Храм троицы живоначальной в никитниках. Россия: церковь троицы живоначальной в никитниках Храм троицы в никитниках расписание богослужений

August 18th, 2012 , 01:23 pm

Иногда, очень редко, нам с мужем удается прогуляться вдвоем (т.е. без наших милых детушек). И в такие прогулки моя наблюдательность за окружающим миров, ясное дело, возрастает. И вот совсем наш выбор пал на (Никитников пер., д. 3). Ну и пока мы туда шли, каким то чудом, нас занесло на ул. Варварку. Жаль что время было позднее и внутрь всех церквей попасть не удалось. Кроме, одной...



Иногда, очень редко, нам с мужем удается прогуляться вдвоем (т.е. без наших милых детушек). И в такие прогулки моя наблюдательность за окружающим миров, ясное дело, возрастает. И вот совсем наш выбор пал на Церковь Святой Троицы в Никитниках (Никитников пер., д. 3). Ну и пока мы туда шли, каким то чудом, нас занесло на ул. Варварку. Жаль что время было позднее и внутрь всех церквей попасть не удалось. Кроме, одной...

Как только мы вышли из метро Китай- Город начался сильный ливень и мы поспешили укрыться в Церкови Всех Святых на Кулишках. Какое же это чудо: на улице дождь стеной, а ты на крыльце церкви (это само по себе символично). И ты смотришь и понимаешь, что на распутье: направо теплый свет от свечей, мерцающий, дрожащий полумрак и с иконостаса на тебя выступают милостивые лики, запах воска и ладана и как контраст, ты смотришь налево: стена холодного, свежего дождя, барабанная его дробь по металлической крыше (как будто специально, для усиления ощущений).

Мы вошли в глубину церкви. Там шло таинство исповеди и напоказ были выставлены мощи Николая Чудотворца. Помню свое сильное смущение и робость.. ведь шла я не молиться сюда, а смотреть и воспринимать. И так мне стало неловко... Я купила свечи и зажгла их, прочитала молитву. Стало легче... Потом я села на скамейку, напротив иконостаса и стала смотреть... Муж сказал: "Пока не воспримешь дождь не кончиться..." , а я подумала: "Это небо плачет..." (не знаю почему...). О Церкови Всех Святых на Кулишках напишу в следующем посте

Церковь Святой Троицы в Никитниках
(Церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке). (Никитников пер., д. 3).

Главной святыней храма с 1654 года служит список (копия) Грузинской иконы Богоматери, выполненный в честь избавления столицы от морового поветрия (эпидемии чумы). По этой причине храм в обиходе именовался церковью Грузинской Богоматери. К 250-летию этого события в подклете Грузинской Богоматери был посвящён особый придел. Отсюда пошло старое наименование Никитникова переулка - "Грузинский", которое было изменено на текущее в 1926 году

О иконе

Согласно преданию икона имеет грузинское происхождение и при завоевании страны шахом Аббасом в 1622 году была вывезена в Персию. Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя.

В это время Ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские приделы в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование. Черногорской обитель была названа потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной под именем Черной горы. Наименование "Красногорский монастырь" обитель эта получила только впоследствии.

После появления иконы в Красногорском монастыре ей стали приписывать многочисленные чудотворения. В 1654 году Грузинскую икону привезли в Москву для поновления и изготовления нового оклада. В этот год в городе была эпидемиячумы и с привезённым образом связывают ряд исцелений. Так в благодарность за исцеление своего сына серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов заказал список с Грузинской иконы для церкви Святой Троицы в Никитниках, который приписывают кисти Симона Ушакова.

Из-за сообщений о чудесах в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона иконе было установлено празднование 22 августа в день её появления в монастыре. В 1698 году указом было предписано ежегодно приносить Грузинскую икону в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Кроме Архангельска образ носили в Вологду, Великий Устюг, Переславль-Залесский, Москву и в Сибирь.

