Церковь троицы живоначальной, что в никитниках. Церковь троицы в никитниках Церковь троицы в никитниках описание

Э нциклопедией дивного узорочья называют искусствоведы церковь св. Живоначальной Троицы в Никитниках, построенную и украшенную в 1630-60-х гг. несколькими поколениями купеческой семьи Никитниковых. Внутри она расписана лучшими мастерами Оружейной палаты: Яковом Казанцом, Симоном Ушаковым, Осипом Владимировым и Гаврилой Кондратьевым. Про историю и внешнее убранство храма я подробно рассказываю на . А вот попасть внутрь, чтобы увидеть его великолепные интерьеры, теперь очень сложно. В советское время в здании церкви работал Музей архитектуры и живописи XVII в. (филиал ГИМ). Но с 2007 г. оно полностью принадлежит московской патриархии, а с 2012 г. еще и попало в режимную зону Управления делами Президента РФ. Приход допускает граждан в верхний храм либо по главным церковным праздникам, либо группами по предварительной договоренности платно. ФСО пропускает к храму через КПП по одним ей известным законам. Организовать гарантированное посещение Троицкой церкви в таких условиях можно только виртуально.

В настоящее время в храме 5 приделов:











св. Живоначальной Троицы вмч. Никиты Воина свт. Николая Чудотворца ап. Иоанна Богослова Грузинской иконы Божией Матери

Ц ерковное крыльцо в виде шатрового рундука на массивных столбах с висячими белокаменными гирьками и лестница на ползучей арке ведут на западную галерею.

П ройдя галерею, входим в трапезную главного храма через перспективный полуциркульный портал с массивными железными дверями и коваными решетками. На дверях преобладают изображения птицы Сирин и павлина – церковных символов христианской души и рая. Но есть и языческие символы. Т.е. двери представляют рай, изображенный народными мастерами сказочным миром.


В левом углу трапезной невысокая дверь в полутемную трапезную придела свт. Николая Чудотворца. В Никольском приделе сохранился «Спас Нерукотворный» кисти С.Ф. Ушакова (1658).


А прямо широкий и невысокий полуциркульный резной белокаменный портал ведет в главный храм. Над ним – ушаковский образ Спасителя «Великий Архиерей» (1657).


Н а полу зала плиты из мраморовидного известняка. С потолка свисают 2 медных посеребренных паникадила, над которыми парят орлы с распростертыми крыльями (царский вклад в храм).


В зале 2 деревянные открытые многоугольные беседки с подъемными лавками внутри. Их резные подзоры с херувимами поддерживают точеные столбики. Нижняя часть украшена полуколонками, а основанием является помост с двумя ступенями. Это переносные клиросы, служившие местами для почетных посетителей.

Д вухсветное пространство зала сплошь покрыто живописным ковром. Стены, сомкнутый свод и даже оконные откосы, как огромная иллюстрированная книга, рядами в строгой последовательности представляют Библейские и Евангельские сюжеты и притчи. Но фрески на религиозные темы написаны как жизнерадостные, красочные бытовые картины.


П од сводами в стены заложены 2 ряда голосников (своды апсид наполнены ими сплошь) - обожженных горшков, расположенных отверстиями к внутренней поверхности стены. Они нужны для подавления отголоска или отражения звука, а не для его усиления.

Г лавное украшение храма – старинный резной 5-ти ярусный иконостас с очень прочной позолотой. Его завершает ряд гладких кокошников с восьмиконечными крестами, чередующихся с золочеными херувимами. В верхних ярусах иконостаса: праотеческом, пророческом, праздничном и Деисусном (деисисном) - иконы «строгановского письма». Иконы местного ряда написаны ведущими мастерами Оружейной палаты. Слева от царских врат «Благовещение с акафистом» (12-ю клеймами, иллюстрирующими песни, прославляющие Богоматерь) 1659 г. работы Якова Казанца, Симона Ушакова и Гаврилы Кондратьева. Молодым «знаменщиком» Ушаковым на ней написаны только лики. Композицию, очевидно, придумал Казанец. Справа предпоследняя икона - «Сошествие Святого Духа на апостолов» с Богоматерью в центре композиции кисти Осипа Владимирова. Передана в Третьяковскую галерею написанная для этого храма знаменитая ушаковская икона Владимирской Божией Матери («Насаждение древа Государства Российского»). В иконостасе ее копия. Над местным рядом им же написаны сочетанием темперы и масляных красок 9 круглых медальонов с оплечными изображениями учителей Вселенской церкви.


