Каким должен быть городской общественный транспорт? Городской пассажирский транспорт: виды, маршруты и правила пользования Трамвай как средство передвижения

И снова здравствуйте! Этот материал относится к целой серии статей, в которых публикуются ответы на игру Загадки Волшебная История в Одноклассниках.

В свою очередь отметим, что в этом материале опубликованы ответы на уровни с 291 по 300 игры Загадки Волшебная История в Одноклассниках. Милости просим, пользуйтесь и радуйтесь!

Игра Загадки: Волшебная история. Ответы на уровни 291, 292, 293, 294, 295

Уровень 291 — Загадка:

Транспорту он нужен часто, а порой и человеку,

Чтобы обойти опасность, не упасть со склона в реку.

Правильный ответ на загадку №291: ТОРМОЗ

Уровень 292 — Загадка:

Его часто пополняют, недовольные бывают.

Как куда-нибудь идти, всё чего-то не хватает.

Правильный ответ на загадку №292: ГАРДЕРОБ

Уровень 293 — Загадка:

Часто там красуются цветы,

Также греют пузико коты.

Правильный ответ на загадку №293: ПОДОКОННИК

Уровень 294 — Загадка:

Раньше птицы их носили, самолёт, автомобили,

А теперь, чтоб их послать, нужно кнопку лишь нажать.

Правильный ответ на загадку №294: ПИСЬМА

Уровень 295 — Загадка:

Это информатор важный.

То, что нужно — он расскажет:

Телефоны, адреса, все искомые места.

Правильный ответ на загадку №295: СПРАВОЧНИК

Игра Загадки: Волшебная история. Ответы на уровни 296, 297, 298, 299, 300

Уровень 296 — Загадка:

Там расстоянье не помеха.

Там близко всё, хоть далеко.

Там много масок, горя, смеха.

Оттуда выйти нелегко!

Правильный ответ на загадку №296: ИНТЕРНЕТ

Уровень 297 — Загадка:

Да, Мамай здесь отдыхает.

Ураган в сторонке курит.

По квартире пробегает

Он как бешеная пуля.

Правильный ответ на загадку №297: РЕБЕНОК

Уровень 298 — Загадка:

Она приносит в дом достаток

Хоть путь порой к нему не сладок.

Кто-то радуется ей, кто домой бежит скорей.

Правильный ответ на загадку №298: РАБОТА

Уровень 299 — Загадка:

Это нужный атрибут, их частенько раздают.

Чтобы кто-то в нужный час

Без труда найти мог вас.

Правильный ответ на загадку №299: ВИЗИТКА

Уровень 300 — Загадка:

Что за милое созданье?

Ну само очарованье!

Для любви оно и ласки,

Но частенько верит в сказки.

Итак, в прошлых постах я разобрал, и город должен проводить политику снижения пользования личным авто. Но убрав автомобили, мы не уберём потребность людей совершать поездки из пункта А в пункт Б. Но, как известно, город- это место, где человек может беспрепятственно передвигаться без помощи личного автомобиля на общественном транспорте (ОТ).

Да, согласно иерархии транспорта в городе по эффективности, пешеход и велосипедист более предпочтительны для города, чем ОТ, но, в реальности, именно он берёт на себя основную нагрузку при дальних передвижениях, в то время как пешеход и велосипедист, по большей части, ограничены радиусом в пару километров.

Для удобства, разделим пост на 2 части: что важно для пассажира и что важно для города.

Что важно для пассажиров?

У обычных пассажиров есть общие требования к ОТ, соблюдая которые, получится, как минимум, не провоцировать людей на езду по городу на личном авто, а как максимум, получится пересадить людей на ОТ добровольно, это: безопасность, удобство, скорость.

Безопасность , как бы это банально не звучало, означает отсутствие страха перед поездками на ОТ. Лично я принципиально не езжу на маршрутках по городу из-за того, что вижу, кто и как водит эти вёдра с гайками, и мне элементарно страшно за своё здоровье.

Под этим принципом понимается 1)наличие квалифицированных работников, которым не страшно доверить жизнь и здоровье пассажиров, 2)исправный подвижной состав, 3)безопасный маршрут.

