Дорический ордер руины храма геры в олимпии. Храм Геры (Олимпия). Святилище, превращённое в музей

Архитектура V века до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами, который сложился в зодчестве архаики. Ведущее место занимают храмы дорическою ордера, их пропорции обретают большую цельность и гармоничность по сравнению с приземистыми и тяжеловесными храмами VI века до н. э., а конструктивные решения отличаются точным расчетом и логической ясностью.

Наиболее полно эти черты проявились в храме богини Геры (раньше его считали храмом бота морей Посейдона), построенном во второй четверти V века до н. э. в городе Пестум, греческой колонии на юге Италии. Здание, размеры которого составляют 60 х 24 м, сложено из твердого известняка золотистого цвета. Колоннада, поддерживающая перекрытие, возвышается на типичном для дорического храма трехступенчатом основании. Строго продумано и определено число колонн, окружающих храм: шесть - на фасаде и тринадцать - на продольных сторонах. Такое соотношение - характерная черта классической архитектуры. Чтобы определить количество колонн на продольной стороне храма, следует удвоить их число на фасаде и добавить еще одну. Внутри храма хорошо сохранилась часть двухъярусной колоннады, делившей пространство на три нефа.

Простые выразительные формы храма Геры делают его одним из лучших памятников греческой классики и сообщают архитектурному облику здания торжественную монументальность. В нем нашла образное воплощение мысль о величии и славе богатого города. Героический характер искусства классики особенно ярко сказывается в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи, а плиты метон украшали рельефами. Сюжеты для этих изображений скульпторы черпали из мифологии, которая, по словам К. Маркса, «составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву».

Обращаясь к греческим мифам, художники эпохи классики умели переосмысливать старинные предания и находить в них темы, близкие современности. Мастера V века до н. э. успешно решили одну из величайших проблем искусства, которая во все эпохи стоит перед архитекторами и скульпторами, - задачу органической взаимосвязи, синтеза архитектуры и скульптуры. Фронтоны храмов представляли удобное место для больших многофигурных композиций. Статуи естественно заполняли поле фронтона и вместе с тем гармонично согласовывались с его очертаниями. Архитектура и скульптура выступали как равноценные искусства, дополняя и обогащая друг друга. В этом проявляется глубокое отличие искусства Греции от древневосточного искусства, где законы монументального зодчества определяли развитие скульптуры, полностью подчиняя ее требованиям архитектуры.

Описание взято с сайта:
http://www.antica.lt/page-id-234.html

Материковая Греция с Пелопоннесом и прилегающими островами является той территорией, на которой сложились первые подлинно монументальные каменные сооружения и были разработаны основные формы и элементы дорической архитектуры и ордера. Дошедшие до нашего времени фрагменты дерево-сырцовых храмов VII .IB. до и. э. являлись уже настолько зрелыми образцами периптера, что должны были иметь целый ряд предшественников. Именно в этих не дошедших до нас постройках VIII и начала VII вв. до н. э. путем описанных выше исканий и были выработаны основные формы периптера, характерные для эпохи ранней архаики.

Известно о существовании по крайней мере нескольких дерево-сырцовых периптеральных храмов в VII в. до н. э., в которых уже присутствовали все основные черты планировочного и пространственного построения, свойственного последующим сооружениям этого типа: вытянутая, окруженная колоннадой целла, предшествующий ей пронаос -с двумя помещенными между антами опорами и такой же опистодом. Таков был (хотя его реконструкция предположи¬тельна) древнейший, известный на территории Пелопоннеса периптеральный храм Геры в Аргосе, сгоревший в 423 г. до н.э., от которого дошли остатки южной части стилобата со следами четырех стройных (диаметром около 70 см) колонн. Только основания их были из камня, а сами стволы, - по-видимому, деревянными; их относительно широкая расстановка (примерно через 3,5 м) свидетельствует о том, что антаблемент без сомнения был деревянным. В святилище Аполлона в Дельфах легендой отмечается последовательная смена по крайней мере четырех храмов, последний из которых (смененный в последующие эпохи еще двумя) был, по-видимому, воспет Гомером и идентифицируется Павсанием * с сооружением, сгоревшим в 548 г. до н.э. От этого храма до нас дошло лишь несколько плит стилобата и орфостатов, а также два капеллированных барабана колонн и фрагменты дорической капители, которые являются, по-видимому, более поздним добавлением и могут быть отнесены примерно к 600 г. до н.э. Стены целлы были сырцовыми, колонны скорее всего первоначально были деревянными и лишь впоследствии заменены каменными. Также в Дельфах, но в другом святилище, посвященном Афине Пронайи, был построен еще один периптеральный храм, примечательный тем, что ему принадлежат самые древние из известных нам каменных колонн.

* Павсаний - путешественник II в. н.э., составивший первые дошедшие до нас описания греческих памятников и святилищ.

Во 2-й половине VII в. до н. э. были построены дерево-сырцовые антовые и периптеральные храмы также в Калидоне, Фивах, Тегее и других местах. Наибольшее значение среди них, однако, имеют храмы Аполлона в Ферме и Геры в Олимпии, на которых прежде ученые пытались проследить постепенный переход к строительству полностью каменных сооружений и зарождение дорического ордера.

Храм Аполлона в Ферме , в Этолии, относящийся примерно к 640-630 гг. до н. э., был построен над фундаментом мегарона Б и возвышался на одноступенчатом основании. При этом главная ось здания была несколько изменена (рис. 17). Его размеры по стилобату 12,13X38,23 м. Храм состоял из узкого (шириной 4,6 м) вытянутого наоса и опистодома при относительно широких портиках. Пронаоса не было, и наос был открыт спереди во всю свою ширину. Конструкция стен была такая же, как и в других храмах этого периода: нижняя часть стены, сложенная из камня, служила цоколем для сырцовой кладки. Перекрытие и крыша были деревянные, кровля - черепичная.

Наружная колоннада состояла из 5X15 деревянных колонн, поставленных на высокие круглые каменные базы. Внутри храма по продольной оси стояло 12 колонн, из которых десять приходилось на наос и две на опистодом. В VI в. до н. э. деревянные колонны наружной колоннады были заменены каменными. Вместо отдельных баз был сооружен общий ленточный фундамент; внутри же храма отдельные базы сохранились. Крыша имела фронтон только на переднем фасаде и вальму на заднем, подобно первому храму с его апсидой. Самое замечательное в этом храме - его керамические облицовки и украшения.

Храм имел терракотовые метопы квадратной формы размером около 1 м, покрытые росписью по светлому фону, напоминающей коринфские вазовые росписи 630 г. до н. э. Деревянные триглифы, если они были, соответствовали действительным торцам балок, а терракотовые плиты метоп ставились, чтобы закрыть промежутки между ними. Таким образом, в этом храме фриз - один из важнейших элементов дорического ордера - был еще на очень ранней стадии формирования.

Керамические плиты гейсона, заканчивавшиеся широкой полосой, орнаментированной плетенкой, лежали, возможно, на деревянных мутулах. Над гейсоном проходила богато декорированная терракотовая сима, на которой чередующиеся человеческие и львиные головы служили для водостока. Коньковая черепица заканчивалась девятилистной пальметтой, раскрашенной в темно-красный и черный цвета.

В храме Аполлона в Фермосе отчетливо видна та роль, которую сыграла в поисках монументального облика дерево-сырцового храма керамика, в частности коринфского круга.

Храм Афины Пронайи (что значит «находящейся перед храмом») был построен в середине VII в. до н. э. недалеко от главного дельфийского святилища (в так называемой Мармарии). После разрушения этого храма в середине VI века в результате обвала скалы, о чем рассказывает Геродот, на его месте был выстроен второй храм. Широкие плоские капители старого храма пошли на замощение новой целлы и поэтому сохранились. Расположение фундаментов первого дерево-сырцового храма установить не удалось, и точный план его остается неизвестным. Тем не менее этот храм является важным памятником в развитии ранней дорики. Его колонны были самыми стройными во всей эллинской архитектуре и имели наибольшее утонение (рис. 18). Измерение сохранившихся барабанов разных колонн (имеются остатки 12 колонн) позволяет установить, что отношение высоты к нижнему диаметру составляло 6,5:7. Об утонении ствола можно судить по отношению нижнего диаметра (0,517 м) и верхнего (0,312 м) - оно составляло 10: 6. Колонны имели 16 очень неглубоких каннелюр. Колонны относят к 640 г. до н. э.