В левой стене зала посередине высокий резной белокаменный прямоугольный портал ведет в придел свт. Николая Чудотворца. А справа от иконостаса высокая белокаменная пятилопастная арка – вход в придел вмч. Никиты Воина.


В его предалтарном помещении хорошо сохранился паркет XVII в. из толстых сосновых колод. Праотеческий ряд миниатюрного 5-ярусного иконостаса из-за низкого свода немного наклонен. Праздничный ярус необычно заполнен иконами церковных праздников «Цветной триоди» (периода от Пасхи до Духова дня): «Исцеление расслабленного», «Преполовение», «Беседа с самарянкой» и др. Одна из икон - «Исцеление слепого» - написана Осипом Владимировым с нарушением канона по образцу голландской гравюры. В местном ряде чтимая древняя икона вмч. Никиты Воина с 14-ю житийными клеймами.


З десь же фамильный характер придела подтверждает написанная до 1648 г. патрональная икона «Богоматерь «Благодатное небо» с коленопреклоненными преподобными Георгием Хезовитом и Андреем Критским, тезоименными устроителям храма. А на групповом портрете людей в светской одежде без нимбов, как считают исследователи, изображено все семейство Никитниковых.

В первые в московской архитектуре шатровую колокольню этой церкви поставили над северо-западным углом галереи, соединили с церковью лестницей и разместили в ее подклете придел ап. Иoaнна Богослова.


Е го стены расписаны сценами из Апокалипсиса в своеобразной трактовке.



П одвалы под церковью изначально служили складами купеческих товаров. Но в 1904 г. там устроили нижний храм с приделом во имя Грузинской иконы Божией Матери. В нем теперь преимущественно и проводят богослужения.

И спользованы фотографии из коллекции И.Ф. Барщевского и путеводителя, изданного храмом; работы художников Ольги Дреминой и Дмитрия Сузюмова.

Нравится

Храм Святой Троицы в Никитниках - уникальное строение, которое может претендовать на одну из красивых церквей Москвы. Гуляя улицами Москвы, невозможно не восторгаться архитектурой церкви Троицы Живоначальной, которая является единственной достопримечательностью самого короткого переулка в столице, Никитникова. Старомосковская святыня буквально спрятана среди современных новостроек.

Исторические сведения

До 1626 года на месте Троицкого храма стояла Никитская церковь, которая сгорела, но икона святого Никиты была спасена.

Купец Григорий Никитников увековечил свое имя в названии московского переулка тем, что в 1628 году начал строительство каменный Троицкий храм. Почти четверть века строительство то начиналось, то прекращалось, менялись декоративные украшения, вносились изменения во внутреннюю отделку.

Храм Святой Троицы в Никитниках, Москва

Параллельно с возведением церкви Святой Троицы купец позаботился и о своем семействе, построив семейную усыпальницу в домовой церкви, которая расположилась в южном престоле великомученика. Никиты. Церковный подклет одновременно служил хранилищем для купеческих товаров. Из домовой церкви попасть в храмовое помещение можно было по специальному переходу.

Благодаря многофигурной, динамичной росписи, сделанной по рисункам Святого Писания голландского художника Бохта, которая создавалась лучшими специалистами своего дела из Оружейной палаты, началось новое направление в русском церковном зодчестве.

Художники Иосиф Владимиров и Симон Ушаков написали шедевры икон, которые украсили местный иконостас. Уникальная картина «Древо государей Российских» стала местной достопримечательностью.

Фрески Симона Ушакова в интерьере верхнего храма Троицкой церкви

Со времени постройки шедевра русского зодчества в дизайне многих московских церквей появились шатровые пристройки, крылечка, колокольни, с декорированными наличниками окон. Если внимательно присмотреться к фасадному окну, выходящему в переулок, можно увидеть уникальную резьбу, на которой изображены попугаи.

