостиницей, один из лучших в бывшем СССР:

Ещё тут есть очень милая центральная площадь с цветочным Байтереком:

И домом культуры имени Шынболата Дильдебаева , современного (родился в 1947 году) жырау (поэта-импровизатора), рядом с которым зачем-то стоит чехословацкий самолёт L-410 "Турболет", производившийся в 1970-е годы, и бывший первым в послевоенном СССР массовым самолётом иностранного производства.

И Никольская церковь:

Причём церковь в Сатпаеве гораздо крупнее и оригинальнее, чем в самом Жезказгане. Более того, в Жезказгане и мечеть далеко на окраине, а тут оба храма в самом центре.

Южнее Сатпаева - главный рудничный район с несколькими гигантскими карьерами, среди которых затеряны посёлки Жезказган и Крестовский, крупная станция Весовая, карьеры и отвалы по несколько километров шириной. Из Сатпаева хорошо видна Анненская шахта, построенная в 1985 году - не только одна из самых современных на руднике, но ещё и отличный образец промышленной архитектуры - из-за своего огромного размера и запоминающегося облика шахта служит доминантой окружающей местности:

Ещё в Сатпаеве есть железнодорожная станция Никольская - но за городом, и по словам местных, даже без вокзального здания. Местность к востоку от Сатпаева вся пересечена однопутными железными дорогами:

Крайняя точка железных дорог - в нескольких километрах от посёлка Жезды, в 70 километрах от Жезказгана: там находится карьер, где добывают необходимые для выплавки меди огнеупоры. Железнодорожный мост на полпути в Жезды:

Вообще, видимо все меднорудные районы похожи - здесь я постонно вспоминал и в Мурманской области. Та же обожённая земля, бесконечные отвалы, шахты футуристического облика, и даже воздух слегка похож по вкусу, хотя и без запаха серы.

У здешних шахт самая запоминающаяся деталь - гигантские вентилляционные трубы - не знаю, почему они здесь такого размера:

Но и не только шахты. Вот, например, относительно небольшой (всего 3 километра в поперечнике!) Златоуст-Беловский карьер западнее Сатпаева:

Или отвалы рудников Сары-Оба и Итауыз в 30 километрах от Сатпаева по дороге на Малшыбай:

Вид от Сары-Обы в сторону Сатпаева - даже отсюда узнаётся силуэт Анненской шахты:

И здесь же - мавзолей, то ли конца 19 века, то ли конца 20-го: Древнее Улытау и советский Жезказган связаны неразрывно:

Мне очень жаль, что я не доехал до самого Улутау - от Жезказгана до него 120 километров, от Жездов - около 40, и если бы обратный поезд уходил не в 6 вечера, а хотя бы в 9, я бы мог успеть и туда... Но крайней точкой в той стороне остался аул Талдысай - к нему сейчас и поедем. Километрах в 15 от Сатпаева рудничный пейзаж заканчивается, сменяясь обычной сухой степью. Через 40 километров дорога приводит в Жезды - основанный в 1942 году для добычи марганца посёлок у развилки дорог: на север - Улутау, на юг - Карсакпай. О Жездах будет отдельный пост, так как там находится отличный Музей горного и плавильного дела под открытым небом. Но пока едем дальше:

Жездинское кладбище на холме над трассой:

Ещё через 15 километров, чуть-чуть недоезжая Талдысая - городище Баскамыр, где частично восстановлена глинобитная крепость:

О её истории толком никто ничего не знает, известно только, что люди здесь жили с 8 по 12 века, то есть когда здесь находились кыпчакские (половецкие) кочевья. Крепость отреставрирована в 1994 году, а в Средней Азии глинобитное зодчество занимает ту же нишу, что в России - деревянное:

Размеры самой цитадели - 38х38 метров, что вдвое меньше, скажем, с посещения которой началось моё путешествие. Снаружи - ещё две линии обороны, сохранившиеся на уровне валов:

За дорогой - холмы Карегетас, с которых, говорят, виден Улутау (высота которого 1133 метра):

По соседству - кладбище:

Здесь, на берегу речки Жезды, мне показали раскопки древней плавильной печи, контуры которой я неплохо видел глазами, но не смог поймать фотоаппаратом. Сам бы я ни за что не догадался, что передо мной памятник промышленной архитектуры ещё первобытных людей. Подобная печь, даже действующая, воссоздана в Жездах в уже упоминавшемся музее.