В 1707 году изографом Оружейной палаты Кириллом Улановым был сделан точный мерный список Грузинской иконы (цветное фото). На его нижнем поле помещена надпись: « написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския». В иконе находятся 4 мощевика. С иконы были сделаны и другие списки, некоторые из которых почитались чудотворными.

В 1920—1922 годы после закрытия Красногорского монастыря икона исчезает, а затем в 1946 году после открытия монастыря вновь появляется в нём. Архангельский епископ Леонтий (Смирнов) в 1946 году сообщал в Московскую патриархию, что Грузинская икона участвовала в крестном ходе в Архангельске. После этого судьба иконы остается неизвестной.

Икона относится к типу Одигитрия и близка к изводу Перивлепты. Иконография Грузинской иконы имеет аналоги среди других Грузинских иконописных памятников X—XVI веков и особо была распространена в Кахети.

Дева Мария изображена со слегка повёрнутой и наклонённой к сидящему на её левой руке Богомладенцу Христу. Голова Иисуса немного откинута, в левой руке находится свиток, а правая сложена в благословляющем жесте. Особенностью изображения Иисуса Христа является правая нога, повёрнутая обнажённой подошвой наружу.

Грузинская икона Богоматери

История церкви

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках - нарядный образец московского узорочья (архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта) середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе. Архитектура храма является значимой вехой в истории русского зодчества, храм послужил эталоном для множества московских церквей второй половины XVII века

Ещё в XVI веке на этом месте стояла деревянная церковь во имя святого мученика Никиты. В 1620-е годы она сгорела и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1631 -1653 годы был сооружён новый каменный храм во имя Святой Троицы. Источники упоминают о строительных работах в 1631-34 и 1653 годах. По поводу того, к какой из этих дат следует приурочить возведение церкви у историков нет общего мнения

Хотя заказчиком выступал купец из Ярославля, архитектурное решение церкви не имеет ничего общего с огромными четырёхстолпными храмами ярославской школы. На высоком подклете поставлен бесстолпный четверик, крытый сомкнутным сводом. Церковь увенчана пятью чисто декоративными главками (из которых только центральная является световой), покоящимися на двух ярусах кокошников.

С северной и южной стороны к нему примыкают приделы с похожими горками кокошников и одной главкой.

В западной части храма располагается паперть с галереей, к которой с северной стороны примыкает парадно оформленный, высокий шатёр колокольни, а с южной - вынесенное на проезжую часть переулка крыльцо, также оформленное небольшим шатром.


Крыльцо, 20011 г. фото Чеботарь А. М.


Свод крыльца, фото 2011 г., Чеботарь А. М.


Восточная гирька крыльца, 2011г, фото Чеботарь А. М.


Западна галлерея,2011г, фото Чеботарь А. М.

Южный придел храма был посвящён Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей инициатора строительства и членов его семьи. В начале XX века северный фасад, где имелось симметричное южному крыльцо, был искажён пристройками.


Южный придел Никиты Мученика 2008 г фото Чеботарь А. М.

Каждый из фасадов этого нарядного московского храма отличается от другого обликом и деталями убранства, что придает ему гармоническое разнообразие, столь ценимое в искусстве русского зодчества XVII в. На красном фоне стен яркой белизной выделяются резные наличники асимметричных окон, многочисленные пилястры, колонки, резные пояски и медальоны, полотенца, киотцы, вкрапления из зеленых изразцов. А первоначально резьба храма (в частности, наличники) была сплошь покрыта росписью красной краской и золотом по голубому фону.


Разные наличники

Аналогию этим декоративным решениям можно найти в Теремном дворце; не исключено, что это работа одной артели

По заключению П. А. Раппопорта, "живописная асимметричная композиция церкви в сочетании с чрезвычайной насыщенностью её декоративными элементами сделали памятник как бы образцом для московских храмов последующего периода". Для позднемосковского зодчества будут характерны сложно декорированные наличники, арки с висячими гирьками, широкое использование поливных изразцов.