Декор Троицкой церкви перекликается с еще одним шедевром зодчества, московским Теремным дворцом, построенным в Кремле в 1636 году. У историков возникали предположения, что именно царские мастера были приглашены на строительство нового храма.

Интересно! До 1926 года Никитников переулок называли Грузинским, хотя с Грузией он не имеет ничего общего. Это название закрепилось за переулком благодаря Грузинской иконе Богородицы, ставшей святыней церкви. Список чудотворного образа был написан в 1654 году в память об избавлении Москвы от моровой язвы.

1871 год едва не стал последним годом существования красавицы-церкви, когда на ее месте было решено возвести торговые здания. Торговый комплекс вырос в 1901 году, закрыв своим видом шедевральную постройку XVII века, но это не повредило храму.

Через три года после революции храм закрыли, но не снесли и не разрушили, признав в нем архитектурный памятник культуры первого порядка.

Интерьер нижнего храма Троицкой церкви

Через 14 лет в 1934 году здесь стал работать Государственный исторический музей, затем музей художника, создавшего уникальные шедевры для церкви в Никитниках, Симона Ушакова, с 1963 года здесь работали выставки, демонстрирующие древнерусскую живопись.

Возрождение прихода началось в 1999 году и только через девять лет храм вернули Православной Церкви.

Святыни Троицкой церкви в Никитниках

Жители Москвы и гости города приходят в Троицкий храм поклониться около икон Божьей Матери:

  • «Владимирская»;
  • «Благовещение»;
  • «Грузинская»;
  • «Благодатное небо»;
  • «Казанская» и другие.

Престольные праздники

Троицкий храм в Никитниковом переулке имеет несколько престолов. Каждый из них отмечает престольный праздник, на который собирается множество прихожан.

  • Грузинский престол 4 сентября почитает основную святыню Троицкой церкви, Грузинскую икону Богородицы.
  • Весной, 21 мая и зимой, 9 декабря прихожане собираются на праздник чествования памяти Иоанна Богослова.
  • 28 сентября благодарные потомки чествуют день памяти Никиты Готфского.
  • 22 мая, весной, и зимой, 19 декабря - праздник почитания Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского.

Богослужение в храме Живоначальной Троицы в Никитниках

Особенно людно в храме в День Святой Троицы, который венчает пасхальные праздники. Этот праздник отмечается на пятидесятый день от Дня Воскресения Господнего, светлого праздника Пасхи.

Вечернее богослужение перед Троицей открывает престольный праздник. Во время вечерней службы идет чтение умилительных молитв Василия Великого, в это время христиане исповедуют грехи и просят помилования, дарования Духа Святого, вспоминая в молитвах усопших близких.

Интересно! На пятидесятницу храм украшается зелеными ветвями и цветами, прихожане так же стоят на богослужении с цветочными букетами.

В помощь паломникам

Проще всего добраться до Троицкой церкви в Никитниках на метро. На карте следует найти остановку Китай-город, которая находится на Старой площади, а там пройти в Никитников переулок, дом 3. Храм уникальной архитектуры виден сразу.

Храм Святой Троицы открыт ежедневно с 10.30 утра до 15.30.

Накануне христианских праздников в 17.00 начинается всенощное бдение, по воскресным и праздничным дням в 9.00 звучит литургия.

Все желающие исповедоваться, могут это сделать после всенощного служения или перед литургией.

Каждую среду в 17.00 - молебен с чтением акафиста Богородице и святому лику «Грузинская».

Храм Троицы Живоначальной в Никитниках

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке) - эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе. Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века.

В сторону Ильинки от Варварки тянется закрытый сейчас для «посторонних» Ипатьевский переулок с Церковью Живоначальной Троицы в Никитниках. Место это долго не застраивалось и называлось «Глинищи» из-за глинистой почвы.


По царскому указу в 1622 году приехал в Москву и обосновался в Китай-городе успешный ярославский купец Григорий Леонтьевич Никитников. Рядом с его двором располагался деревянный храм святого мученика Никиты на Глинищах, сгоревший в 1626 году. Но сохранилась местная храмовая икона второй половины XVI века с изображением мученика Никиты Готского в воинском одеянии и его житием.