На сплющенном эхине лежала очень широкая абака, незначительный выступ на верхней поверхности которой служил непосредственной опорой архитраву. Прием этот имел целью предохранить деревянные архитравы от загнивания; впоследствии, в каменном зодчестве, он исчез, и выступы на абаке встречаются снова только начиная с IV в. до н.э., но имеют уже другое назначение.

Шейка капители не сохранилась, но полагают, что она имела западающую скоцию с венком из листьев. Существует, однако, реконструкция и без этого венка. Эта очень древняя форма капителей несомненно связана с эгейской, в частности микенской традицией.

Пропорции и форма колонн, их необычайно большое утонение, древняя форма капителей, ранние, несовершенные приемы техники каменного строительства (без скрепления кляммерами) заставляют считать храм Афины Пронайи памятником самой начальной стадии перехода эллинской архитектуры к камню, когда новый материал еще не был освоен, а формы и пропорции деревянного зодчества целиком переносились в каменное (ср. изображения деревянных построек на вазах VI в. до н.э.).

19. Олимпия. Храм Геры, конец VII - начало VI в. до н. э. Планы; капители различных эпох, фасад (реконструкция), колонна, акротерий третьего храма


Храм Геры (Герайон) в святилище Зевса в Олимпии - важнейший памятник ранней дорики. Это - один из древнейших дорических периптеров, от которого до нас дошли не только фундаменты, но также остатки колоннады, цокольная часть стен и фрагменты керамических украшений. Вместе с тем следует иметь в виду, что храм отстраивался три раза, и мы имеем перед собой лишь остатки третьего из них (рис. 19, 20).

Древнейший храм, датируемый концом VI в. до н.э., представлял собой прямоугольную целлу с внутренним рядом опор и пронаосом; он еще не имел наружной колоннады и был по плану несколько уже последующих. При постройке второго храма площадь сооружения была увеличена, фундаменты выложены из правильно отесанных квадров. Он имел пронаос, наос и опистодом (самый ранний из дошедших до нашего времени), окруженные колоннадой (6X16 колонн). Это сооружение относится К самому концу VII или к началу VI в. до н.э. * При третьей перестройке в начале VI в. до н.э. была сохранена основа плана второго храма.

* Последние работы, посвященные этому вопросу, относят Герайон к началу VI в. до н.э .

Третий Герайон стоял на двухступенчатом основании размером 18,75x50 м по стилобату. Стены храма были выложены на цоколе высотой в 1 ж, сложенном из известняка-ракушечника. Наружная сторона цоколя состояла из поставленных на ребро высоких плит - орфостатов, внутренняя - из четырех горизонтальных рядов квадров. Постели этих квадров были заглублены, и они соприкасались друг с другом только гладко притесанными краями. Лежавшая на цоколе часть стены была выложена из кирпича-сырца. Чтобы служить надежной опорой перекрытия, она должна была иметь значительную толщину, чем объясняется также большая толщина цокольной части. Остатки этой сырцовой кладки при раскопках были обнаружены в виде толстого слоя глины, покрывавшей пол наоса и портиков (она-то и сохранила знаменитую статую Гермеса работы Праксителя, некогда стоявшую на одном из пьедесталов в храме). В цокольной части стен можно видеть особые пазы, служившие для установки деревянных связей - своего рода фахверка, скреплявшего сырцовую кладку верхней части. Снаружи стены были оштукатурены. От перекрытия не сохранилось ничего. Вероятно, оно было деревянным.

Интересно внутреннее устройство наоса. Его боковые стены имели по четыре выступа в виде коротких стенок, быть может, доходивших до верха наоса. Эти поперечные стенки располагались в плане соответственно колоннам птерона, но в два раза реже; возможно, что их торцы были закреплены деревянными стойками; такие же стойки были и между выступами. Во всяком случае, в наосе имелось два ряда пристенных колонн. Когда в VI в. до н. э. поперечные стенки были разобраны, исчезли и ниши вдоль стен. Наос оказался разделенным на три корабля двумя рядами по восемь колонн.

Первоначальное устройство наоса было связано с дерево-сырцовой конструкцией всего сооружения и напоминает древний храм Артемиды в Спарте с аналогично расположенными столбами, имевшими такое же конструктивное назначение. Это расположение, по-видимому, рассматривалось как традиционное: в классическую эпоху подобные стенки были применены в целле храма Аполлона в Бассах, где они, вероятно, появились исключительно из художественных соображений. Герайон стоит на промежуточном этапе. Здесь эти выступы-стенки, сужая пролет, помогали поддерживать потолок и кровлю, а вместе с тем обогащали продольные стены целлы. Образованные таким образом ниши могли служить для хранения вотивных приношений.

Расстановка колонн в Герайоне отличается регулярностью, не свойственной дорике позднейшего времени: внутренние и наружные колонны храма расположены на общих осях. Вероятно, это объясняется необходимостью связать в дерево-сырцовой конструкции наружный портик и деревянный каркас целлы.

Наружные колонны Герайона, часть которых сохранилась до нашего времени, очень сильно различаются между собой пропорциями и формой капителей. То обстоятельство, что Павсаний во II в. до н. э. видел еще в описфодоме одну дубовую колонну, дало повод предположить, что первоначально все колонны третьего храма тоже были деревянными и лишь постепенно заменялись каменными, каждый раз в стиле соответствующего времени. Во всяком случае, стилевые отличия и размеры колонн настолько разнообразны, что их разновременность не вызывает сомнений. По мере своего разрушения колонны заменялись новыми, отразив в своих формах развитие архитектуры начиная с VII в. до н. э. и кончая эпохой римского владычества.

Сохранившиеся колонны составлены из двух или нескольких барабанов; материалом для них (и других каменных частей храма) послужил ракушечник, покрытый штукатуркой. Их диаметр колеблется от 1,01 до 1,29 м. Число каннелюр и глубина их тоже различны. Наиболее древняя из сохранившихся колонн, вторая с западного угла, имеет 16 каннелюр и гладкую шейку под эхином раннеархаической формы. Энтазис ее очень значителен. Это единственная колонна, которую можно отнести к VII в. до н.э.

Начиная с этого времени все изменения, характерные для дорической колонны, нашли свое отражение в Герайоне. Особенно показательны в этом отношении капители. Их вынос уменьшается, профиль эхина приобретает большую упругость. В Герайоне нет соответствия между осями колонн и расположением плит стилобата. Эта черта встречается лишь начиная с поздней архаики. Пролеты в осях на торцовых сторонах храма колеблются от 3,51 до 3,65 м, на длинных сторонах они уже - от 3,2 до 3,3 м. Аналогичное соотношение было принято в дорических храмах Сицилии.

Важно отметить, что угловые интерколумнии Герайона были сужены на 20-30 см по сравнению с соседними. Это первое сужение, отмечаемое в греческом зодчестве. Очевидно, при подведении отдельных каменных колонн под деревянный архитрав они ставились примерно заподлицо с наружной стороной архитрава и таким образом сдвигались с его оси к стенам целлы. То же происходило и по торцовым сторонам храма, из-за чего все угловые пролеты, измеренные в осях колонн, оказались уменьшенными. Так совершенно естественно родилось сужение угловых интерколумниев, встречающееся во всех храмах материковой Греции и ставшее в дальнейшем обязательным приемом, обеспечивавшим упорядоченное расположение триглифов в дорическом триглифно-метопном фризе.

Судя по наличию пазов, вырезанных в цокольной части стен и в плитах пола, торцы стен пронаоса для защиты их сырцовой кладки от разрушения были обиты досками. В дальнейшем эта обшивка, аналогичная обшивке ант в архитектуре эгейского мира, дала постоянную форму дорическому анту, всегда имевшему раскреповку и очень узкий торец сбоку.

