Статуя зевса и его храм в олимпии. Храм зевса в олимпии - духовный центр эллады Храм Зевса в античный период

В самом центре Афин, в 700 метрах на юго-восток от Акрополя возвышается группа колонн, выполненных в коринфском ордере. Это всё, что осталось от некогда великолепного сооружения, самого большого святилища Эллады – храма Зевса Олимпийского.

История создания

История постройки храма Зевса Олимпийского, или Олимпейона, уникальна и растянулась более чем на 6 веков. По преданию, ранее на месте, выбранном для постройки храма, стояло древнейшее святилище Девкалиона, эллинского Ноя, выжившего после всемирного потопа и ставшего прародителем нового рода человеческого. Сын его, Эллин, считался праотцом всех греков. Храм, возводимый в столь священном месте, не мог быть рядовым, и планы по его строительству были очень амбициозны.

Сооружение святилища было начато около 520 года до н. э. Строительство задумал афинский тиран Писистрат, но воплощать идею в жизнь начал его сын и преемник Гиппий. Новый храм был призван затмить своим великолепием прославленные культовые постройки Эллады той эпохи – храм Геры на острове Самос и храм Артемиды в Эфесе, причисленный к чудесам света.












Масштабы замысла действительно впечатляли. По первоначальному плану здание планировалось построить в дорическом стиле. Главным материалом служил известняк. Размеры фундамента составляли 41х108 метров. По форме храм должен был представлять классический периптер, окружённый двойной колоннадой. Число колонн с торцов составляло по 8 в каждом ряду, по боковым сторонам – 21.

Однако Гиппий не смог реализовать замысел отца. В 510 году до н. э. демократическая партия низложила тирана. К моменту свержения Гиппия был готов только фундамент и началось возведение колонн. Демократическим Афинам Олимпейон казался слишком надменным и высокомерным, и неприятие тирании привело к прекращению строительства. Более того, по приказу стратега Фемистокла, прославившегося в битве при Саламине, использовавшиеся для строительства храма каменные блоки были частично разобраны и использованы для строительства афинских укреплений.

Следующий этап строительства храма Зевса Олимпийского связан с именем Антиоха IV Эпифана из династии Селевкидов, царя Сирии, потомка одного из сподвижников Александра Македонского. Антиох всячески стремился укрепить свой авторитет в Афинах и приказал своему архитектору, римлянину Децимусу Косицию, достроить Олимпейон. Проект здания был серьёзно переработан. Дорический ордер заменили более нарядным коринфским, а основным материалом вместо известняка стал более ценный и престижный пентеликонский мрамор. Замысел Косиция предполагал возведение трёх рядов по 8 колонн с торцов и по два ряда колонн на боковых сторонах, по 20 колонн в каждом. Однако в 164 году до н. э. Антиох был убит взбунтовавшимися солдатами (по другим данным, умер во время эпидемии), а здание снова осталось недостроенным.

Завершение античного «долгостроя»

Дальнейшие страницы истории Олимпейона связаны с римским владычеством. Однако римляне не спешили достраивать святилище. Более того, в 84 году до н. э. римский диктатор Сулла, захвативший Афины в ходе войны с понтийским царём Митридатом, приказал снять часть приглянувшихся ему коринфских капителей с колонн и вывез их в Рим, где они пошли на строительство храма Юпитера Капитолийского.

Лишь спустя более 200 лет история главного «долгостроя» древности завершилась. Произошло это в правление римского императора Адриана. Адриан обожал всё эллинское, он даже отрастил себе бороду, что противоречило римской традиции. Особенно император любил Афины, в которых по его приказу были развёрнуты масштабные строительные работы. Так, в 129-131 годах н. э. возведение храма Зевса Олимпийского, наконец, завершилось.

Храм был поистине величественным сооружением, гигантом античного зодчества, достойным Отца богов. Он стоял на фундаменте из трёх ступеней размерами 107,7 х 41,1 метров. Длина самого здания составляла 96, а ширина 40 метров. Храм окружала двойная колоннада, с торцевых сторон к нему были пристроены портики, по 8 колонн каждый. Всего колоннада насчитывала 104 колонны высотой 17 метров, увенчанные пышными коринфскими капителями. Диаметр колонн у основания составлял 2 метра, а диаметр капителей – до 3 метров.