Св. Никита принял крещение от епископа Феофила, участника Первого Вселенского собора. Вместе со знаменитым Вульфилой он участвовал в распространении христианства среди готов и воевал в войсках вождя Фритигерна против гонителя христиан Атанариха.


После возвращения к власти Атанариха Никита был подвернут истязаниям и казнен через сожжение в 372 году. Согласно житию, огонь не опалил тело мученика. Некий праведник и друг Никиты Мариан сначала спрятал, а потом похоронил в своем доме его тело, за это его дому было ниспослано богатство.


Так же существовало поверье, что каждый дом, в котором почитали память Никиты-воина, получит богатство и изобилие. Можно предположить, что такая легенда привлекала Григория Никитникова. Да и «фамилия» его была созвучна с именем святого. Поэтому происхождение названия «Никитники» можно толковать двояко, то ли от древней церкви, то ли от фамилии владельца усадьбы.


Но как бы там ни было в 1628-1634 гг. на средства этого купца Никитникова на месте сгоревшей деревянной церкви была построена новая в камне, которая дошла до нас в первоначальном виде.


Один придел Церкви Живоначальной Троицы, в подклете, был освящен во имя иконы Грузинской Божьей матери, поэтому церковь иногда называют церковью Грузинской Богородицы.


Образ Грузинской иконы считался чудотворным. Ему приписывали чудо избавления Москвы от моровой язвы в 1654г. Это был список иконы, которую персидский шах Аббас, завоевавший Грузию в 1622г., продал русским купцам. Подлинник иконы находится в Красногорском монастыре на Пинеге.


В советское время храм был передан Государственному историческому музею. В 1923-41 гг. здесь действовал музей Симона Ушакова, с 1963 года - музей древнерусской живописи. В 1991 было принято решение вернуть церковь верующим, ныне богослужения ведутся в подклете храма. Музей закрыт.


Буквально напротив входа в храм находится вход в Управление делами президента РФ, а именно Путина В.В. Поэтому этот храм иногда называют «президентским». Бытует поверье, что сотрудники Управления часть рабочего дня проводят в этой церкви, и поскольку своих грехов иметь не могут, то отмаливают нас, грешных, погрязших в пороках.


Рядом с храмом расположен дом №12 по Ипатьевскому переулку. Правое строение этого дома имеет непосредственное отношение к Никитниковской церкви. Это старинные палаты, построенные в середине XVII века, пример каменной жилой застройки, которая постепенно начала вытеснять в Москве деревянные дома.


В 1670г. палаты были отданы под мастерские Симону Ушакову, одному из первых русских живописцев. Именно его имя и спасло древние палаты от уничтожения в советское время.


Симон Ушаков — знаковая фигура в истории русской живописи. Родом из посадских, в 1648г. поступил на царскую службу в Серебряную палату, где работал «знаменщиком», т. е. сочинял рисунки для украшения утвари и ювелирных изделий, а также рисунки для знамен, географических карт, вышивок и церковных облачений.


Постепенно он завоевал большой авторитет при дворе Алексея Михайловича. Ушаковская мастерская писала иконы и фрески для Архангельского, Успенского соборов Кремля, церкви Троицы в Никитниках. Ушакова принято считать основателем русской живописи.


До него на Руси писали только иконы, а Ушаков начал рисовать портреты светских людей, так называемые парсуны — переходный жанр между иконописью и светским портретом. Они по-прежнему рисуются на досках, напоминают святые лики, но уже появляется богатая светотень, прием, который Симон Ушаков воспринял от итальянских мастеров.

Что есть что в церкви

Поэтому происхождение названия «Никитники» можно толковать двояко: то ли от древней церкви, то ли от фамилии владельца усадьбы. Но как бы там ни было, церковь сгорела в очередном московском пожаре. Пострадал и хранившийся в усадьбе товар. Тогда в 1628-1634 годах Григорий Никитников на собственные средства построил новый каменный храм. Он дошел до нас без изменений.

Кстати, желания у Никитникова были весьма прозаичные: в церкви Живоначальной Троицы устроили тайники для хранения ценностей, а в подклете - склад.