Гейсон храма имел еще слаборазвитую форму (с косой подрезкой, без мутул); нависавшая часть была окрашена снизу в черный цвет. Уже самый ранний из строившихся на том же месте храмов имел двускатную кровлю, крытую черепицей. Об этом свидетельствуют найденные фрагменты терракотовых частей, являющиеся одними из самых ранних примеров архитектурной терракоты.

Кровлю позднего Герайона также покрывала черепица. Плоские черепицы (солены) были слегка вогнуты; перекрывавшие швы калиптеры имели полуциркульное сечение. Полукруглые антефиксы украшал расписной пестрый узор по черному фону. Посредине они имели выпуклую розетку. Фронтон был увенчан большим круглым акротерием с зубчатыми краями (см. рис. 19). Диаметр его достигал 2,31 м, свидетельствуя о высоком керамическом мастерстве того времени. Акротерий особыми связями (подпорками) был скреплен с огромной коньковой черепицей. Роспись акротерия состояла из очень красивого чередования кругов геометрического узора - то светлого по темному фону, то темного по светлому. Под двускатной кровлей в Ге-районе имелось, по-видимому, еще горизонтальное потолочное перекрытие *.

* О существовании потолка известно из текста Павсания (V, 20, 4).


21. Гаритза на о. Коркире (Корфу). Храм Артемиды, около 600 г. до н. э. План, фасад (реконструкция), черепица, деталь ордера, фрагмент скульптуры

Храм Артемиды в Гаритзе на острове Коркире (соврем. Корфу), расположенном у западного побережья материковой Греции, был построен около 600 г. до н. э. выходцами из Коринфа, основавшими свою колонию на месте более ранней ионийской. Возможно, этим объясняется такая типично ионийская особенность храма, как восьмиколонный торцовый фасад. Предполагается, что на продольных сторонах было по 17 колонн, однако установить это доподлинно невозможно, так как храм стоял на обрыве, часть которого обвалилась. Хотя архитектурные остатки очень фрагментарны, тем не менее храм Артемиды, по-видимому, можно считать древнейшим, известным науке полностью каменным дорическим периптером. Его колонны имели несколько меньший диаметр и были несколько уже расставлены на боковых сторонах. Угловые пролеты были также сужены. Различна и ширина триглифов, приходившихся на торцовые и боковые части фриза. Обходы птерона были довольно широки, так что по плану храм можно назвать псевдодиптеральным - особенность, характерная для храмов VI в. до н. э. в Сицилии.

Замечательной особенностью храма была его фронтонная скульптура, высеченная непосредственно на тех же известняковых блоках, которые составляли поле и карнизное обрамление фронтонов (рис. 21). Это один из наиболее ранних примеров фронтонных скульптурных композиций, в дальнейшем украсивших большинство греческих дорических храмов (скульптура датируется 590-585 гг. до н.э.). Центральной и самой крупной фигурой является ужасающая в своем грозном величии Горгона; с боков от нее расположены кажущиеся ничтожными фигурки героев и снова два огромных зверя (львы или пантеры). За ними следуют: слева - сидящая фигура, вписавшаяся поэтому в уменьшенную здесь высоту фронтонного поля, справа - значительно уменьшенный в масштабе Зевс, угрожающий гиганту своими молниями. Левый угол занят лежащей на спине фигурой.

При всей выразительности отдельных персонажей в группе отсутствует единое смысловое содержание, человеческие фигуры различны в масштабах, они до смешного уменьшены по сравнению с мощными львами и Горгоной. Все это свидетельствует о первичных поисках и отсутствии опыта в выполнении фронтонных композиций. Художественные достоинства храма, украшенного скульптурой, обогащались богатой раскраской, следы которой сохранились на всех венчающих частях сооружения.

Храм Аполлона в Кирене , одной из главных торговых колоний метрополии, основанных на северном побережье Африки (в Триполи), обнаружен под остатками позднейшего сооружения IV в. до н.э. Он построен также около 600 г. до н.э. и относится к числу ранних дорических периптеров. Постройка этого храма свидетельствует о том, что к этому времени дорический ордер в метрополии уже вполне сложился. Пропорции плана, однако, значительно менее вытянуты, чем в храмах VII в. до н.э. (при размерах стилобата 16,75X30,05 м отношение ширины к длине составляет менее 1:2). Целла 10x23,25 м, как и в Фермосе, не имела пронаоса и открывалась с востока на всю свою ширину.

В западной части к целле прилегал глубокий адитон (5,85 м). Наружная колоннада храма состояла из 6X11 колонн. Стены, покоившиеся на широком (1,4 м) каменном цоколе с орфостатами (0,75 м высотой), выше имели дерево-сырцовую конструкцию. Целла и адитон разделялись на три нефа двухъярусными каменными колоннадами. Стволы колонн нижнего яруса имели по шестнадцать каннелюр. Колонны второго яруса несколько меньшего диаметра. Были найдены фрагменты капителей, куски каменного антаблемента с триглифным фризом, архаические черепицы и антефиксы, а также фронтонные скульптуры и добавленный в V в. до н. э. мраморный акротерий в виде головы Горгоны.

Несмотря на характерную для ранней архаики дерево-сырцовую конструкцию стен и другие черты (например, отсутствие железных креплений в каменных частях), храм в Кирене отмечается уже вполне развитым планом, и, что особенно примечательно, ордер применяется в нем не только снаружи, но и внутри, в двухъярусной колоннаде (материал архитрава этой колоннады, правда, неизвестен). В Кирене мы впервые за пределами греческой метрополии встречаемся с периптеральным храмом, являющимся как бы связующим звеном с несколько более поздними периптерами греческого запада.

22. Дельфы. Святилище Аполлона. Древний фолос, около 580 г. до н. э. Метопа, фасад, планы (справа - схематический; здесь и далее схематические планы даны примерно в одном масштабе)

Древний фолос в Дельфах - небольшое круглое сооружение, фрагменты которого были обнаружены в Дельфийском святилище Аполлона под руинами позднейшей (конца V в. до н.э.) сокровищницы сикионян, относится примерно к 580 г. до н.э. Это - древнейшая из известных нам круглых построек, имевшая в то же время все основные элементы дорического ордера (рис. 22). Ее фрагменты лишь недавно были отделены от остатков небольшого прямоугольного сооружения, по-видимому, сокровищницы сиракузян или мегарян, которая сменила круглую постройку и позднее, в свою очередь, уступила место упомянутой сокровищнице сикионян. Древний фолос возвышался на трехступенчатом основании (диаметр его 6,2 м). Монолитные колонны, число которых равнялось тринадцати, окружали целлу и имели в высоту 2,77 м (ствол - 2,49 м, капитель - 0,28 м). Верхний диаметр ствола равнялся 0,345 м, так что отношение высоты колонны к нижнему диаметру приближалось, по-видимому, к 6. По сравнению с колонной древнейшего храма Афины Пронайи в тех же Дельфах, еще сохранившей чрезмерно легкие пропорции деревянной архитектуры, колонны древнего фолоса характеризуют следующий этап в развитии дорического ордера. Ствол имел 16 каннелюр. Капитель напоминала микенский тип: ее сильно вынесенный эхин отделялся от ствола выемкой, но без лиственного орнамента. На верхней поверхности абаки имелся выступ, унаследованный от сооружений с деревянным архитравом. Антаблемент древнего фолоса был очень тяжел и имел ряд особенностей, характерных для ранней стадии развития ордера: фриз был значительно выше архитрава и состоял из 20 триглифов шириной 39,5 см и 20 метоп шириной 58 см. Мутулы над метопами были шире, чем над триглифами (соответственно 39,5 и 30 см), и так же, как и полочки под триглифами, не имели капель. Расположение триглифов еще совершенно не соответствовало расстановке колонн: триглифный фриз не был связан с круглым планом.

Сокровищница мегарян , сменившая фолос, почти не поддается реконструкции (см. рис. 23, не вполне отвечающий последним археологическим данным). По-видимому, это был простиль, у которого триглифы располагались только над осями колонн - прием, отмеченный еще только лишь в одном архаическом храме Аполлона в Сиракузах. Это обстоятельство, а также стилистические особенности скульптурных метоп, изображающих мифы, связанные с Диоскурами, позволяют предполагать, что найденные фрагменты относились скорее всего к сокровищнице сиракузян.