В центральном зале храма находилась гигантская статуя Зевса, выполненная в хрисоэлефантинной технике и являвшаяся копией знаменитой статуи Громовержца работы Фидия из храма в Олимпии. Статуя производила неизгладимое впечатление, взглянуть на неё приезжали паломники со всего римского мира. В знак благодарности афиняне заказали огромную статую самого Адриана, которую установили рядом с храмом.

Дальнейшая судьба Олимпейона

Храм высоко почитался как греками, так и римлянами, которые видели в Зевсе своего верховного бога Юпитера. Многие императоры приезжали в Афины для церемоний в знаменитом святилище, а император Калигула, по легенде, даже попытался вывезти изваяние Зевса в Рим, однако при приближении рабочих статуя якобы расхохоталась, и рабочие категорически отказались к ней подходить.

С распространением христианства храм стал приходить в упадок. В 425 году император Феодосий полностью запретил поклонение старым богам, и здание начало разрушаться. Нередкие землетрясения неотвратимо превращали заброшенный храм в руины. Приложили свою руку и люди, растаскивавшие элементы храма для постройки новых зданий. К концу византийской эпохи от грандиозного некогда сооружения уже мало что оставалось.

В настоящее время памятником былого великолепия остались лишь 15 возносящихся в небо стройных колонн. Здесь же лежит 16-я, поваленная ураганом в 1852 году. Сегодня храм Зевса Олимпийского – одна из самых известных достопримечательностей Афин, хотя, увы, только незаурядное воображение позволит представить всё величие одного из крупнейших святилищ Древнего мира.

Храм, посвященный громовержцу Зевсу, или, как его еще называют, , был самым большим храмом Древней Греции .
Это не удивительно, если принять во внимание тот факт, что строительство храма заняло без малого 650 лет!!!

Строительство было начато в 6 веке до н.э. во времена правления тирана Писистрата, а завершено было во времена правления римского императора Адриана. Он же и посвятил храм Зевсу. Храм находится рядом с аркой Адриана, построенной для того, чтобы отделить старый город (город Тесея) от нового (город Адриана). В настоящее время от храма сохранилось лишь 15 колонн. Но даже эти остатки впечатляют своей массивностью. Высота каждой колонны составляет 17 метров.

Местность вокруг храма издавна считалась священной. Древние афиняне верили, что южнее храма существовала трещина, в которую ушла последняя вода после потопа Девкалиона. Там же находились родник Каллиори и пещера Нимф. В этих же местах совершил свой подвиг последний царь Афин Кодр, пожертвовавший собой ради спасения Афин во время войны с дорийцами. Возле родника Каллиори собирал своих учеников Сократ.

В средневековье Храм использовался как источник строительного материала для строительства зданий в Афинах. К концу византийского периода в Истории Афин храм был полностью разрушен о чем свидетельствовали путешественники, посещавшие в то время Афины.

Раскопки храма были произведены в 1889-1896 года Британской школой археологии; в 1922 году немецкими, а в 1960 году греческими археологами.

20 Января 2007 года группа греков, которая ратует за восстановление язычества, провела на месте храма обряд в честь Зевса.

Храм Зевса. Детали

Храм Зевса в античный период

Был построен на большой площади длиной более 200 метров и шириной 130 метров. Ограда храма была выполнена из камня, имел периметр 668 метров, и опиралась через каждые 5 метров на подпору.

Изначально строился из туфа или известкового камня, с огромными колонными диаметром более двух метров, но этот проект так никогда и не был завершен. После того как попытался в 175 году до н.э. достроить Антиох Четвертый, план строительства был изменен римским архитектором Коссутием Декимо, который стал использовать знаменитый пентельский мрамор. Также он изменил стиль колонн на коринфские.