До Улутау ещё 50 километров, мимо памятника единству народов в геометрическом центре Казахстана. А от Улутау по грунтовке всего 170 километров до Аркалыка, и местные поездку туда не считают чем-то особенным, в отличие от путешественников - пройти эту дорогу автостопом пока смог только Сергей Болашенко, и где-то через месяц собирается Антон Кротов. Между тем, дорога историческая - это ни что иное, как ответвление Великого Шёлкового пути, ведущее в Россию и входившее в неё в челябинском Троицке (см. оглавление). А учитывая, что мой дальнейший путь лежал в Алма-Ату и далее к Жаркенту на китайской границе, выходит, что я проехал всю "русскую ветку" самая известной в истории торговой дороги... кроме Улутау, главного её пункта в казахской степи. Не случайно на одной из здешних скал во время похода на Русь оставил надпись сам Тамерлан, и ныне улутаусский "камень Тамерлана", обнаруженный Канышем Сатпаевым, хранится в Эрмитаже. А вторая дорога из Жездов за Карсакпай примерно через 400 километров выведет прямиком к Байконуру - и это тоже важная часть духа этих мест: космос рядом!

О Жезказгане, Жездах, Карсакпае, мавзолеях Джучи, Домбаула и Алашахана, а также о том, кто меня привёз на Талдысай и как я столько успел за два дня - в следующих частях.

Другие мои посты о Казахстане -

Герб Жезказган

Страна Казахстан
Статус город областного подчинения
Область Карагандинская
Телефонный код +7 7102
Высота центра 300 м
Население 92 084 человек (2010)
Город с 1954
Прежние названия до 1954 Большой Джезказган / Кенгир
Почтовый индекс 100600
Часовой пояс UTC+6
Площадь 85,98[уточнить] км²
Координаты Координаты: 47°47′00″ с. ш. 67°42′00″ в. д. / 47.783333° с. ш. 67.7° в. д. (G) (O) (Я)47°47′00″ с. ш. 67°42′00″ в. д. / 47.783333° с. ш. 67.7° в. д. (G) (O) (Я)
Официальный сайт http://www.jezkazgan.kz/ (рус.) (казах.)
Национальный состав казахи (62,32 %) русские (26,12 %) украинцы (3,80 %) немцы (1,31 %) татары (1,27 %) белорусы (0,85 %)
Аким Берик Абдыгалиулы
  • Информацию о посёлке Жезказган смотрите Жезказган (посёлок) .

Жезказган (старая транскрипция до 1992 года -Джезказган) (каз. Жезазан) - город в центральном Казахстане . До мая 1997 года был центром впоследствии упразднённой Жезказганской области, ныне - город областного подчинения Карагандинской области.

Находится в бассейне реки Кара-Кенгир. 20 декабря 1954 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР рабочий поселок Большой Джезказган был преобразован в город.

Крупный центр цветной металлургии. Город имеет железнодорожное сообщение с Карагандой . Население (оценка 2006) 96 400. До 1954 года носил имя Большой Джезказган, в 1954-1992 годах Джезказган. «Джезказган» в переводе с казахского языка означает «место, где копают медь».

Религии

Большинство населения Жезказгана придерживается ислама суннитского направления и православного христианства. Мусульманская община располагает мечетью в посёлке Рыбачий, в центре города планируется возведение более просторного мусульманского храма. Главной церковью православной общины является Храм Св. Андрея Первозванного на площади Первостроителей; кроме того имеется небольшая православная церковь Св. Марии в посёлке Комбинатском. Кроме того в городе действуют молитвенные дома протестантов и Римско-католической церкви, а также зал Царства Свидетелей Иеговы.

Население

Численность:

  • башкиры - 230 чел. (0,24 %)
  • казахи - 60 293 чел. (62,32 %)
  • другие - 1 501 чел. (1,55 %)
  • поляки - 111 чел. (0,11 %)
  • русские -25 271 чел. (26,12 %)
  • татары - 1 224 чел. (1,27 %)
  • чуваши - 168 чел. (0,17 %)
  • азербайджанцы - 643 чел. (0,66 %)
  • Всего - 96 748 чел. (100,00 %)
  • молдоване - 457 чел. (0,47 %)
  • немцы - 1 265 чел. (1,31 %)
  • украинцы - 3 676 чел. (3,80 %)
  • узбеки - 181 чел. (0,19 %)
  • чеченцы - 225 чел. (0,23 %)
  • белорусы - 822 чел. (0,85 %)
  • корейцы - 681 чел. (0,70 %)

Транспорт

В городе действует автобусные маршруты.