Сокровищница гелоян в Олимпии была построена одновременно с древним фолосом в Дельфах, т. е. около 580 г. до н. э. Первоначально она состояла из одного наоса, выстроенного из камня и обращенного на восток; позднее (в V в. до н. э.) с южной стороны был пристроен портик в виде простиля с шестью колоннами по фронту, в силу чего ориентация сооружения изменилась (рис. 24, 25).

Наиболее примечательной особенностью первоначальной постройки были терракотовые, ярко раскрашенные облицовки ее верхних частей. Так, каменный гейсон сокровищницы был облицован терракотовыми плитками, прикрепленными бронзовыми штырями. Терракотовая сима переходила с наклонных гейсонов фронтона на горизонтальный гейсон боковых фасадов, причем переход осуществлялся посредством излома гейсона, встречавшегося и в других архаических храмах Великой Греции [см. храм С в Селинунте, храм Афины (Деметры) в Посейдонии], где находилась и сама Гела.

Терракотовые облицовки каменных частей построек являлись, как будет показано ниже, типичной особенностью храмов Великой Греции, свидетельствующей, с одной стороны, о живучести пережитков дерево-сырцового строительства, а с другой - о наличии специфических художественных вкусов, свойственных этим областям греческого мира.

Храм Аполлона в Коринфе является лучше всего сохранившимся памятником архаической дорики VI в. до н.э. в материковой Греции и занимает важное место в общем развитии ее архитектуры (рис. 26). Это дорический периптер с числом колонн 6Х15 и размером по стилобату 21,36X53,3 м. Внутренние помещения храма состояли из двухколонного пронаоса в антах, наоса, разделенного двумя рядами колонн, и небольшого, также разделенного колоннами помещения, открывающегося на запад и сообщающегося с опистодомом. В этом помещении имеются следы базы, по-видимому, культовой статуи; можно считать, что необычный план был связан с особенностями культовых функций храма.

Портики храма уже не имеют той преувеличенной по сравнению с площадью целлы ширины, которая характерна для построек ранней архаики. Ширина боковых портиков лишь немного превышает ширину крайнего пролета между колоннами, а в переднем и заднем портиках составляет около полутора пролетов. В этом отношении план уже приближается к планам классической эпохи, но пропорции его еще сильно вытянуты.

Монолитные колонны храма приземисты: отношение их высоты к нижнему диаметру равно 4,2: 4,4. Они сильно сужаются кверху, но не имеют энтазиса и обработаны двадцатью каннелюрами. Капитель довольно высокая (около 0,9 м). Эхин и абака имеют большой вынос. Каннелюры заканчиваются горизонтальной плоскостью под нижним ремешком эхина. Очень короткая шейка имеет три вреза гипотрахелиона.

Упругий эхин оживлен тремя ремешками. В таком решении капители можно видеть преодоление микенской традиции. Эта новая форма получила распространение в последующих сооружениях дорического ордера. Колонны на торцовых фасадах (нижний диаметр 1,72 м) толще, чем на продольных (D =1,63м), а пролеты шире (4,02 и 3,75 м в осях). Угловые пролеты сужены на торцовых фасадах до 3,77 м, на продольных- 3,48 м. Это сужение, нацеленное на решение проблемы углового триглифа, недостаточно значительно, и для более или менее незаметного для зрителя выравнивания частей фриза крайние к углу метопы были уширены примерно на 5 см.

Весьма существенна новая особенность- на западной стороне середина стилобата была поднята на 2 см выше его углов. Это нельзя объяснить неравномерностью осадки фундаментов, так как храм покоится на скале. Эта особенность, называемая курватурой, - одно из тех изысканных изменений архитектурных форм, которые указывают на сознательное стремление греческих зодчих уйти от сухой геометрической прямолинейности и добиться максимальной пластической выразительности и цельности архитектурного организма. Неправильности этого рода были подхвачены и дополнены в процессе дальнейшего развития дорики, составив ее характерную особенность. В афинском Парфеноне, где эти отклонения были применены гораздо позже с удивительной последовательностью и непревзойденным совершенством, повторяется также одна особенность плана храма в Коринфе: помещение, в котором хранилась казна Афинского морского союза, близко напоминает западную целлу Коринфского храма (ср. план. Парфенона).

Построенный около 540 г. до н. э. храм Аполлона в Коринфе характеризует тот период в развитии дорического ордера, когда чрезмерно легкие пропорции первых каменных сооружений сменились особенно мощными и хотя пластическими, но еще грузными формами.

Семь монолитных колонн храма (высота их 7,24 м), перекрытых мощным архитравом, составленным из двух поставленных рядом блоков, еще возвышаются среди пустынных отрогов Акрокоринфа. Их потемневший от времени коричневый известняк кажется красноватым на фоне темного моря и скал Акрокоринфа и создает простую и суровую гармонию. Но внешний облик храма был несколько иным в ту пору, когда его окружали здания богатого и многолюдного города. Прекрасная тонкая штукатурка, следы которой еще сохранились, и раскраска покрывали храм, смягчая нынешний его несколько суровый вид и добавляя к впечатлению мощи и героической масштабности черты исчезнувшего с веками великолепия.


27. Афины. Гекатомпедон (храм Афины Полиады). Композиция фронтонной скульптуры (реконструкция), 570-550 гг. до н. э., фасад раннего храма (на реконструкции показаны контуры позднейшего храма), фасад позднейшего периптерального храма, 530-520 гг. до н.э., план (реконструкция)

Храмы Афинского акрополя . В середине VI в. на Афинском акрополе был сооружен храм Афины Полиады и Посейдона, к которому, по-видимому, следует отнести название Гекатомпедона, т. е. Стофутового, имевшего сто аттических футов в длину * (рис. 27).

* Аттический фут равнялся 0,328 м и применялся, по-видимому, во всех расчетах афинских зодчих вплоть до эпохи римского владычества. Длина целлы храма Афины Полиады, включая антовые пронаос и опистодом, равнялась 33,5 м.

Высказывалось, однако, предположение, что Гекатомпедоном в древности называли другое сооружение, располагавшееся на месте Парфенона, к которому относят и упоминаемые в описании настоящей постройки архитектурные и скульптурные фрагменты. Разрушения, произведенные в 480 г. до н. э. персидским нашествием, затрудняют решение этого и других вопросов об архаических постройках на акрополе.

Храм заключал в себе целлу Афины (возможно, трехнефную) с восточной стороны и целлу Посейдона с двойным адитоном - с западной. К западной целле примыкал пронаос, обрамленный антами с двумя колоннами между ними. Ширина пронаоса по фасаду была 12,3 м. Фронтон украшался скульптурами из пороса, датируемыми 570-550 гг. до н. э., изображавшими Зевса и борющихся с ним мифических существ. По характеру ордера храм Афины Полиады близок к коринфскому храму.

В последних десятилетиях VI в. до н. э. (может быть, около 530-520 гг. до н. э.) древний храм подвергся перестройке: старые стены были сохранены и здание окружено колоннадой, т. е. превращено в периптер. Его размеры по стилобату составили после этого 21,35X43,44 м при числе колонн 6Х12.

Колонны нового храма - из пирейского известняка; метопы, сима, черепицы кровли- из мрамора. Расстановка колонн тесная, причем угловые интерколумнии были уже других. Мутулы, соответствующие метопам и триглифам, были равны друг другу по ширине. Высокая капитель (1,083 м) по формам близка к классическим образцам, хотя вынос ее еще довольно велик.

Существует предположение, что при перестройке триглифный фриз на стенах раннего храма был заменен непрерывным скульптурным фризом ионического типа.

Это предположение было основано на найденных скульптурных фрагментах, но вызвало ряд серьезных возражений, несмотря на всю свою заманчивость (в случае его справедливости этот фриз явился бы прототипом панафинейского фриза Парфенона).

Увенчанный дорическим киматием гейсон не имел слезника. Фронтоны храма украшались мраморными скульптурами (рис. 28), в данном случае объемными, что указывает на значительность изменений, произошедших за истекший период. Напомним, что к концу века греческая скульптура шагнула очень далеко вперед, создав статуи атлетов (куросов) и девушек (кор, рис. 29), еще скованные в своем движении, но вместе с тем полные внутренней жизни и загадочного очарования.