Был выдержан в коринфском стиле, тип храма – диптер, с двумя радами колонн на торцовых сторонах и с тремя рядами по 8 колонн на фасадах. Внутри храма находилась статуя Зевса, которая была выполнена из золота и слоновой кости, а рядом с ней еще одна статуя, изображавшая императора Адриана.

Это был колоссальный по своим размерам храм; один из самых больших храмов античного мира. Совсем не случайно Тит Ливийский сказал, что в Афинах единственный храм на земле, размеры которого сравнимы с величием самого Зевса.

В римский период вокруг Храма Зевсу образовалось поселение, которое называлось Адриануполь.

Недалеко от Храма Зевсу, на левом берегу Илисоса, находился Панафинский Стадион, который был сооружен во время правления Ликурга в 4 веке до н.э. и вновь отстроенный в мраморе Иродом Аттиком во 2 веке до н.э. Во время турецкого правления стадион был разрушен и был восстановлен лишь в конце девятнадцатого века к олимпийским играм 1896 года, которые прошли в Афинах.

Афинский храм Зевса Олимпийского – сооружение уникальное во многих аспектах. Рекорд по длительности сооружения, вдвое меньший период процветания и минимум оставшегося на обширной огороженной площади, и все это в самом центре греческой столицы. Многие скажут, что там нечего смотреть, но это вовсе не так – это историческое сердце Греции.

При первом, беглом взгляде немного странно видеть практически свободную от построек территорию размером в несколько футбольных полей. Однако сохранившееся основание храма и особенно полтора десятка высоченных колонн выглядят внушительно.

Устоявшие колонны соединены перемычками, все конструктивные элементы изготовлены из добытого поблизости мрамора. Месторождение на горе Пентеликон обеспечило поделочным камнем не только храм Зевса Олимпийского, из него построена и арка Адриана, и восстановленные трибуны стадиона Панатинаикос, где прошли первые Олимпийские игры в современной истории.

Среди божеств Древней Греции Зевс был верховным богом, повелевающим всем сущим на земной тверди. Морскими водами и их обитателями повелевал его брат Посейдон, еще один брат Аид ведал царством умерших. У Зевса было многочисленное потомство как от жены Геры, так и от других богинь и смертных женщин. Его дочь Афина олицетворяла мудрость, покровительствовала художникам и ремесленникам.

Она была и покровительницей Афин, где ей посвящен храм Парфенон на горе Акрополь. Однако храм Зевса Олимпийского намного превосходил все прочие святилища, вместе с прилегающей территорией только немного уступая площади всей скалы Акрополя.

Для ориентации будущих посетителей Афин в обзоре приводится схема основных сооружений, размещенных в районе храма. Ясно просматривается замысел создателей святилища сделать храм центром притяжения взглядов всех посетителей этого священного сооружения.

Вокруг храма оставлено достаточно места, чтобы рассмотреть его с достаточного удаления, ведь вблизи видны детали, но теряется ощущение величественности.

На схеме обозначены как сооружения, построенные в одно время с храмом и позднее, так и гораздо более ранние, еще за 400 с лишним лет до нашей эры. Именно в это время началось и строительство храма Зевса, но затянулось на долгих шесть веков.

Спецификация к приведенной схеме называет все окрестные сооружения и приводит даты окончания их строительства. Из таблицы видно, что самыми древними являются стена Фемистокла, дворец Аполлона Дельфийского и развалины древнего здания суда.

Обозначены и арка Адриана, около которой и проходит большинство направляющихся к храму Зевса Олимпийского, и другие постройки времен Адриана – римские бани, еще одно святилище Зевса, жилой поселок и более поздний дворец Кроноса и Реи, родителей Зевса.

По легенде, Кронос съедал своих детей из-за предсказания своей матери Геи о лишении ими власти своего отца. Однако Рея ребенка утаила, и предсказание сбылось.

С территории храма Зевса Олимпийского прекрасно просматривается величественный Акрополь, построенный за 5 веков до нашей эры, то есть раньше даже первых попыток строительства описываемого храма. При этом расположенные на неприступной скале культовые сооружения хотя и имеют повреждения, но сохранились достаточно полно по сравнению с несколькими колоннами на большом основании храма Зевса Олимпийского.