Храм в стиле русского узорочья получился нарядным, поэтому его черты копировали при строительстве многих других московских храмов. Например, здесь впервые вход в церковь оформили шатровым крыльцом. А хорошо сохранившиеся фрески в храме Троицы в Никитниках выполнил Симон Ушаков.

В 1904 году один придел церкви Живоначальной Троицы, в подклете, освятили во имя иконы Грузинской Божьей матери, поэтому церковь иногда называют церковью Грузинской Богородицы.

Мини-путеводитель по Китай-городу

Образ Грузинской иконы считался чудотворным: ему приписывали чудо избавления Москвы от моровой язвы в 1654 году. Это был список иконы, которую завоевавший Грузию в 1622 году персидский шах Аббас продал русским купцам. Подлинник иконы находится в Красногорском монастыре на Пинеге.

Всего текстов: 2

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 37-41

Церковь Троицы в Никитниках, иначе называвшаяся "Грузинской Божией Матери на Варварке" или "Великомученика Никиты в Глинищах"

Грузинский, ныне Никитников, пер., 3

"Построена в 1628-1651 гг. по заказу купца Григория Никитникова на месте сгоревшей в 1626 г. церкви Никиты мученика на Глинищах; уцелевшая при пожаре местная икона "Никита воин с житием" 1579 г. была перенесена Г. Никитниковым во вновь отстроенную церковь, южный придел которой был посвящен Никите мученику. "Северный придел - св. Николая, под колокольней придел Иоанна Богослова".

"Храм был возведен рядом с двором Г. Никитникова. В 1904 г. в подклете центрального четверика был устроен придел во имя Богоматери Грузинской, икона которой (1654 г.) хранилась в храме, отчего Троицкую церковь иногда называли церковью Грузинской Богоматери".

"Церковь построена в 1631-1634 гг. на средства купца Григория Никитникова, выходца из Ярославля, на дворе его московской усадьбы. Одновременно являлась и приходской церковью. Первоначально она, вероятно, соединялась с жилыми хоромами, разобранными в 1657 г. Южный придел - Никиты Воина - служил фамильной усыпальницей рода Никитниковых. Северный придел Николы и крыльца (северное крыльцо не сохранилось), по некоторым данным, построены в 1653 г. при наследниках Никитникова. Еще позже завершена внутренняя отделка: роспись окончена к 1656 г.

Многие детали никитниковского храма - пирамиды кокошников, крепованные карнизы, тяги - еще напоминают архитектуру конца XVI в. Однако характер профилей, абрис стрельчатых профилированных кокошников, парные колонки, членящие фасады вместо лопаток, которые применены лишь в подклетном этаже, разнообразие в оформлении окон и порталов, а главное - объемно-пространственное решение храма создали настолько новый образ здания, что оно сразу стало "образцом" для церковного строительства в Москве и за ее пределами. В оформлении порталов и окон южного фасада, плоскую орнаментальную резьбу которых когда-то дополняла раскраска, много похожего на декор Теремного дворца. В связи с этим можно предполагать участие царских мастеров в постройке никитниковской церкви. Кроме них здесь могли работать и земляки Никитниковых. Об этом свидетельствуют постановка колокольни над северо-западным углом галереи, как это было в Николо-Надеинском храме Ярославля (1620-1622), и размещение внутри нее придела (вход в который по был из притвора по лестнице. - П. П.), как в колокольне ярославской церкви Рождества Христова на Волге (1630-е - 1644 гг.). В московской архитектуре XVII в. такие явления встречаются впервые. Кроме того, резной орнамент на западном портале сходен с резьбою деревянных сеней церкви Илью Пророка в Ярославле (1657 г.). Изразцы, использованные в декоре венчающих частей здания, могли быть сделаны белорусскими мастерами.

Иконостас главного храма выполнен московскими и ярославскими резчиками в 1640-х гг. (до росписи интерьеров). В верхних ярусах помещены иконы "строгановского" письма того же времени. Стенопись храма принадлежит, возможно, "царским" мастерам Оружейной палаты: Якову Казанцу, Симону Ушакову, Осипу Владимирову и Гавриле Кондратьеву, написавшему также иконы местного ряда иконостаса главного храма и южного придела. Среди росписей храма необычной трактовкой выделяются сцены из Апокалипсиса на стенах придела Иоанна Богослова, что под колокольней".