31. Дельфы. Храм Аполлона. Колонна, план (реконструкция), фасад, скульптура с восточного фронтона

Храм Аполлона в Дельфах , как уже сказано, неоднократно перестраивался. До нас дошли остатки пятого по счету храма, возможно, начатого сразу после пожара своего предшественника в 548 г., но практически осуществленного в 513-506 гг. до н. э. изгнанным из Афин родом Алкмеонидов (храм поэтому нередко называют алкмеонидовым (рис. 30). Это был периптер, имевший 6x15 колонн, с размером по стилобату 21,65x58 м. Восточный фасад, кровля, пол, орфостаты и часть фриза храма были в основном выполнены из мрамора. Остальные части (в том числе и фронтонные скульптуры) были из пороса, покрытого белой штукатуркой. Внутреннее сильно вытянутое помещение состояло из пронаоса, глубокой трехнефной целлы (где помещался знаменитый оракул - пифия) и опистодома (рис. 31).

Сложенные из отдельных барабанов колонны имели по 20 каннелюр. Высота колонн составляла, по предположениям, около 8 м при нижнем диаметре 1,8 ж, а верхнем - 1,35 ж, давая отношение H = 4,6 D.

Расстояние в осях колонн 4,12-4 м, сторона абаки 2,25 м (столько же, сколько в коринфском храме). Высота капители 1,1 м. Форма эхина близка к эхину Гекатомпедона. Архитрав имел еще архаическую конструкцию из уложенных одна на другую плит. Его высота 1,415 м, высота фриза 1,372 м.

Фронтоны храма были очень низки; отношение высоты к длине 1:8,636. В восточном фронтоне стояла мраморная фигурная группа, западный был украшен горельефом из пороса. Скульптуры эти, фрагменты которых свидетельствуют уже о весьма совершенной технике в передаче движения, складок тканей, к сожалению, плохо сохранились и существующие композиции целого весьма предположительны.

Храм в Дельфах близок по архитектуре к храмам в Коринфе и в Афинах (Гекатомпедон II); существует предположение, что его строил тот же архитектор, которым построен и храм в Коринфе.

Сокровищница афинян в Дельфах - одно из наиболее тонких сооружений эпохи архаики, художественный облик которого может быть вполне оценен благодаря реставрации.

Павсаний, ссылаясь на надпись на ступенях террасы сокровищницы, утверждает, что афиняне соорудили ее за счет марафонской добычи (490 г. до н.э.), но значительная часть исследователей, основываясь на несколько архаичном характере скульптурных украшений и живописного орнамента, относит ее к концу VI века, точнее - к 510-507 гг. до н.э. Небольшое здание сокровищницы (9,75X6,68 м) повторяет тип дорического храма в антах (рис. 32). Материалом его послужил мрамор, сходный с тем, из которого позднее были сооружены главные постройки Афинского акрополя. Стены сложены из тщательно пригнанных квадров. Стройные, широко поставленные колонны портика по пропорциям близки к классическим (5,4 D). Интерколумний составляет 1,9 диаметра колонны. Кривая эхина, подчеркнутого четырьмя ремешками, упруга и гармонична. Триглифный фриз обходит все здание, украшая не только фасад, но и гладкие боковые стены.

Здание было восстановлено впервые в 1893-1894 гг. французским архитектором Репля, причем были разысканы и собраны почти все составлявшие его квадры. После внимательного изучения оказалось возможным установить их места в кладке главным образом по испещрявшим стены надписям, в которых заключались объявляемые для общего сведения государственные акты Афин, а также и гимны в, честь Аполлона (текст и ноты). При реставрации в кладке западной стены был обнаружен необычный для этой эпохи дефект строительной техники: вертикальные швы многих камней шли без перевязки.

Скульптурные украшения фронтона почти полностью исчезли, но на метопах они в большинстве своем уцелели. Здесь изображены подвиги Тезея и Геракла (рис. 33).

Постройке было отведено одно из наиболее эффектных мест у священной дороги, зигзагообразное расположение которой не только отвечало крутизне склона, но также помогало наилучшим образом использовать небольшое пространство святилища, продлив время, необходимое посетителю для подъема на главную террасу, и показав ему по дороге все сооружения в самых различных аспектах.

Сокровищница стоит на приподнятой на три ступени треугольной в плане террасе. Она была обращена к дороге своей боковой южной стеной, что вызывало необходимость тщательной отделки кладки и, вероятно, натолкнуло на мысль украсить ее поверху триглифным фризом. Главный фасад открывался уже на самом близком расстоянии (около 5 м). После нескольких обильно украшенных скульптурой сокровищниц ионического ордера, которые паломник только что миновал на первом отрезке дороги, появлялись строгие и гармоничные формы небольшого сооружения афинян. Оно вырисовывалось на фоне мощной подпорной стены полигональной кладки и должно было производить особенно сильное впечатление.

Почти одновременно с храмом Аполлона и сокровищницей афинян, т. е. на грани VI и V вв. до н. э., в Дельфах было возведено еще одно сооружение - II храм Афины Пронайи. Он сменил своего древнего предшественника, который, согласно легенде, был унесен по приказанию Аполлона в северные страны Гиперборейским ветром. Храм представлял собой периптер с числом колонн 6X12 и был обращен входом на юг, что, может быть, диктовалось расположением на затесненной террасе (рис. 34). Целла с пронаосом обычного типа не имела опистодома. Дорический ордер отличался стройными, уже близкими классической эпохе пропорциями. Интерколумнии торцовых фасадов были на архаический манер еще несколько шире боковых, но угловые интерколумнии сажены и фриз вполне упорядочен.

Вскоре после постройки храм был разбит упавшими при землетрясении осколками скалы - в таком состоянии его видел Павсаний. Подобное же несчастье повторилось после проведенных в 1905 г. раскопок и реконструкции, когда было разрушено 12 колонн. В настоящее время можно видеть лишь расчищенные нижние части храма, свидетельствующие о высокой технике строительства.

К самому началу V в. до н.э. относятся еще несколько храмов: периптеральный - близ местечка Кадаччо на Коркире (о. Корфу), антовые храмы - Посейдона на мысе Суний и Фемиды в Рамнунте. От них при раскопках обнаружены лишь фрагменты. Последним же сооружением архаической эпохи, возведенным почти перед самым нашествием персов, является храм на острове Эгине.


35. Остров Эгина. Святилище Афины Афайи. Храм, около 490 г. до н. э. Общий вид, разрез по холму и генеральный план: 1 - пропилон; 2 - рампа; 3 - алтарь; 4 - базы; 5 - водосборная цистерна; 6 - храм Афайи


36. Остров Эгина. Храм Афины Афайи. Разрез, фасад, план; скульптура Афины


38. Остров Эгина. Храм Афины Афайи. Западный фронтон (реконструкция), аксонометрия храма, скульптура

Храм Афины Афайи на острове Эгине стоит на грани архаического периода и эпохи расцвета эллинского зодчества. Это наиболее развитая, законченная и наилучшим образом сохранившаяся позднеархаическая, постройка материковой Греции, дошедшая до нас вместе с великолепными скульптурными группами своих фронтонов (ныне в музее в Мюнхене). Храм был заложен после 500 г. до н. э. Скульптурные группы принадлежат двум периодам: западный фронтон примерно к 500 г. до н.э., восточный - к 480 г. до н. э.

Святилище богини, издавна почитавшейся на острове, впервые обрело определенную архитектурную композицию в самом начале VI в. до н.э., когда священный участок был несколько выровнен и обнесен стеной, построены пропилеи и храм в антах, который, несмотря на свои малые размеры, по-видимому, имел два ряда внутренних колонн, поставленных в два яруса (обнаружены капители колонн трех различных размеров, относящиеся к этому периоду, но реконструировать храм не удается).

При строительстве нового храма участок был значительно расширен и выровнен, причем были возведены великолепные подпорные стены, пропилеи получили свою классическую форму торжественного входа, всесторонне развитого затем на афинском Акрополе. Новый храм представлял собой периптер с числом колонн 6X12 и стоял на трехступенчатом основании размером 13,79x28,5 м по стилобату. Он построен из местного известняка и был покрыт прекрасной мраморной штукатуркой, некогда расписанной. Из паросского мрамора были сделаны лишь фронтонные скульптуры и сима фронтона.