1971 год


1982 г


1982-1986


1984 год


Вид с юго- запада и южная часть церкви, 1955 год


Вид с востока, 1995 год

Храм почти полностью сохранил первоначальный интерьер с росписями, воспроизводящими голландские гравюры Библии П. Борхта 1643 г

Многофигурная, динамичная роспись выполнена в 1652-53 годах лучшими мастерами Оружейной палаты - Иосифом Владимировым (икона "Сошествие Святого Духа на Апостолов" является одной из немногих точно связанных с его именем икон), Симоном Ушаковым и другими. Их авторству принадлежат и иконы местного ряда иконостасов главного храма и южного придела

В 1920 храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1923-41 гг. здесь действовал Музей Симона Ушакова, с 1963 года - Музей древнерусской живописи. В 1991 было принято решение вернуть церковь верующим, ныне богослужения ведутся в подклете храма.

Мои ошущения.

Внутрь попасть не удалось, но обойти вокруг получилось. И первое, что бросаетья в глаза - это то, что "бедняга зажата" со всех сторон и "взята в плен советскими монстрами".


Если же абстрагироваться от окружения, то возникает чувство радостного, веселого, хаотичного (не упорядоченного) взлета вверх к небу. Это как полет стрижа или ластоочки перед дождем (птица летит "рвано", догоняя насекомых). Взгляд от максимально устойчивого нижнего яруса, с его ритмом прямоугольников и квадратов (хотя есть и ритм треугольков над окнами, намекающих нам на подъем вверх), скользит выше, а далее все легче и легче, игривей и затейливей. Тебя заманивают разные узоры, говоря: "Загляни сюда и сюда... ".

Никитников переулок – один из самых коротких в Москве, здесь почти нет зданий – это фактически проулок между несколькими крупными постройками. Известность ему придает церковь Троицы Живоначальной, что в Никитниках. Ее изображения можно встретить во всех учебниках архитектуры, а над фасадами и интерьерами потрудились лучшие мастера своей эпохи. Лишь местоположение у нее не очень «выигрышное»: здания ХХ века загородили ее почти со всех сторон, уничтожив прекрасный старомосковский пейзаж, а сама церковь едва не была утрачена из-за строительного бума.

Название переулка и церкви появилось благодаря стараниям купца Григория Леонтьевича Никитникова, перебравшегося в Москву из Ярославля. Именно он вместо сгоревшего в 1626 году деревянного храма святого великомученика Никиты начал строить в 1628 году каменную церковь святой Троицы. Возведение ее несколько раз останавливалось и затем возобновлялось, декоративные элементы оттачивались и добавлялись – в результате существующий облик церковь приобрела в 1651 году, а внутренняя отделка продолжалась и позднее. При этом Никитников создал не только приходской храм, но и собственную домовую церковь с семейной усыпальницей в южном приделе святого Никиты – после смерти он, как храмоздатель, будет здесь похоронен. Изначально здание церкви соединялось специальным переходом с домом Никитникова, стоявшим рядом. Кроме того, купец использовал обширный церковный подклет (нижний этаж) в качестве хранилища своих товаров.

Московское церковное зодчество второй половины XVII века во многом происходит от церкви Троицы в Никитниках: заложенные в ней принципы узорочья будут использоваться практически до времен Петра I. Декоративное пятиглавие с пирамидой кокошников, поставленных в несколько рядов и украшенных зелеными изразцами, широкие шатровые крыльца (из двух, существовавших у Троицкой церкви, сохранилось одно), шатровая колокольня, богато декорированные наличники окон – все это станет образцом для новых московских церквей. Особое внимание привлекает окно на южном фасаде, выходящем в переулок: в боковых частях его наличника видна тонкая резьба с изображением попугаев. Не менее замысловато украшен и соседний портал: есть версия, что белокаменная резьба ранее была еще и покрашена в разные цвета. Но самое главное, что у этого декора есть немало общего с убранством окон Теремного дворца 1636 года в Кремле, что позволяет увидеть в них общее авторство. Не исключено, что Никитников нанял царских мастеров для постройки и отделки своей церкви. Тем более что для ее иконостаса образа выполнялись в Оружейной палате Кремля, над некоторыми из них трудился лучший мастер своего времени – Симон Ушаков. В то же время есть и деталь из ярославских храмов: в частности, колокольня поставлена над северо-западным углом церковной галереи. Росписи же, созданные русскими мастерами, в качестве прообраза имеют голландские гравюры середины XVII века на библейские сюжеты.