Длительность строительства храма Зевса Олимпийского объясняется неоднократными остановками из-за смены правителей либо смерти архитектора. Самая большая пауза произошла в период внедрения Римом христианской религии, что повлекло неприятие всех иных верований. Только приход к власти веротерпимого императора Адриана позволил закончить грандиозный долгострой.

Жемчужиной храма была гигантская статуя сидящего на троне Зевса, копия работы великого Фидия для храма с городе Олимпия, который с афинским часто путают, и осталось от него немного из-за пожара. Статуя Зевса считалась древними греками одним из семи чудес света и разделила судьбу большинства из них – ведь до наших дней из них сохранились только египетские пирамиды.

Описывают произведение Фидия как чудо из слоновой кости и золота (якобы драгоценного металла понадобилось 200 кг). Статуя была около 15 метров в высоту, при 17-метровых колоннах Зевс почти доставал головой перекрытие.

Разрушение храма произошло не из-за древности или ошибок строителей, это в основном дело человеческих рук. Сооружение имело большой запас прочности, в чем можно убедиться и в наши дни, осмотрев мощное основание из громадных толстых плит в несколько слоев.

Колонны по 2 метра в диаметре установлены на дополнительные подкладки, предусмотрены скрытые крепежные детали. Тем не менее из более чем сотни колонн осталось только то, что видят посетители во время экскурсии.

Древнейшие варианты строения разбирали для сооружения укреплений, защищающих Афины от набегов, а после воцарения римлян властители, имеющие обыкновение использовать сокровища покоренных стран для украшения собственных сооружений, демонтировали нужные им детали.

Когда Константин Великий в 300-х годах нашей эры фактически легализовал христианство, запрета на иные обряды и верования он не вводил, но Феодосий это сделал, что поставило храм вне закона и лишило государственной защиты.

Высокая сейсмическая активность и расхищения быстро превратили уникальное строение в руины.

В верхней части колонны оканчиваются декоративными капителями, одновременно служащими опорой горизонтальных соединительных балок. Эти конструктивные элементы соединяли колонны в продольном и поперечном направлении, обеспечивая жесткость всего сооружения.

Одновременно верхние горизонтальные балки служили опорой архитравам – главным элементам перекрытий и кровли зданий. Капители кроме их декоративного назначения несли и инженерные функции передачи нагрузок между составными частями зданий.

В храме Зевса Олимпийского применены капители коринфского ордера, сочетающие прочность и изящество.

Каменная ограда обозначает территорию храма, на которой не велось никакое другое строительство. Возле стен собраны различные составные части, найденные на месте разрушенного здания. Здесь находятся разной степени обработки элементы конструкций и заготовки для них, которые отображены на подборке слайдов.

Каменные блоки вытесывались древними каменотесами вручную, с использованием простейшего инструмента. Представленная коллекция показывает разные стадии обработки камня, от грубого придания формы до чистовой обработки, обеспечивающей плотное прилегание друг к другу без применения связующего раствора.

Конечная стадия выполняется камнерезами, способными воплощать в твердом материале плавные формы.

Помимо основной группы колонн, связанных верхними перемычками, которые посетители рассматривали в восточной оконечности храма Зевса Олимпийского, в его западной части чудом устояли две одиночные колонны и одна лежит, рассыпанная на составляющие элементы. Становится понятной конструкция, состоящая из отдельных дисков, соединяемых затем в вертикальное изделие. Подробности нужно рассматривать, подойдя ближе.

Греческий полуостров Пелопоннес напрямую связан с историей Олимпийских игр и почитанием Бога Зевса. Именно на нем сегодня находятся руины знаменитого храма, где была установлена огромная статуя Зевса. Конечно, с течением времени от культового сооружения остались одни камни, но даже в таком состоянии это место вызывает во многих посетивших его священный трепет.

Комплекс у подножия Кроноса

Храм располагается в 300 км от Афин у основания горы Кронос. Он был отстроен греками в период между 471 и 456 годами до нашей эры. Проект дорического храма в то время разрабатывал архитектор Либон.