План храма в своем первоначальном виде мог бы явиться примером типического периптера эпохи расцвета (рис. 36, 37). Его целла состояла из пронаоса с двумя колоннами в антах, такого же опистодома и наоса, разделенного, как и в предшествующем храме, на три корабля двумя двухъярусными колоннадами. Но еще до окончания строительства по-видимому, вследствие культовых требований, опистодом был соединен с наосом дверью, а с другой стороны закрыт глухими решетками, поставленными между колоннами и антами (подобные решетки, но с дверями для входа, имелись и в пронаосе). Эти изменения в известной мере превратили опистодом в адитон (рис. 38).

В пропорциях храма чувствуются архаические черты. Хотя колонны довольно стройны - отношение их высоты к нижнему диаметру составляет 5,3: 1, но антаблемент тяжеловат и составляет ⅓ высоты колонны. Его внутренние членения тоже архаичны: фриз больше архитрава. Вынос капителей колонн еще велик, хотя это скрадывается относительно большой высотой эхина. Соотношения частей ордера подчинены закону целых чисел и выражены в дорических футах (эгинетский дорический фут равен 32,7 см). Так, высота колонн, равная 16 таким футам, соответствует двум пролетам. Высота антаблемента укладывается трижды в высоте колонн. Отношение нижнего диаметра колонны к интерколумнию 3:5. Проблема углового триглифа решена путем сужения угловых пролетов. Однако - архаическая черта - колонны на боковых сторонах храма стоят теснее, чем на торцовых. Хотя курватуры, впервые появившиеся в коринфском храме, в эгинском храме отсутствуют, здесь можно отметить появление других тонкостей, характерных для эпохи расцвета: наклон в сторону целлы всех наружных колоннад и небольшое утолщение (на 2 см) угловых колонн. Такого рода отступления от регулярности помогали избегнуть излишней сухости форм и как бы придавали сооружению большую зрительную устойчивость.

Вместе с храмом Зевса в Олимпии храм Афины на о. Эгине относится к числу немногих, сохранивших черты, указывающие на существование деревянных галерей над боковыми нефами. Эти галереи покоились на балках, опиравшихся непосредственно на абаки колонн первого яруса так, что их архитрав, увенчанный тенией и регулами, служил в то же время барьером. В отличие от первого яруса внутренних колонн второй ярус, возможно, завершался не одним только архитравом, но полным антаблементом.

Построенный в период обострения отношений эллинского мира с могущественной персидской державой и законченный практически уже в разгар греко-персидских войн, храм Афины Афайи в своем идейном содержании связан с этой героической эпохой греческой истории. Знаменитые скульптурные группы его фронтонов, изображающие подвиги эгинцев в Троянской войне, должны были служить в это опасное для Греции время ярким напоминанием об их былых победах над Востоком, одержанных, согласно легенде, под покровительством могучей и воинственной богини, которой был посвящен небольшой, но монументальный эгинский храм (см. рис. 38).

Его фронтонные группы еще не свободны от условностей архаического искусства. Лучше других сохранилась скульптурная группа западного фронтона, изображающая бой над телом павшего героя (согласно другой реконструкции - битву над трупами двух героев). В центре фронтона находится изображение богини Афины, своей монументальной неподвижностью напоминающее другие архаические статуи. По обеим сторонам ее - фигуры сражающихся героев, расположенные настолько симметрично, что правая сторона повторяет левую почти в зеркальном отражении. Фигуры воинов представлены в движении, однако оно передается только расположением конечностей и торсов и не сопровождается игрой мускулатуры, почему позы кажутся несколько напряженными и оцепенелыми. На лицах воинов застывшая улыбка. Все же в эгинских скульптурах чувствуется начало новых исканий, полностью разрешенных только в последующих произведениях скульптуры V в. до н.э.: найдена сюжетная тема, позволившая изобразить фигуры во всем разнообразии поз и движений, что облегчило задачу их компоновки в рамках сужающегося к углам поля фронтона; вместе с тем была разрешена и проблема сохранения единого масштаба для фигур, из которых выделяется лишь одна богиня Афина, стоящая во весь свой преувеличенный рост. Взаимное расположение отдельных групп, связанных единством действия, переплетением частей тела и аксессуаров битвы, однако, еще архаично: связь между этими группами еще не достигнута и вся композиция лишена цельности, которой через 20 лет достигнет скульптор фронтонных композиций храма Зевса в Олимпии. В скульптурном убранстве эгинского храма немалую роль играли также и акротерии, в особенности коньковые. Еще важнее было применение цвета: тения архитрава и карниз были ярко-красными, триглифы - черными и темно-синими, более тонкое сочетание синего с красным отмечало симу и пальметты антефиксов, поле фронтонов позади мраморно-белых скульптур было небесно-синим.

Картина развития дорического зодчества на протяжении VI в. до н. э., рассмотренная только на памятниках материковой Греции, не является полной. Она должна быть прослежена также на памятниках Великой Греции, где родилась своя собственная, весьма своеобразная архитектурная школа.

В начале V века до нашей эры в г. Пестум (греческая колония, юг Италии), был воздвигнут храм богини Геры, он поражал своей красотой. Храм Геры с древности считается святым местом. Отсюда название Святилище Богини Геры.+

Гера – в мифологии древних греков, считалась самой могущественной, верховной богиней Олимпа, супруга Зевса, жена Бога Богов. Геру называли покровительницей брака, охраняющую мать во время родов.+

В честь богини в Греции был воздвигнут самый большой и величественный храм того времени – Храм богини Геры. Археологи насчитывают несколько периодов создания храма. Возведение храма началось в 570-560 г. до нашей эры, позже в VII веке строительство возобновилось.+

Храм был построен изысканно и в то же время просто, его размеры были очень большие. Благодаря храму город прославился, его считали одним из богатейших городов того времени.+

При строительстве храма использовался в основном твёрдый известняк, который имел золотистый цвет.+

Храм состоял из 155 колон в ионическом стиле. Колоннада поддерживала перекрытие храма, возвышающееся на основании, состоящем из трёх ступеней. Окружали храм 6 колонн на фасаде и 13 с продольных сторон. Пространство внутри храма делилось на три части двухъярусной колоннадой.+

Со временем храм был разрушен, в настоящее время сохранилась часть одной колоны, её ширина составляет 108,63 метра, а ширина 55,16.+

Мифология о доэллинской великой богине Гере. В Греции ее основные святилища находились на острове Самос и в городе Аргос, однако аркадцы утверждали, что их культ Геры самый древний и относили его ко времени появления из земли их предка Пеласга.

1. Древнее изображение Геры

Гера была доэллинской великой богиней. В Греции ее основные святилища находились на острове Самос и в городе Аргос, однако аркадцы утверждали, что их культ Геры самый древний и относили его ко времени появления из земли их предка Пеласга. Вынужденное замужество Геры запечатлело захват крито-микенской Греции и свержение Геры как верховного божества в обеих странах. Кносс был захвачен эллинами, по-видимому, дважды: примерно в 1700 г. до н.э. и в 1400 г. до н.э. Веком позже попали под власть ахейцев Микены. Зевса могли изображать в виде кукушки потому, что он как бы выбросил всех остальных божеств из гнезда, а также потому, что он присвоил скипетр Геры, навершие которого было выполнено в виде кукушки. Позолоченные фигурки обнаженной богини-аргивянки с кукушкой были найдены в Микенах; там же была обнаружена позолоченная модель храма, увенчанного кукушкой. На знаменитом критском саркофаге из Агия-Триады изображен двойной топор, на котором сидит кукушка.

«Времена Года были ее няньками» — это один из способов охарактеризовать Геру как богиню календарного года. Вот почему на ее скипетре изображена кукушка, символизирующая весну, а в левой руке она держит спелый гранат, вызревающий поздней осенью и символизирующий смерть года.