Кроме главного Троицкого престола и придела святого Никиты в церкви также существовал придел святого Николая Чудотворца, созданный потомками Григория Никитникова, а в пространстве под колокольней был устроен придел святого Иоанна Богослова.

Известно и другое народное название Троицкой церкви – во имя Грузинской иконы Божьей Матери. Этот образ 1654 года, хранившийся в храме, стал широко известен среди москвичей как чудотворный, и церковь начали называть по нему. Но лишь в 1904 году на средства церковного старосты А.В. Александрова, в память о посещении храма императором Николаем II, в подклете церкви был создан одноименный придел.

В 1871 году Московскому археологическому обществу пришлось приложить немало усилий, чтобы не допустить сноса Троицкой церкви ради возведения комплекса деловых зданий. Он все же появился по соседству в 1901 году под названием «Боярский двор», закрыв вид на церковь со Старой площади, но, тем не менее, храм не был затронут.

После революции церковь Троицы в Никитниках, отнесенная к памятникам I категории, была отреставрирована и передана Историческому музею в качестве филиала. Окружающая застройка, включая одноярусный дом причта, снесена в 1960-х годах, а на ее месте возникли многоэтажные корпуса ЦК КПСС, окончательно перегородившие вид на храм практически со всех сторон. Из господствующей над окружением, церковь Троицы в Никитниках стала зажатой между громоздкими зданиями. Но, тем не менее, она сохранила не только внешний облик, но интерьеры: росписи, иконостасы, решетки. В 1990-х годах церковь в качестве музея была закрыта, принято решение о передаче здания православной общине. Однако лишь в 2000-х годах богослужения возобновились в подклете, в приделе Грузинской иконы Божией Матери. С 2010 года, после долгой и кропотливой реставрации, во время которой пришлось спасать пошатнувшееся крыльцо храма, возобновились богослужения в главном храме. Однако реставрационные работы еще не полностью завершены.

Немного осталось в столице настоящих шедевров дивного русского узорочья. Не случайно при строительстве новых храмов московские зодчие брали за образец именно эту церковь.

Иждивением ярославского купца

До недавнего времени пройти к Троицкой церкви было очень просто – от Васильевского спуска подняться вверх по улице Варварке и, не доходя до площади Варварские ворота (бывшая площадь Ногина), свернуть налево в Ипатьевский переулок. Можно было и от метро «Китай-город» добраться. Ныне, увы, ситуация осложнилась – храм словно «зажат» между огромными чужеродными строениями, да еще попал в режимную зону. Ипатьевский переулок перегородили воротами и шлагбаумами, которые открыты лишь по будням. Со стороны Старой площади возникла ограда. Впрочем, препятствия эти достаточно легко преодолеваются, и усердный паломник будет сторицей вознагражден: храм явит ему свою неповторимую красоту и все свои святыни.

В конце XVI века здесь стояла небольшая деревянная церквушка во имя Никиты Мученика «на Глинищах». Она сгорела во время опустошительного пожара 1626 года, но чтимая икона «Святой Никита с житием» уцелела и попала в руки богатого ярославского купца Григория Леонтьевича Никитникова, владевшего несколькими лавками в торговых рядах на Красной площади. Он и проживал недалеко, хоромы его, говорят, могли посоперничать роскошью с жилищем любого из царских приближенных. В 1631 году Никитников выделил крупную сумму на возведение новой церкви, а так как находилась она фактически на его дворе, вся местность получила название Никитники.