Маршрут
1 Район Рыбачий - пл. Металлургов
2 Автовокзал - Обогатительная фабрика
3 Автовокзал - пр. Алашахана
7 Район Рыбачий - Обогатительная фабрика
19 Автовокзал - ул. Байконурова
15 9 квартал - Обогатительная фабрика
91 91 квартал - Обогатительная фабрика
5 Автовокзал - ул. Сейфуллина
6 Автовокзал - ул. Некрасова
10 Район Аварийный - ул. Сары-Арка
14 Аэропорт - Автовокзал
46 6-микрорайон - Обогатительная фабрика
20 Район Геологический - Автовокзал
11 Автовокзал - 91 квартал
21 Район Рыбачий - ул. Абая
8 9 квартал - 6-микрорайон

Промышленность и инфраструктура

Основой промышленности Жезказгана является металлургия меди. Здесь работает один из мощнейших медных комбинатов бывшего Советского Союза-«Жезказганцветмет», включающий в себя две обогатительные фабрики, медеплавильный завод, литейно-механический завод, предприятие промышленного железнодорожного транспорта. Вокруг города, в предгорьях Улытау, разрабатываются богатейшие месторождения меди, богатые примесями редкоземельных, рассеяных и благородных металлов: золото, серебро, висмут, цинк, молибден, кадмий, рубидий, цезий, литий, таллий, кобальт, рений и изотоп осмия-187 (цена одного грамма от 10 до 40 тыс.$). Переработкой которых занимается предприятие «Жезказганредмет». Дальнейшая переработка меди осуществляется на заводе медной катанки. Помимо этого добываются марганцевые руды, а в 2006-ом году началась разработка железных руд месторождения Жаман-Айбат. Жезказганская корпорация «Казахмыс», которой принадлежат все предприятия тяжёлой промышленности в городе, занимает восьмое место среди медедобывающих компаний мира. Компания котируется на Лондонской бирже и имеет филиалы в Германии , России , Китае. Из предприятий лёгкой промышленности в городе функционируют несколько пошивочных, ремонтных и прочих мастерских. Энергетический комплекс представлен крупной жезказганской ТЭЦ.

Карагандинская Аким Ахметов Батырлан Дюсенбаевич История и география Основан 1954 Прежние названия до 1954 Большой Джезказган / Кенгир Город с 1954 Площадь Высота центра 300 м Тип климата полупустынный Часовой пояс UTC+6 Население Население ▼ 84 602 человека (2013 ) Национальности казахи (60,80 %)
русские (27,20 %)
украинцы (4,0 %)
немцы (1,4 %)
татары (1,3 %)
белорусы (0,9 %)
корейцы (0,7 %) Цифровые идентификаторы Телефонный код +7 7102 Почтовый индекс 100600 Автомобильный код K, M, 09 jezkazgan.kz
(рус.) (казах.) Медиафайлы на Викискладе

Жезказга́н (старая транскрипция до 8 сентября 1992 года - Джезказга́н , каз. Жезқазған ) - город в Республике Казахстан . До мая 1997 года был центром (впоследствии упразднённой) Жезказганской области , ныне - город областного подчинения Карагандинской области .

Климат

Климат полупустынный (резко-континентальный), сухой. Территория подвержена воздействию пыльных бурь. Зима холодная, а лето жаркое и сухое. Короткая весна и долгая сухая осень. Высокая степень континентальности и резко выраженная сухость объясняются прежде всего удаленностью от океанов и морей. Продолжительность вегетационного периода и количество солнечного тепла позволяют возделывать многие сельскохозяйственные и бахчевые культуры.

Климат Жезказгана
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 5 9 27,4 34,2 37,2 43 42,2 42,4 39,9 30,5 22 9,8 43
Средний максимум, °C −8,5 −7,1 0,6 15,7 23,4 29,9 31,3 29,8 23,2 13,7 2,2 −5,7 12,4
Средняя температура, °C −13 −12,3 −4,5 8,6 16,2 22,6 24,4 22,5 15,2 6,3 −2,8 −10,2 6,1
Средний минимум, °C −17,6 −17,3 −9 2,2 8,7 14,5 16,8 14,4 7,1 −0,1 −7,1 −14,6 −0,2
Абсолютный минимум, °C −40 −41,1 −36,1 −15,6 −6,6 −2,2 3,9 −2,6 −11,4 −19 −37,2 −40 −41,1
Норма осадков, мм 19 16 16 17 19 17 18 11 5 16 17 16 187
Источник: Погода и Климат