В Аргосе знаменитая статуя Геры изображает богиню сидящей на троне из золота и слоновой кости. История о том, как ее приковали к трону, могла возникнуть в связи с греческим обычаем приковывать статуи богов, «чтобы те не сбежали». Если город потеряет древнюю статую покровительствующего ему бога или богини, он может вообще остаться без божественного покровительства. Вот почему римляне практиковали то, что вежливо называлось «сманиванием» богов в Рим, и к эпохе империи этот город напоминал галочье гнездо, заставленное украденными в разных городах статуями богов и богинь.

2. Свадьба Геры и Зевса

Гера, дочь Крона и Реи, родилась на острове Самос или, как утверждают некоторые, в Аргосе. Воспитывал же ее сын пеласга Темен в Аркадии. Времена Года были ее няньками. После свержения Крона ее брат-близнец Зевс стал домогаться ее любви в Кноссе на Крите или, как говорят некоторые, на горе Форнакс, которую теперь называют Кукушкиной горой в Арголиде, где он поначалу безуспешно за ней ухаживал. Гера сжалилась над Зевсом только тогда, когда тот принял вид пестрой кукушки, которую Гера нежно прижала к своей груди. Но как только она это сделала, Зевс принял свое истинное обличье и овладел ею. Униженная Гера была вынуждена выйти за него замуж.

На их свадьбу все боги прислали свои дары. Мать-земля подарила Гере дерево с золотыми яблоками, которое позднее охраняли геспериды в саду Геры на горе Атлас.

Брачная ночь Геры и Зевса на острове Самое длилась триста лет, возможно, потому, что священный год самосцев (так же, как и этрусков) состоял из десяти тридцатидневных месяцев, поскольку январь и февраль отсутствовали, а в мифе каждый день вырос до года. Не исключено, что в этом месте мифограф намекает на то, что эллинам понадобилось триста лет, чтобы утвердить моногамию среди племен, поклонявшихся Гере.

3. Конфликт между Герой и Зевсом.

Только Зевсу — отцу небес — была подвластна молния, и лишь страх перед ее смертоносной силой делал послушным его сварливое и вздорное семейство, расположившееся на горе Олимп. Зевс определял пути небесных тел, устанавливал законы, приводил к присяге и пророчествовал. Поэтому он не страдал от недостатка власти ни над, ни под землей, причем его жена Гера не уступала ему только в одном: любого человека или зверя она при желании могла наградить даром пророчества.

Зевс и Гера постоянно ссорились. В отместку за его частые супружеские измены Гера нередко унижала Зевса, прибегая к коварству. И хотя он мог поведать ей свои секреты и иногда даже пользовался ее советами, полного доверия к Гере у Зевса так и не появилось. Гера хорошо знала, что, нанеси она мужу слишком серьезную обиду, тот не преминет запустить в нее молнией, поэтому она предпочитала злые интриги в связи, например, с появлением на свет Геракла, а порой заимствовала у Афродиты пояс, чтобы разжечь в муже страсть и тем самым ослабить его волю.

Однако настал день, когда высокомерие и капризность Зевса стали настолько несносны, что Гера, Посейдон, Аполлон и другие олимпийцы, кроме Гестии, внезапно окружили его, спящего, и «оковали» сыромятными ремнями сотней узлов так, что он не мог пошевелиться. Он грозил им немедленной смертью, однако в ответ боги, которые предусмотрительно припрятали подальше его молнию, только оскорбительно смеялись. Когда они уже праздновали свою победу и рьяно обсуждали, кому стать преемником Зевса, нереида по имени Фетида, предвидя междоусобицу на Олимпе, бросилась на поиски сторукого Бриарея, который, действуя всеми руками сразу, быстро развязал ремни и освободил своего хозяина.

Поскольку во главе заговора стояла Гера, Зевс с помощью золотых браслетов подвесил ее за запястья к небу, а к ногам привязал наковальни. Хотя все боги были до глубины души возмущены таким поступком Зевса, никто из них не осмелился прийти на помощь Гере, несмотря на ее жалобные вопли. В конце концов Зевс пообещал освободить ее, если все боги дадут клятву больше не восставать против него. С большой неохотой каждый из богов дал такую клятву. Зевс наказал Посейдона и Аполлона, отослав их рабами к царю Лаомедонту для которого они построили город Трою. Остальные боги были помилованы как действовавшие по принуждению.

Среди двенадцати богов Олимпа, каждый из которых покровительствовал какой-либо определённой сфере жизни древних греков, забота о браке и материнстве выпала на долю Геры - жены, а по ряду источников, и сестры самого Зевса. Нельзя сказать, чтобы эта особа отличалась тихим и благодушным нравом. Напротив, мифы рисуют её ревнивой, властной, а порой и жестокой дамой. Храм Геры в Олимпии, чьи руины стали в наши дни своеобразной туристической Меккой, служит ей памятником.

Откуда в наш мир пришли Олимпиады?

Храм Геры в Олимпии, реконструкция которого проходила при участии специалистов ЮНЕСКО, расположен в том легендарном месте, откуда начали свой путь по земному шару Олимпийские игры. Об этом нетрудно догадаться из самого названия города. Также свидетельством этому является предание, которое гиды непременно рассказывают любознательным туристам.

Однажды бог времени Кронос - вздорный и злонравный старик - рассердился за что-то на своего малолетнего Уберечь будущего громовержца от отцовского гнева вызвались три брата, приехавшие с Крита. Старшего из них, как потом выяснилось, звали Геракл. Нашкодившего юнца братья спрятали в священной роще Алтис, а сами, чтобы убить время, принялись состязаться в беге.

Победа досталась Гераклу, и он был награждён венком из дикой оливы. Впоследствии местность, в которой находилась священная роща, получила название Олимпия, а невинная забава братьев дала начало международному олимпийскому движению. В связи с этим храм Геры в Олимпии сделался одним из самых известных

Храм, достойный богини

Храм Геры в Олимпии, история которого насчитывает почти три тысячелетия, является сегодня одной из самых ранних монументальных построек Древней Греции. Он находится на южном склоне холма, называемого Кронием, и отделён от него мощной стеной-террасой. Место для возведения святилища выбрали в северо-западной части той самой священной рощи Алтис, где Гераклом была одержана первая олимпийская победа.

Древнегреческий писатель и географ Павсаний относит возведение этого святилища к 1096 году до нашей эры, однако, как следует из его сочинения, речь в нём идёт об иной постройке, стоявшей на месте нынешних руин. Это был также храм Геры в Олимпии, описание которого рисует нам сооружение, отличавшееся строгостью и законченностью линий. Состояло оно из внутренней части, называемой целлой, а также пронаоса - небольшой пристройки впереди здания - своего рода вестибюля.

Святилище, превращённое в музей

Колонны, без которых не мыслили своего творчества древнегреческие зодчие, первоначально были изготовлены из ценных пород дерева, по преимуществу ливанского кедра, но затем заменены каменными. Вообще, за долгие века своего существования храм Геры в Олимпии многократно перестраивался, и сегодня путеводители сообщают по меньшей мере о шести известных его конструкциях.

Это продолжалось до тех пор, пока римляне не превратили его в обычный музей, куда свозились всевозможные исторические диковинки. Нельзя сказать, чтобы они были равнодушны к браку и материнству, но у них этой сферой жизни ведала иная богиня - Юнона, оттеснившая на второй план храм Геры в Олимпии. Ордер, в соответствии с которым он был построен, а это был яркий пример классического коринфского стиля, лишь придавал солидность римскому музею.

Состязания, посвящённые богине

Храм Геры в Олимпии был свидетелем весьма своеобразных ритуалов, совершаемых в честь почитаемой всеми богини. Павсаний, например, повествует о том, как раз в четыре года шестнадцать самых искусных ткачих Греции собирались в храме и ткали одеяния для Геры. Между ними шло состязание - нечто вроде современных конкурсов «Лучший по профессии». Но этим программа ритуала не ограничивалась.

Следующим этапом были проводимые на олимпийском стадионе соревнования по бегу, называвшиеся «гереи». В них участвовали только женщины. Участницы, разбитые по возрастным категориям, стартовали группами - начиная с совсем юных девиц и заканчивая дамами весьма почтенного возраста. Историк пишет, что и бабушки, и внучки бежали хоть и разные дистанции, но в одинаковых коротких туниках, не доходящих до колен, с распущенными волосами и обнажённой левой грудью.