«Государев жалованный изограф руку приложил»

Судя по документам, строила церковь лучшая московская артель, та, что ставила Теремной дворец в Кремле. Если и сейчас храмовое здание производит незабываемое впечатление, то можно представить, насколько необычно выглядело оно для своего времени. Ярко-красные стены с белокаменными наличниками, пирамида кокошников («огненных языков»), зеленые главы…

В XIX веке возникала даже мысль, что проектировал храм отнюдь не архитектор, а иконописец. Возможно, знаменитый изограф Оружейной палаты Симон Федорович Ушаков – любимый мастер царя Алексея Михайловича. Правда, это лишь предположение. Но вот что известно совершенно точно – Ушакову поручили выполнить внутренние росписи. И он со своими помощниками Иосифом Владимировым, Яковом Казанцем да Гаврилой Кондратьевым справился с задачей блестяще.

Для Ушакова Троицкая церковь стала любимой, и многие годы потом он своими иконами стремился дополнить ее благолепие. Кстати, каменные палаты художника с мастерской стояли по соседству – в Ипатьевском переулке, они тоже уцелели.

Царь Небесный венчает царя земного

Ушаковские фрески покрывают храмовый интерьер сплошным ковром и создают неповторимый колорит. В нижнем ряду главного пятиярусного иконостаса находится сразу несколько святынь. Это большие иконы «Сошествие Святого Духа на апостолов» И. Владимирова, «Благовещение с акафистом» (совместная работа Я. Казанца, Г. Кондратьева и С. Ушакова) и «Богоматерь Владимирская», или «Насаждение древа Государства Российского» С. Ушакова. О последней следует рассказать особо.

В средней части помещено в овале изображение Божией Матери, а вокруг, на ветвях древа, символизирующего Российское государство, расположены образы русских святых и портреты князей и царей. Внизу видна Кремлевская стена, а за ней Успенский собор, подле которого великий князь Иван Калита и митрополит Петр поливают растущее древо. На Кремлевской стене возвышаются фигуры государя Алексея Михайловича, государыни Марии Ильиничны и их сыновей, Алексея и Федора. Вверху иконы – Иисус Христос, вручающий Ангелам ризу и венец для Алексея Михайловича. Царь Небесный венчает царя земного.

Глубокий замысел художника очевиден: это и похвала Божией Матери – великой Заступнице и Покровительнице Земли Русской, и прославление истории Москвы, и апофеоз правящей династии, и утверждение единства государства и Церкви. Опираясь на иконографию родословной Иисуса, называемую «Древо Иессеево», Симон Ушаков создал произведение оригинальное и исключительно духовное, перед которым можно стоять часами.

Избавительница от чумы

Еще одной здешней святыней является список с чудотворной Грузинской иконы Божией Матери.

В 1622 году, при завоевании Грузии шахом Аббасом I, икону вывезли в Персию, где ее случайно заметил некто Стефан Лазарев, приказчик ярославского купца Егора Лыткина. Приказчику удалось выкупить образ у персов. В тот же самый день сам Лыткин, находившийся за тысячи верст, увидел чудесную икону во сне и получил повеление отправить ее в Черногорский Богородицкий монастырь под Архангельском. Это и было сделано, как только Лазарев вернулся с иконой из дальнего странствия.

В обители Грузинская икона Божией Матери прославилась многими исцелениями. В 1654 году ее привезли в Москву, чтобы поновить и сделать новый оклад. В городе в это время вспыхнула эпидемия чумы, к иконе потянулись вереницы верующих, и произошло чудо: болезнь отступила.