В 884 году до нашей эры на Пелопоннесе начали проводить первые спортивные игры, посвящая каждую значимую победу Зевсу. Когда в Греции объявляли начало игр, все междоусобные конфликты и войны на время стихали. Цари и вожди могли беспрепятственно находится возле арен, так как их безопасность гарантировалась укладом и правилами Древней Греции. После окончания состязаний все возвращалось на свои места, и враги снова начинали враждовать между собой.

В 5 веке до нашей эры Олимпия стала религиозным центром всей Греции. Олимпийские игры проводились на регулярной основе, прочно войдя в греческую культуру, как важная ее часть.

Храм Зевса: описание

Ученые и археологи смогли точно восстановить параметры храма в Олимпии. Архитектура храма представляла собой следующее:

  • 6 колонн растянуты по ширине периметра;
  • 13 проходят по длине у основания;
  • Крыши и стены из мрамора;
  • Фундамент из ракушечника;
  • Метопы с подвигами Геракла;
  • Фронтоны со скульптурами и композициями;
  • Фигура Зевса за занавесом в центре.

Статуя Зевса в храме простиралась в высоту на 15 метров. Скульптура выглядела, как Бог, восседающий на внушительном троне. Такая композиция вызывала восхищение и трепет. Поэтому была включена в пресловутые 7 чудес света.

На территории туристического комплекса в наши дни работает археологический музей, часть экспозиций которого составлена из сохранившихся в храме скульптур и фрагментов. Благодаря скрупулезной работе историков прошлый облик храма и статуи Зевса реконструирован с большим количеством подробностей и деталей.

Археологам удалось выяснить, что основа статуи Зевса была сделана из деревянных щитов, которые закрывали пластины из слоновой кости. Одежда Бога была инкрустирована золотом, а его глазами служили драгоценные камни.

Трон Зевса был обильно украшен золотым теснением, драгоценностями и фигурами из камня. Правая рука Бога была занята миниатюрной скульптурой Ники, а в левой у него находился скипетр с орлом из золота.

Есть мнение, что для возведения статуи Зевса было потрачено 200 килограмм золота. Материалы, из которых была сделана величественная статуя, требовали особых условий и ухода. Поэтому храмовые жрецы регулярно мазали слоновую кость оливковым маслом, а также полировали другие детали статуи.

В Греции бытовала традиция, согласно которой каждый эллин был просто обязан узреть великую статую лично хоть раз в жизни. Так его жизнь считалась прожитой не напрасно.

Судьба статуи Зевса доподлинно не известна. Существует две версии ее дальнейшей участи:

  • Исходя из одной исторической версии можно сделать вывод, что храм и статуя были разрушены по эдикту Теодориха, предписывающему уничтожить на этой земле все языческие проявления;
  • Другая версия указывает на 475 год до нашей эры. Именно тогда статую якобы выставили в Константинополе, но затем она сгорела во время пожара во дворце.

Автором знаменитой скульптуры Зевса на троне считают художника и скульптора Фидия. Благодаря оставшейся после него картине ученые смогли точно восстановить облик статуи, а также узнали множество других данных, которые сопровождали историю достопримечательности.

Условия посещения Олимпии

Вход в туристическую часть Пелопоннеса Олимпию для туристов платный. Главное туристическое приключение начинается в археологическом музее. Затем красивая дорога среди кипарисов ведет к подножию горы, где и расположены руины храма.

Стоимость входа в Олимпию приравнивается примерно к 6 евро. Эту же сумму придется отдать за посещение музея. Цена комплексного билета равняется 9 евро.

В выходные дни комплекс работает с 8.30 утра и до 15 часов дня. Летний сезон длится с мая по октябрь. В этот период комплекс открыт с 8 и до 19 вечера. Зимой работа комплекса продолжается до 17 часов вечера.

У входа в Олимпию расположены фонтанчики с водой для питья. Осмотр достопримечательности может длиться до 4-х часов, поэтому необходимо взять с собой солнцезащитные средства. Иначе никто не сможет гарантировать безопасное пребывание на солнце в течение дня.