Очевидно, это зрелище очень нравилось богине, потому что браки заключались регулярно, а плодовитости гречанок можно было лишь позавидовать. Победительницу забега ждал заветный приз - ей вручалась половина жертвенной коровы, а также предоставлялось право украсить храм Геры в Олимпии собственной статуэткой с соответствующей надписью. В наши дни среди руин храма для туристов проводятся театрализованные представления в память о тех давних состязаниях.

Скульптурное украшение храма

Как свидетельствуют археологи, в центре храма размещалась скульптура самой Геры, восседавшей на троне. В своём изначальном виде она не дошла до наших дней, но по сохранившимся фрагментам можно предположить, что высота её достигала трёх метров. Рядом с троном помещалась высеченная в полный рост мужская фигура. Её принадлежность вызывает споры у исследователей. По ряду признаков, она могла быть изображением Зевса - мужа Геры, но некоторые учёные полагают, что это её сын Арес.

Если о художественных достоинствах данной композиции судить сложно ввиду того, что от неё сохранились лишь незначительные фрагменты, то другое изваяние, которое на протяжении веков хранил в своих стенах храм Геры в Олимпии, является признанным шедевром. Речь идёт о скульптуре на руках работы Праксителя - выдающегося древнегреческого скульптора IV века до нашей эры. Важно отметить, что это произведение было выполнено в единственном экземпляре и не имеет ни копий, ни аналогов, как правило, изготовлявшихся древними мастерами.

Собрание работ мастеров древней Спарты

Храм Геры в Олимпии, архитектор которого, к великому нашему сожалению, остался неизвестным, в период расцвета Древней Греции представлял собой богатейшее собрание скульптур, выполненных из слоновой кости и золота. Об этом мы также узнаём из сочинений Павсания. Его наполняли изображения небожителей, населявших Олимп и являвшихся непременными героями мифологии.

Среди них можно было увидеть воинственную Афину в шлеме и с копьём в руке, Гора - божественного повелителя Солнца, неба и времён года, изображённого в виде человека с ястребиной головой, а также прекрасных нимф - Гасперид, хранительниц золотых яблок, и многих других, чьи имена были знакомы каждому жителю той эпохи. Большинство работ принадлежали мастерам воинственной Спарты, что опровергает бытующее мнение о неразвитости искусства среди её народа.

Храм Геры в Олимпии был местом, где хранился уникальный ларец, являющийся не только выдающимся произведением декоративно-прикладного искусства, но также и исторической реликвией. С ним связано предание, которое упоминает в своих сочинениях другой древнегреческий историк Геродот.

Легенда о хромой невесте

Она гласит, что среди жительниц Коринфа - весьма древнего - была некая девица по имени Лабда, приходившаяся дочерью местному царю Амфиону. Несмотря на столь высокое происхождение, она не могла найти приличного жениха, поскольку была не только злой и сварливой, но к тому же ещё и хромой, за что все над ней потешались.

Разумеется, она переживала, проводя дни и ночи в рыданиях. В результате, чтобы не томить девицу, её выдали замуж за простолюдина. И вот накануне свадьбы придворный оракул во всеуслышание предсказал, что от этого брака родится сын, который отмстит жителям города за слёзы матери.

Мстительный юноша

Оракул знал, что говорил, и в положенный срок на свет появился мальчик, получивший имя Кипсел. Горожане, вообще слепо верившие всяким предсказаниям, толпой явились во дворец убить новорожденного. И вот тут-то на сцене появляется этот самый ларец, сделанный из кедра, украшенный слоновой костью с золотой чеканкой.

Именно в него отчаявшаяся мать спрятала своего первенца, чем и спасла его жизнь. Надо ли говорить, что, достигнув зрелых лет, взойдя на престол и став первым коринфским тираном, Кипсел оправдал всеобщие ожидания, залив город потоками крови. Ларец, сослуживший жителям Коринфа столь дурную службу, затем поместили в храм Геры как напоминание о том, к чему может привести политическая недальновидность.

Руины - памятник былого величия

Время, землятресение, случившееся в IV веке, а главное, исторические катаклизмы, свидетелями которых стала древняя Эллада, сделали своё дело. Сегодня храм Геры в Олимпии, фото которого представлены в статье, являет собой почтенные руины, окружённые яркой южной растительностью. Взорам туристов открывается лишь фундамент с остатками некогда мощного ортостата - ряда вертикально положенных плит, окружавших цоколь здания, да несколько колонн.

Часть их сумела устоять и, возвышаясь среди развалин, служит напоминанием о прежнем величии. Остальные же покрывают землю своими обломками. Храм Геры в Олимпии (Греция) стал жертвой самого безжалостного из небожителей - бога времени Кроноса.

Храм Геры, один из самых древних монументальных храмов в Греции, расположен в северо-западной части священной рощи Алтис, на южных склонах холма Кроний и отделен от него мощной стеной-террасой. Жители Скиллунта, древнего города Элиды, подарили храм Олимпийскому святилищу. Павсаний считал, что храм был построен приблизительно через восемь лет после того, как Оксил взошел на трон Элиды в 1096 г. до н.э. На самом деле это произошло намного позже. Согласно мнению некоторых ученых, первый храм, построенный приблизительно в 650 г. до н.э., был небольшим дорическим храмом с целлой и пронаосом, к которым позже, около 600 г. до н.э., были добавлены опистодом и птерон. Однак, теория, что храм был построен ближе к 600 г. до н.э., сегодня преобладает. Храм много раз ремонтировался, а римляне преобразовали его в своего рода музей для избранных сокровищ святилища, таких, как известный Гермес Праксителя.

Храм ориентирован с востока на запад, имеет вытянутые пропорции и относительно небольшую высоту. Это был гексастильный периптер дорического ордера с шестнадцатью колоннами по боковым сторонам. Колонны изначально были деревянными. По мере износа, их постепенно, на протяжении долгого времени, от архаичных до римских времен, заменяли каменными, с присущими каждому периоду архитектурными особенностями развивающегося дорического стиля. Даже во втором столетии н. э., когда Павсаний посетил храм, одна деревянная (дубовая) колонна все еще была в опистодоме. В колоннах находились неглубокие ниши, в которые помещались живописные портреты победителей Герийских игр. Нижняя часть храма была построена из известняка-ракушечника, а верхняя часть - из сырцового кирпича. Антаблемент был сделан из древесины с терракотовой облицовкой и терракотовой черепицей. Центральный кольцевой акротерий диаметром 2,3 м., также сделанный из терракоты, украшала впечатляющая живописная роспись.

Храм был разделен на три части: пронаос, целлу и опситодом. И пронаос, и опистодом представляли собой портики с двумя колоннами в антах. Чтобы попасть в целлу, разделенную в длину двумя рядами дорических колонн, нужно было пройти через пронаос и двойные двери, шириной 2,90 м. Каждая вторая колонна была встроена в поперечную стену. Четыре таких внутренних перегородки делили пространство на пять ниш. На пьедестале в дальнем конце целы были установлены священные статуи Зевса и Геры, упомянутые Павсанием (V, 17, 1). Зевс был изображен стоящим перед Герой, которая сидела на троне. Часть этой скульптурной композиции - голова Геры, сделанная из камня, была найдена рядом с Герайоном и сейчас экспонируется в Археологическом музее Олимпии. Каждые четыре года шестнадцать благородных женщин Элиды, организующие Герийские игры, накрывали скульптуру богини в целле новым тканым пеплосом. Известно, что в храме хранился диск Ифита, на котором были написаны правила перемирия на время Олимпийских игр. Кроме этого, в опистодоме хранился украшенный мифологическими сценами ларец первого rоринфского тирана Кипсела, сделанный из древесины, золота и слоновой кости, а также стол Колота, на котором были изображены оливковые короны победителей Олимпийских игр.

В наши дни от здания храма сохранились только фундамент святилища с массивным ортостатом и нижняя часть колонн. Фрагменты терракотового антаблемента и центрального акротериона демонстрируются в музее.

Статьи по теме