В благодарность за исцеление своего сына Гавриил Евдокимов, серебряных дел мастер, заказал Симону Ушакову список с Грузинской иконы, а через некоторое время подарил его Троицкой церкви. Православные москвичи, глубоко чтившие эту икону, нередко в обиходе называли храм Живоначальной Троицы церковью Грузинской Богоматери «что на Варварке». Когда же отмечалось 250-летие избавления Москвы от чумы (1904), образу посвятили отдельный придел храма.

Под неусыпным попечением

Все работы по благоукрашению Троицкой церкви были завершены к 1653 году. Семейство Никитниковых поколение за поколением тщательно следило за своим родовым храмом, исполняя духовное завещание его строителя: «… и церковь Божию украсить всякими лепотами, и ладан, и свече, и вино церковное и ругу священнику и иным церковникам давать вместе, чтобы церковь Божия без пения не была и ни зачем не стала, как было при мне, Григорие». Любопытно, что правнук Г.Л. Никитникова Иван Григорьевич Булгаков более интересовался искусством и церковью, чем торговыми делами, именно при нем поставлена была финальная точка в пышном храмовом убранстве – денег на это он не жалел.

Южный придел, небольшой, очень уютный, посвященный Никите Мученику, Никитниковым был особенно близок. Прежде всего по созвучию своей фамилии с именем святого. Именно сюда Григорий Никитников перенес ту самую житийную икону Никиты Воина из сгоревшего храма. Среди росписей алтаря можно увидеть портрет семьи Никитниковых (пример исключительный, ибо никогда прежде мирян, пусть даже храмоздателей, среди святых не помещали). Под этим приделом были захоронены рано скончавшиеся внуки основателя храма – Борис и Григорий.

Не обходили церковь своим вниманием и российские правители. Алексей Михайлович преподнес в дар два медных паникадила с двуглавыми орлами. Одно из них висит под главным сводом, другое, поменьше, в Никитском приделе. А в апреле 1900-го храм посетил Николай II с супругой, при этом император лично распорядился, какие обновления в нем надо произвести.

Сталин похвалил

Богослужения в церкви Троицы в Никитниках прекратились в 1920 году (в нижнем приделе – в 1929-м), но здание, по счастью, не разрушили, а сразу же обратили в Музей Симона Ушакова. Так выдающийся художник, можно сказать, уже посмертно внес вклад в сохранение этого островка духовности.

Правда, однажды реальная угроза сноса над церковью все же нависла. Но тут явлена была безусловная милость Пресвятой Богородицы. Иосиф Сталин, говорят, узнав о том, что второе название Троицкого храма – церковь Грузинской Божией Матери, произнес: «Очень правильное название!» И здание оставили в покое.

Позднее тут развернулся Музей древнерусской живописи, филиал ГИМа, причем тогда была проведена капитальная научная реставрация фасадов, расчищены от позднейших наслоений фрески XVII века.

В нижнем храме установлена каменная чаша для освящения воды. Ее крышка весит 80 кг, вся же чаша – 600 кг. Сделана она из цельного камня, который называется «Иерусалимская роза». Его добывают в палестинских каменоломнях на Святой Земле. Из этого же материала сооружена и Кувуклия Гроба Господня. Именно на Гробе Господнем освятили крышку никитниковской водосвятной чаши, изготовленной мастерами в Иерусалиме и преподнесенной в дар приходу.

А в 1990-х годах началось постепенное возвращение молитвенной жизни в эти стены. И шел этот процесс почти два десятка лет, пока окончательно не был отселен музей. Но и после этого службы в главном храме Святой Троицы проходят довольно редко, по большим праздникам. Что касается остальных верхних приделов, то полностью действует только Никольский. В Никитском нужно оборудовать новый иконостас, ибо прежний забрали как художественную ценность выезжавшие музейные работники. Придел же апостола Иоанна Богослова (под колокольней) требует полной реставрации, сейчас там проходят занятия воскресной школы.

Так что пока будничная деятельность прихода сосредотачивается в подклете – в заново обустроенном «зимнем» храме Грузинской иконы Божией Матери, где и пребывает отныне резной киот с копи ей чудотворного образа.