История

Дореволюционный период

О богатствах недр Жезказгана человек узнал давно, ещё в эпоху бронзы . Об этих месторождениях в виде проявления медных руд и их раскопках впервые упоминается в трудах Геродота . Велись широкие раскопки, добывалась руда, плавился металл и изготовлялись медные изделия. Об этом свидетельствуют археологические находки - система печей для плавки руд, слитки меди, медные и бронзовые наконечники стрел. В окрестностях Жезказгана встречаются обелиски (менгиры), каменные бабы и развалины древних построек.

Жезказган впервые упоминается в «Дневных записках путешествия капитана Рычкова в Киргиз-Кайсацкие степи в 1771 году», изданных в Санкт-Петербурге. После опубликования записок в район Жезказганской области было организовано несколько экспедиций для подтверждения богатства района. Организатором одной из экспедиций был Григорий Семенович Волконский - отец декабриста Сергея Волконского . Посланной им экспедицией подтверждаются предположения о больших запасах свинца и меди в районе нынешнего Центрального Казахстана.

В честь этого была выпущена памятная медаль, вычеканенная из «серебристого свинца», добытого из Свинцовой горы Кургасынтау (Месторождение Кургасын в 150 км к северу от Жезказгана). На лицевой стороне медали была надпись: «Европа венчает Россию славой, Азия отверзает ей свои сокровища».

Впервые медные земли были зарегистрированы как «Джезказганское Медное Месторождение» в 1847 году промышленником из Екатеринбурга Н. А. Ушаковым, но, не располагая достаточно крупным капиталом, Ушаков, а затем и горнопромышленная компания Рязановых, так и не смогли на протяжении более 60 лет организовать в крупных масштабах промышленное освоение района. Это пытались сделать и акционерные компании Англии и Франции , которые в 1909 году приобрели Джезказган у наследников Рязанова, взяв в аренду на 30 лет урочище Карсакпай (1420 Га) для строительства на нём медеплавильного завода.

Днем рождения города Джезказган можно считать 20 декабря 1954 года , когда Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР рабочий поселок Большой Джезказган был переименован в город. В то время он насчитывал немногим более 30 тысяч жителей, вместе с поселком Рудник.

С тех пор город широко раздвинул свои границы и шагнул далеко в степь. Там, где совсем недавно были пустыри, проложены широкие проспекты, разбиты парки и скверы. В городе проживало 138 тысяч человек, а жилищный фонд составлял 1640 тыс. м².

Стоит отметить первостроителей Большого Джезказгана, внёсших значительный вклад в становленние и развитие города: Н. Е. Гаврилов, М. П. Койнов, Ф. Г. Блёсткина, М. Бушелаков, В. Д. Вакульчик, Тетевин, Воронов, Сельский, Рублёв, Барсуков.

Особо бурными темпами город стал развиваться с 1956 года, когда было принято решение превратить Жезказган в крупнейший центр цветной металлургии страны. По призыву партии приехали строить медный город посланцы братских республик Украины , Белоруссии , Эстонии , Латвии , Литвы и др. В 1959 году в Джезказгане был введён в эксплуатацию роддом, бессменными работниками которого долгое время были такие заслуженные медики как: Шахуали Амирович Оспанов, Серик Хамитович Тлеубаев, Р. Л. Тульчинский, М. Н. Журавлёва, Л. А. Гаврилова, Л. С. Варапаева, Л. С. Кизильштейн, Л. В. Манаенкова, Г. Т. Майш, Л. И. Клещ, П. П. Досковская.

Жезказган - один из первых городов республики, где начал работать телецентр . Сначала горожане и жители окрестных населённых пунктов смотрели местные телевизионные передачи, а с 1968 года начала действовать телевизионная станция «Орбита», которая принимала программы центрального телевидения из Москвы .

Город в степи был озеленён и соединён со всеми рабочими посёлками и их подсобными хозяйствами асфальтированными дорогами.