"Церковь Троицы в Никитниках - типичный образец памятника второй четверти XVII в. Это бесстолпный пятикупольный храм на высоком подклете (центральная глава - световая). По традиции с северо-востока и юго-востока к основному четверику примыкают два придела (значительно больший северный имеет трапезную, как и главный храм). Шатровая колокольня (в связи с размерами участка и местоположением церкви относительно улицы, куда она выходит южным фасадом) отнесена в северо-западный угол и соединена с трапезной крытой галереей - папертью. Вход в церковь оформлен шатровым крыльцом (впервые в храмовом зодчестве), настолько полюбившимся в XVII в., что такие "хоромные" крыльца стали пристраивать и к более древним памятникам. Близость форм декора крыльца, крытой галереи, наличников двух главных окон южного фасада и внутренних порталов церкви к декору кремлевского Теремного дворца (1635-1636 гг.) и его Верхнего Золотого крыльца заставляют предполагать, что не все элементы этого сложного комплекса храма были отстроены одновременно. Завершенная в 1634 г., церковь, находившаяся при усадьбе г. Никитникова, по-видимому, имела вход со стороны двора (входной западный портал восходит к северному порталу Благовещенского собора Кремля, но без его декора и, вероятно, был отделан до внутренних порталов северного и южного приделов, украшенных пышной белокаменной резьбой, - иначе трудно объяснить его скромные формы). Южный придел, который стал родовой усыпальницей Никитниковых, сообщался только с храмом и также не имел входа со стороны улицы, хотя и выходил на нее своими фасадами. В дальнейшем церковь была "выведена" на улицу - тогда, надо думать, и были сооружены шатровое крыльцо, галерея, возможно, трапезная северного придела и усилена пышность декора южного, ставшего теперь главным, фасада за счет двух сложно скомпонованных резных наличников. Произошло это уже после 1636 г., то есть после постройки Теремного дворца, знакомство с формами которого обнаруживают все эти нововведения. К 1652 г. переделки должны были быть завершены, так как в этом году уже приступили к росписи стен (кроме того, в духовной грамоте Г. Никитникова, датированной 23 сент. 1651 г., дается наказ внукам расписать церковь и написать иконы для иконостаса, следовательно, сама церковь к этому времени уже была полностью отстроена). В белокаменный декор храма введены цветные изразцы.

Хорошо сохранившаяся роспись церкви была выполнена в 1652-1653 гг. Как предполагают, ее авторами были те же мастера - Я. Казанец, И. Владимиров, Г. Кондратьев и С. Ушаков, - которые в дальнейшем писали иконы для иконостаса (с 1657 по 1668 г.). Они принадлежали к числу лучших царских изографов XVII в., были связаны с Оружейной палатой и участвовали в росписи кремлевских соборов (И. Владимиров в росписи Успенского собора, Я. Казанец и С. Резанец были привлечены в 1652 г. к работам по росписи Архангельского собора). Росписи обнаруживают знакомство их создателей с гравюрами Библии Пискатора, изданной в Амстердаме в 1650 г. Стенопись церкви Троицы в Никитниках, насыщенная бытовыми деталями, стала образцом для росписей церквей второй половины XVII - нач. XVIII в. ряда городов - Ярославля, Ростова, Костромы, Вологды. Среди икон местного ряда иконостаса обращает внимание "Благовещение с акафистом" 1659 г. письма Я. Казанца, С. Ушакова и Г. Кондратьева".

"Церковь построена ярославским гостем Григорием Леонтьевичем Никитниковым в 1628 г. В 1653 г. расширена".

"Подклет храма использовался как склад для товаров".

"Церковь построена на средства ярославского гостя Григория Леонтьевича Никитникова, который в 1614 г. был пожалован в московские купцы и построил рядом свой каменный дом, двор и службы. Первое упоминание о дворе от 1626 г.; в 1698 г. он уже не существовал.

Попытка снести церковь Троицы в целях расширения строительства деловых зданий приостановлена в 1871 г. московским Императорским археологическим обществом".