Обязательно обратим внимание и на список с чудотворной Казанской-Тобольской иконы Богородицы, перед которой последний российский император молился во время ссылки в Тобольске.

Приход

В центре столицы, где стоит храм, жилых домов немного, а значит, мало и прихожан. Однако вместе с настоятелем протоиереем Арсением Тотевым из церкви Иоанна Воина на Якиманке, где он прежде служил, перешли сюда и его духовные дети. Они и составили костяк прихода. Многие приглашали своих близких. В основном приезжают из отдаленных айонов города. Так или иначе, приход сложился, и батюшка этому очень рад. «Пока не был передан нам весь храм, нижний придел зачастую не вмещал всех желающих, – рассказывает отец Арсений, – люди стояли на улице и слушали службу через динамики.

Теперь, конечно, стало легче, и, например, на Пасху к нам собирается больше сотни человек. И дай Бог, чтобы так продолжалось и дальше!»

В блокнгот паломнику:

Что есть что в церкви

Поэтому происхождение названия «Никитники» можно толковать двояко: то ли от древней церкви, то ли от фамилии владельца усадьбы. Но как бы там ни было, церковь сгорела в очередном московском пожаре. Пострадал и хранившийся в усадьбе товар. Тогда в 1628-1634 годах Григорий Никитников на собственные средства построил новый каменный храм. Он дошел до нас без изменений.

Кстати, желания у Никитникова были весьма прозаичные: в церкви Живоначальной Троицы устроили тайники для хранения ценностей, а в подклете - склад.

Храм в стиле русского узорочья получился нарядным, поэтому его черты копировали при строительстве многих других московских храмов. Например, здесь впервые вход в церковь оформили шатровым крыльцом. А хорошо сохранившиеся фрески в храме Троицы в Никитниках выполнил Симон Ушаков.

В 1904 году один придел церкви Живоначальной Троицы, в подклете, освятили во имя иконы Грузинской Божьей матери, поэтому церковь иногда называют церковью Грузинской Богородицы.

Мини-путеводитель по Китай-городу

Образ Грузинской иконы считался чудотворным: ему приписывали чудо избавления Москвы от моровой язвы в 1654 году. Это был список иконы, которую завоевавший Грузию в 1622 году персидский шах Аббас продал русским купцам. Подлинник иконы находится в Красногорском монастыре на Пинеге.

Храм Святой Троицы в Никитниках - уникальное строение, которое может претендовать на одну из красивых церквей Москвы. Гуляя улицами Москвы, невозможно не восторгаться архитектурой церкви Троицы Живоначальной, которая является единственной достопримечательностью самого короткого переулка в столице, Никитникова. Старомосковская святыня буквально спрятана среди современных новостроек.

Исторические сведения

До 1626 года на месте Троицкого храма стояла Никитская церковь, которая сгорела, но икона святого Никиты была спасена.

Купец Григорий Никитников увековечил свое имя в названии московского переулка тем, что в 1628 году начал строительство каменный Троицкий храм. Почти четверть века строительство то начиналось, то прекращалось, менялись декоративные украшения, вносились изменения во внутреннюю отделку.

Храм Святой Троицы в Никитниках, Москва

Параллельно с возведением церкви Святой Троицы купец позаботился и о своем семействе, построив семейную усыпальницу в домовой церкви, которая расположилась в южном престоле великомученика. Никиты. Церковный подклет одновременно служил хранилищем для купеческих товаров. Из домовой церкви попасть в храмовое помещение можно было по специальному переходу.

Благодаря многофигурной, динамичной росписи, сделанной по рисункам Святого Писания голландского художника Бохта, которая создавалась лучшими специалистами своего дела из Оружейной палаты, началось новое направление в русском церковном зодчестве.

Художники Иосиф Владимиров и Симон Ушаков написали шедевры икон, которые украсили местный иконостас. Уникальная картина «Древо государей Российских» стала местной достопримечательностью.