На территории комплекса работает кафе, где можно вкусно пообедать местной едой. Ежегодно эта достопримечательность принимает огромное количество туристов.

Храм Зевса в Олимпии – это совмещение архитектуры и скульптурного творчества. Его облик и стиль возвели в ранг классики. До сих пор, никому не удавалось повторить или превзойти его в изяществе или внешней гармонии. ЮНЕСКО внесло этот храм в свой известный список наследия за его величие и историческую значимость. Поездка к руинам и поход в местный музей помогут любому ощутить всю прелесть и важность данного места.

Как добраться до храма Зевса?

На улице Кифису в Афинах находится стоянка автобусов, откуда они отправляются в Пиргос. Эти автобусы ездят по своим маршрутам с 7 утра и до 22 вечера. В Пиргосе придется сделать пересадку до Олимпии.

Еще до Олимпии можно добраться через Патры. Там также ездят автобусы с раннего утра и до позднего вечера. Те путешественники, которые планируют посетить Олимпию, сойдя с круизного лайнера, могут сделать это в порту Катаколон.

Легче всего доехать до храма Зевса на машине или экскурсионном автобусе. Так можно обойтись без лишних пересадок. Если выбор все же пал на общественный транспорт, то стоить помнить, что в праздники и выходные эти автобусы ходят намного реже.

Адрес: Archea Olimpia 270 65, Греция

Телефон: +30 2624 022517

Время работы: 8-20 (без выходных)

Древняя Греция стала родиной двух чудес света: статуи Зевса и Колосса Родосского. Оба шедевра не сохранились до наших дней, а с изваянием владыки Олимпа и вовсе произошла каверзная история. Многие полагают, что она находилась в одноименном храме в Афинах, но на самом деле легендарная статуя Зевса размещалась в деревушке Олимпия на Пелопоннесе . В честь знаменитого громовержца здесь возвели монументальный дворец, известный сегодня как храм Зевса в Олимпии. В наши дни от сооружения остались лишь руины, но даже по реконструкциям виден высочайший уровень мастерства, которым обладала архитектурная школа того времени.

Величие греческой архитектуры

Градостроительство и особенности архитектуры Древней Греции служили своеобразным идеалом совершенства. Как славилась в средние века романская и готическая архитектура западной Европы, так в античный период образцом для подражания было древнее царство греков.

Влияние греческой школы встречается в сооружениях крупной и малой форм у государств Северного Причерноморья, царств Аравии, Сасанидской империи (Иран). Многие элементы позаимствовала романская архитектура Западной Европы, в том числе знаменитые базилики, монастыри и церкви св Марии (Санта Мария). Не осталась в стороне даже готическая архитектура Восточной и Северной Европы.

И чем больше исследуют древние города и гробницы с артефактами, тем сильнее ощущается уровень развития строительства, которым обладало раннее греческое царство. Храм Зевса в Олимпии – одно из недостижимых сооружений античности, вершина архитектуры дорического ордера. Раскопки оставшихся от Олимпийского святилища руин позволили реконструировать первоначальный облик дворца и восстановить историю возведения храма.


Строительство храма

Небольшому поселению Олимпия на северо-западе Пелопоннеса суждено было сыграть значительную роль в мировой истории.

С древнейших времен на этих землях было заложено крупное святилище богини Геи. Здесь же Геракл заложил традицию проведения Олимпийских игр , которая существует и поныне. Но это все было ранее, а в период эпохи расцвета греческой цивилизации царил культ Зевса, поэтому новую святыню посвятили именно ему.

Храм Зевса начали строить в 472 г. до н.э. Как и храм Аполлона Эпикурия, дворец громовержца связан с военными действиями: его возведению предшествовало легендарное сражение греков с персами. Окрыленные победой жители Эллады не скупились на пожертвования, и строительство времени заняло немного. Для дворца подбирались строительные конструкции из самых лучших материалов, а выполняли работы опытнейшие зодчие Греции. Украшением храма стали рельефные изваяния, памятники и роскошная статуя Зевса работы великого Фидия. Завершение строительства датируется 456 г. до н.э.