С 1958 года в городе при городской газете «Джезказганский рабочий» начало работать литературное объединение «Слиток», а позднее «Курыш» на казахском языке. В обоих объединениях принимали участие более сорока начинающих поэтов и прозаиков. В своих произведениях рабочие поэты славили труд, людей, преображающих степной край. Был открыт вечерний факультет Карагандинского Политехнического Института, преобразованный в 1992 году в горно-технологический институт. Позже, на базе этого института и Жезказганского Педагогического Института был открыт нынешний Жезказганский университет имени О. А. Байконурова . Придавалось особое значение развитию физкультуры и спорта. Действовали три стадиона. Футбольные команды «Горняк», «Металлург», «Енбек» не раз становились чемпионами республики, занимали призовые места во второй лиге команд тех времен. Развивалась рыбалка на реках Сарысу и Жезды.

В 1971 году Совет Министров Казахской ССР утвердил план развития Джезказганского промышленного района на 25-30 лет, в котором отмечалось, что район занимает первое место в стране по разведанным запасам и добыче медной руды. Планом предусматривалось дальнейшее расширение горнодобывающих предприятий; строительство шахт Анненского горного района, освоение полной мощности шахт № 57 и 65, а также уникального Акчи-Спасского месторождения, строительство третьей обогатительной фабрики, реконструкция действующих, окончание строительства медеплавильного завода с выпуском конечной продукции - медной катанки. Генеральным планом предусматривалось соединение города с Оренбургско-Ташкентской железной дорогой, с выходом к Аральскому морю , ввод в эксплуатацию нового аэропорта высокого класса (с твёрдым покрытием). Намечались большие планы по жилищно-гражданскому и социальному культурно-бытовому строительству.

В течение первого десятилетия после распада СССР в городе произошли большие отрицательные перемены. Нарушилась работа коммунальных служб: повседневным явлением стали длительные перебои с электроэнергией, отоплением и водоснабжением, начался массовый отток населения. Прекратили работу трикотажная фабрика; завод по производству мяса индюшек развалился и был закрыт, как и ряд других предприятий, - птицефабрика, кирпичный завод. Городской стадион был заброшен и приведён в негодное состояние. Упразднение Жезказганской области в мае 1997 года нанесло городу ещё один непоправимый урон. Была вывезена часть инфраструктуры, заморожен ряд перспективных инвестиционных проектов. Началась вторая волна оттока населения. С 2000 года был наблюден крайне медленный рост благосостояния города, было начато восстановление и расширение его инфраструктуры. При непосредственном участии, финансовой и технической поддержке корпорации «Казахмыс» были полностью реконструированы: городской стадион «Металлург» и площадь Первостроителей. Площадь приобрела совершенно новый облик, вместо старого фонтана был возведен новый, музыкальный, с цветовой подсветкой. Сама площадь стала значительно шире за счет присоединения к ней прилегающей территории пустыря. На площади также расположилось здание Дворца Бракосочетаний, построенного в виде пирамиды. Сама площадь была облагорожена и озеленена; были высажены многочисленные саженцы: катальпа, тополь белый, боярышник, сирень.

В 2012 году было начато строительство железнодорожной ветки «Жезказган - Саксаульская - Шалкар - Бейнеу », длиной 988 км, которая стала частью транзитного коридора «граница Китая - порт Актау - Баку - Грузия - Турция - страны Европы».

В 2015 году была введена в эксплуатацию новая железнодорожная линия «Жезказган - Саксаульская » длиной 517 км. Линия строилась с июля 2012 года . В декабре 2013 года была произведена состыковка верхнего строения пути близ станции Косколь (Улытауский район Карагандинской области). В рамках строительства линии было сооружено 12 мостов через реки и овраги, уложено 244 водопропускные трубы, в тело земляной насыпи было отсыпано около 30 млн кубических метров грунта. В 2014 году было запланировано закончить первый пусковой комплекс, в который входило 44 новых разъезда, устройства сигнализации и блокировки, посты электрической стабилизации и энергоснабжения, административные здания и жильё.

22 августа 2014 года Президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым было торжественно открыто движение на двух линиях - «Жезказган - Бейнеу» и «Аркалык - Шубарколь».

Был принят и утверждён генеральный план развития города до 2017 года.

Население

Численность населения
1959 1979 1989 1991 1999 2009 2012 2013 2014
32 442 ↗ 62 495 ↗ 108 821 ↗ 111 100 ↘ 90 001 ↘ 86 227 ↘ 85 189 ↘ 84 514 ↗ 84 763
Национальный состав населения
  • казахи - 60 293 чел. (62,32 %)
  • русские -25 271 чел. (26,12 %)
  • украинцы - 3 676 чел. (3,80 %)
Статьи по теме