Фрески Симона Ушакова в интерьере верхнего храма Троицкой церкви

Со времени постройки шедевра русского зодчества в дизайне многих московских церквей появились шатровые пристройки, крылечка, колокольни, с декорированными наличниками окон. Если внимательно присмотреться к фасадному окну, выходящему в переулок, можно увидеть уникальную резьбу, на которой изображены попугаи.

Декор Троицкой церкви перекликается с еще одним шедевром зодчества, московским Теремным дворцом, построенным в Кремле в 1636 году. У историков возникали предположения, что именно царские мастера были приглашены на строительство нового храма.

Интересно! До 1926 года Никитников переулок называли Грузинским, хотя с Грузией он не имеет ничего общего. Это название закрепилось за переулком благодаря Грузинской иконе Богородицы, ставшей святыней церкви. Список чудотворного образа был написан в 1654 году в память об избавлении Москвы от моровой язвы.

1871 год едва не стал последним годом существования красавицы-церкви, когда на ее месте было решено возвести торговые здания. Торговый комплекс вырос в 1901 году, закрыв своим видом шедевральную постройку XVII века, но это не повредило храму.

Через три года после революции храм закрыли, но не снесли и не разрушили, признав в нем архитектурный памятник культуры первого порядка.

Интерьер нижнего храма Троицкой церкви

Через 14 лет в 1934 году здесь стал работать Государственный исторический музей, затем музей художника, создавшего уникальные шедевры для церкви в Никитниках, Симона Ушакова, с 1963 года здесь работали выставки, демонстрирующие древнерусскую живопись.

Возрождение прихода началось в 1999 году и только через девять лет храм вернули Православной Церкви.

Святыни Троицкой церкви в Никитниках

Жители Москвы и гости города приходят в Троицкий храм поклониться около икон Божьей Матери:

  • «Владимирская»;
  • «Благовещение»;
  • «Грузинская»;
  • «Благодатное небо»;
  • «Казанская» и другие.

Престольные праздники

Троицкий храм в Никитниковом переулке имеет несколько престолов. Каждый из них отмечает престольный праздник, на который собирается множество прихожан.

  • Грузинский престол 4 сентября почитает основную святыню Троицкой церкви, Грузинскую икону Богородицы.
  • Весной, 21 мая и зимой, 9 декабря прихожане собираются на праздник чествования памяти Иоанна Богослова.
  • 28 сентября благодарные потомки чествуют день памяти Никиты Готфского.
  • 22 мая, весной, и зимой, 19 декабря - праздник почитания Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского.

Богослужение в храме Живоначальной Троицы в Никитниках

Особенно людно в храме в День Святой Троицы, который венчает пасхальные праздники. Этот праздник отмечается на пятидесятый день от Дня Воскресения Господнего, светлого праздника Пасхи.

Вечернее богослужение перед Троицей открывает престольный праздник. Во время вечерней службы идет чтение умилительных молитв Василия Великого, в это время христиане исповедуют грехи и просят помилования, дарования Духа Святого, вспоминая в молитвах усопших близких.

Интересно! На пятидесятницу храм украшается зелеными ветвями и цветами, прихожане так же стоят на богослужении с цветочными букетами.

В помощь паломникам

Проще всего добраться до Троицкой церкви в Никитниках на метро. На карте следует найти остановку Китай-город, которая находится на Старой площади, а там пройти в Никитников переулок, дом 3. Храм уникальной архитектуры виден сразу.

Храм Святой Троицы открыт ежедневно с 10.30 утра до 15.30.

Накануне христианских праздников в 17.00 начинается всенощное бдение, по воскресным и праздничным дням в 9.00 звучит литургия.

Все желающие исповедоваться, могут это сделать после всенощного служения или перед литургией.

Каждую среду в 17.00 - молебен с чтением акафиста Богородице и святому лику «Грузинская».

Храм Троицы Живоначальной в Никитниках

Статьи по теме