"В 1622 г. персидский шах Аббас вторгся в пределы Грузии и, предав страну огню и мечу, ушел с добычей. В числе прочих сокровищ была похищена Риза Господня многоцелебная, которую шах подарил впоследствии Михаилу Феодоровичу, а также много икон, за которые персы рассчитывали получить с русских купцов хорошие деньги.

В 1629 г. в Персии приказчику ярославского купца Егора Лыткина Стефану Лазареву предложили образ Богоматери, унизанный драгоценными камнями и похожий на Тихвинский, столь почитаемый на Руси. Лазарев приобрел ее для Лыткина. Одновременно его господин Георгий Лыткин в ночном видении получил извещение о покупке для него в Персии бесценного бисера и повеление по получении отослать его в Черную Гору. Когда Стефан вернулся и принес икону, Георгий с радостью и слезами принял ее и уразумел - что это и был тот бесценный бисер, который показался ему в видении. По совету и разрешению Патриарха Филарета Георгий отправил икону в 1629 г. в Черногорский монастырь на реке Пинеге Архангельской губернии. С 1629 г. этот монастырь стал называться Красногорским, а св. икона - Грузинской как первоначально находившаяся в Грузии. В 1650 г. по благословению Патриарха Иосифа установлен ежегодный праздник 22 августа, в день принесения иконы в монастырь" .

"Пустынь Черногорская была основана в 1604 г. ниже поселка Пинега (Пинежский волок) в 15 км, расположена в гористой местности, известной под именем "Черной горы". Была бедна. Основоположником был священник соседнего Юрольского прихода Мирон, который и постригся здесь впоследствии под именем Макария.

Постройки монастыря сохранились до наших дней, находятся ныне в аварийном состоянии" ( - 1971 г.).

"Икона Грузинской Богоматери в Красногорской обители прославилась чудотворениями, привлекла много богомольцев".

"При царе Алексее Михайловиче икону носили в Сибирь - на Лену, в В. Устюг, Вологду, Переславль-Залесский и в Москву. В 1650 г. Патриарх Никон, тогда еще митрополит Новгородский, опросил, записал и исследовал сказания о чудесах этого образа - что и послужило основанием для установления Патриархом Иосифом праздника ей 22 августа. В 1698 г. постановлено ежегодно приносить икону в Архангельск и тогда же составлен канон ей смотрителем московской типографии Федором Пашкарповым. В 1654 г., во время морового поветрия, икону приносили в Москву для поновления и поставили в церкви Троицы в Никитниках. С нее сняли точный список, который остался в церкви после возвращения подлинника в Красногорскую пустынь. В 1904 г. в нижнем ярусе Троицкой церкви был устроен придел в честь этого образа.

Другой список иконы находился в Алексеевском женском монастыре. Известна также икона Грузинской Богоматери в церкви Покрова на Воронцовом поле, сломанной в 1932 г., - иногда эта церковь так и называлась по иконе церковью Грузинской Богоматери на Воронцовом поле.

Список иконы, находившийся в церкви Троицы в Никитниках, вскоре прославился чудотворениями"[по 6 и 7] .

"Церковь обновлялась в 1900 г.".

"Чудотворный образ Грузинской Божией Матери, находящийся в церкви Троицы в Никитниках, прославился чудесами с 1654 г. во время бывшей в том году в Москве моровой язвы. В память 250-летия явления от нее великого чуда избавления от губительной болезни и в ознаменование посещения в 1900 г. Троицкого храма Государем Императором Николаем Александровичем в нижнем этаже храма в 1904 г. устроен на средства бывшего церковного старосты Алекс. Вас. Александрова особый придел, освященный 20 августа того же года".

"В 1918 г. Всероссийская реставрационная комиссия отнесла церковь к памятникам I категории. В 1924-1930 гг. велась ее реставрация. В 1934 г. церковь передана в систему Гос. Исторического музея (ГИМ) как его филиал, которым является и поныне. Во время подготовки к открытию филиала в 1935-1940 гг. произведено раскрытие стенных росписей от двух слоев позднейших записей. В 1958-1959 гг. установлено центральное отопление прямо посреди храма. Вновь для посетителей он был открыт в 1968 г.".