По восстановленным планам Олимпии, храм располагался в самом центре Священной рощи (Альтиса). С запада он соседствовал с мастерской Фидия, а с восточной и северной стороны дворец окружали скульптуры и вотивные дары. Для античных греков храм Зевса был важнейшей святыней. По значимости с ним сравнимы лишь византийский собор Софии или знаменитейший дворец Азии Тадж-Махал.

Читайте также: Храм Гефеста в Афинах - история, описание, информация для туристов

Утрата былого величия античного дворца связана с кризисом греческой цивилизации, а затем и упадком римской республики. С приходом христианства храм был разрушен, а уцелевшие фрагменты скрыли под слоем песка мощные землетрясения 520-550 гг. Раскопать останки и восстановить облик святыни археологи смогли только в 19 веке.



Архитектурные достопримечательности

Возведенный лучшими зодчими Греции дворец стал самым крупнейшим на Пелопоннесе: длина основания составляла 64 м, а ширина 28 м.

Храм Зевса в Олимпии представляет собой дорический периметр, т.е. со всех сторон здание окружено колоннадой (к слову, позднее этот стиль частично примет школа средневизантийской архитектуры). На торцах культового сооружения насчитывалось 6 колонн, а на боковых сторонах по 13. Причем все они были идеальной формы, т.е. это самый первый образчик классического стиля греческой архитектуры.

Особый интерес исследователей вызывает декор храма. На фронтонах и метопах размещались скульптурные группы, обыгрывающие мифологические сюжеты. Композиция восточного фронтона повествует о состязаниях между Пелопсом и Эномаем, за которыми зорко наблюдает Зевс. Западный фронтон демонстрирует сцены из битвы лапифов с кентаврами, а на метопы нанесены 12 подвигов Геракла. Фрагменты этих скульптурных групп были найдены и частично восстановлены.






Главная особенность храма – монументальная статуя Зевса Олимпийского, которая впоследствии стала одним из чудес света. Величественное изваяние, исполненное из черного дерева, слоновой кости, золота и драгоценных камней, поражало входящего в храм. Высота восседающей на троне фигуры составляла 10 метров: казалось, что если громовержец встанет, то он возвысится даже над самим храмом. Скульптура располагалась в центре зала, а по бокам тянулись смотровые галереи. К сожалению, этот шедевр был утерян еще в античные времена.

Реконструкция облика дворца Зевса позволила понять, что греческие храмы были столь же величественны, как возведенные в средние века церкви и монастыри архитектуры Западной и Восточной Европы. Хотя в XI-XIII вв развитие строительства было совсем на другом уровне.

Сегодня на месте святилища остались лишь руины, но даже маленькая частичка храма стоит внимания современных туристов, ведь она несет в себе величие античных времен.


Как добраться до Храма Зевса в Олимпии

Чтобы своими глазами полюбоваться колоннами древнего святилища, необходимо отправиться на Пелопоннес, в городок Олимпия.

Еще раз предостерегаем: не перепутайте храм со статуей Зевса в Олимпии и храм Зевса Олимпийского, находящийся у акрополя в Афинах!

Олимпия – небольшое поселение, основную часть которого составляет археологический комплекс. Своего транспорта здесь нет, путешественников привозят туристические автобусы или общественный транспорт других городов. Если экскурсионным путевкам вы предпочитаете самостоятельные поездки, то добраться до храма Зевса в Олимпии можно тремя способами.

Автобусы из Афин

Из греческой столицы с улицы Кифису, где расположен терминал А, дважды в день курсируют прямые рейсы до Олимпии (через Пиргос). Время отправления автобуса из Афин 09:30 и 13:00, дорога займет 5,5 часов, а билет обойдется в 28 евро.

Кроме того, с этой же автобусной стоянки каждый час (с 06:30 до 21:30) ходят автобусы до Пиргоса. Здесь необходимо пересесть на автобус до Олимпии, который курсирует ежечасно.

Статьи по теме