Храм стоит на государственной охране под № 104.

Рядом с ним до 1960-х гг. стояло одноэтажное здание - домик причта, снесенное почем зря при постройке ворот и дома, закрывших ход по Ипатьевскому пер. (дом входил в комплекс новых зданий ЦК КПСС). По Ипатьевскому пер., 12 сохранились палаты Симона Ушакова, наполовину отреставрированные, и передвинутое во двор их здание палат Боровского подворья (о них подробнее см. в кн. ).

Чудотворный образ Грузинской Богоматери стоит ныне у северной стены главного храма.

Согласно решению президиума Моссовета от 25.7.1991 г. храм возвращается верующим. Им будет ведать братство св. Владимира.

Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 437-439.

Александровский, № 50.

Рукопись Александровского, № 194.

По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917.

Овчинникова Е. С. Реставрация одного редкого памятника архитектуры и живописи XVII в. // Ежегодник ГИМ на 1961 г. К статье приложена обширная хронология памятника.

Московские церковные ведомости. 1904. № 33.

Богословский Т. М. Грузинская икона Божией Матери // Журнал Московской Патриархии. 1945. № 4. С. 63-65.

Мильчик М. И. По берегам Пинеги и Мезени. Л., 1971. С. 82-86.

Синодальный справочник.

Вся Москва: Адресная книга на 1916 г. Отд. I. С. 236.

Путеводитель Машкова. С. XXXIII-CXXXVIII.

Овчинникова Е. С. Церковь Троицы в Никитниках. М., 1970.

Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973. С. 60-62. Фото № 117-134.

Тренев Д. К. Памятники древнего русского искусства церкви Грузинской Богоматери в Москве. Краткое описание церкви, икон Симона Ушакова и достопамятностей. 15 таблиц, 45 фотокопий, 24 с. текста. М., 1903.

Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916.

Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 453-456; план и фото.

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 9.

Материалы = Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В. И. и Г. И. Холмогоровыми / Под ред. И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1-2.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916, с. 12-13

Церковь Грузинской Божией Матери. Находится в Грузинском переулке, близ Варварских ворот. Иначе называется "Троицы, что в Никитниках". Первоначально построена была деревянная в XVI столетии и называлась "Великомученика Никиты, что на Глинищах". Нынешняя выстроена на месте прежней в 1628 году ярославским гостем Григорием Леонтьевичем Никитниковым с главным престолом Св. Троицы и с южным приделом Св. Никиты. В 1653 году, по случаю моровой язвы в Москве, в церковь был привезен из Красногорского монастыря Архангельской епархии образ Грузинской Божией Матери, который за 28 лет перед тем был выменян у персов в Грузии братом храмоздателя Степаном Никитниковым. К чудотворной иконе стекалось столь большое число богомольцев, что понадобилось расширить церковь, почему и был выстроен северный придел, освященный во имя Иоанна Богослова. Некоторое обновление церкви было около 1700 года, когда в трапезной установлены нынешние оконные решетки, а потом в 1845 году, когда сменены кресты на главах, снята главка с крыльца и разделаны окна главного алтаря. В 1904 г. в подклете устроен престол Грузинской Божией Матери. Храм очень замечателен как по особому изяществу постройки и тщательной отделке во всех частях, так и потому, что старина в нем и снаружи и внутри сохранилась достаточно хорошо. Выдвигающиеся на сводах ряды кокошников "в перебежку" составляют оригинальную особенность этой пятиглавой бесстолпной церкви. Крыльцо с шатровым верхом является первым по времени образцом подобного рода церковных входов. Колокольня находится не на оси всего здания, как установилось только со второй половины XVII века, а у северо-западного угла церкви. Внутри сохранился многоярусный иконостас с образами работы Симона Ушакова. Над верхним ярусом помещены изображения херувимов, как это было и в Успенском соборе до времени царя Алексея Михайловича, и как это до сих пор сохранилось в Троицком соборе Сергиевой Лавры. Стенопись средины XVII века. Замечательны клироса особой формы и каменная резьба на входах в приделы и в главную часть церкви. Придел Никиты Мученика имеет такие же древние иконостасы и стенопись, как главная церковь.

Статьи по теме