Но помимо самого транспорта, безопасным должна быть посадка и высадка с него, к примеру, недопустимы ситуации, когда высадка из трамвая происходит прямо на проезжую часть, или когда человеку приходится ожидать транспорт и следить за тем, чтобы его кто-нибудь не сбил.

С удобство м всё немного сложнее. Сравнивать комфорт личного транспорта и общественного бессмысленно- личный всегда будет впереди, но тут главная задача свести разрыв между ними к минимуму. Спектр возможных действий тут огромный, начиная с удобных остановочных павильонов, и заканчиваю маршрутной сетью, тут я разберу лишь самые основные.

маршрутная сеть
Сеть покрытия города ОТ должна быть такой, чтобы можно было легко добраться из одного конца города в другой, при этом, не делая крюков. Естественно, ОТ должен обладать пешей доступностью, ведь идти до остановки пару километров желающих мало будет. Но тут нужно понимать, что сделать путешествие человека беспересадочным в городских условиях нереально, поэтому маршрутная сеть должна иметь станции-пересадки, где человек мог выйти из одного автобуса, пройти минимальное расстояние, и сесть на трамвай, который довезёт его до конечного пункта назначения, или, если говорить терминологией, ОТ должен быть

расписание и пересадки
За что многие так любят метро? Правильно- за предсказуемость, ведь случаи сбоев в движении поездов минимальны, а значит, человек может более точно распланировать своё время. Задача города состоит в том, чтобы весь ОТ был предсказуемым, а значит, нужно чтобы чётко выполнялось расписание.

Собственно именно поэтому, в отличие от России, где довольно-таки широко используют электронные маршрутоуказатели, которые показывают в реальном времени, когда приедет нужный тебе маршрут:

В остальном мире всё делают проще и дешевле, просто вещая листы с расписанием на остановках:

ибо зачем всё усложнять, если ОТ и так ходит как часы?

Но и расписание вешать не обязательно, если частота движения маршрутов находится в пределах 5-10 минут, тогда человек и так знает, что скоро приедет его автобусов/трамвай/троллейбус.

Возвращаясь к интермодальной модели ОТ, то бишь к пересадкам, маршруты должны стосковаться таким образом, чтобы человек мог заранее спрогнозировать время прибытия и отъезда на последующих маршрутах. При этом желательно, чтобы разница не была более 5 минут.

информативность
В России принято считать, что люди по умолчанию знают всё и вся про городской транспорт, и что информировать их вроде как и не нужно. Но мы с вами люди образованные, и понимаем, что это неправильно, и каждому человеку должен быть предоставлен полный комплект информации об ОТ. Делается это, как правило, на остановках. Так людей информируют у нас:

Много ли информации можно вынести отсюда? Думаю нет, особенно, если человек с другого города, тогда разобраться без 2Гиса или помощи других будет невозможно, не говоря уже про билетное меню. А теперь сравните с тем, как людей информируют в других странах:

Думаю, слова здесь излишни) Как минимум, человек знает, куда он сможет уехать с данной остановки.

Ну и внутри человек тоже должен получать необходимую информацию, как минимум, где он сейчас едет и какая следующая остановка.

личное пространство

Человек хоть существо и социальное, но крайне негативно относится к тому, когда незнакомые люди вторгаются в его личное пространство. Радиус действия этого пространства- вопрос крайне спорный, кто-то говорит о метре вокруг человека, кто-то иначе. Допустим в Швейцарии не принято подсаживаться к незнакомым людям в ОТ, ибо это считается вторжением в это пресловутое личное пространство. Но вообще, на сколько мне известно, в мире принято считать, что оптимальной загрузкой считается, когда заняты все сидячие места. Иными словами, ОТ не должен забиваться под завязку, это неправильно, и говорит о том, что нужно что-то менять в транспорте.

доступность
Весь транспорт, а также все транспортные объекты, должны быть пригодны для маломобильных людей. Это не только инвалиды, как многие думают, но также и дети, пенсионеры, люди с сумками колясками и тд. Для них само передвижение может быть затруднительно, а ступеньки или узкие проходы могут оттолкнуть их полностью. Небольшой пример- попробуйте проехать с чемоданом в маршрутке и в метро, где будет удобнее? Думаю, ответ очевиден (хотя наше метро тоже не идеал доступности для пассажиров).

билетное меню
Человек должен иметь возможность покупать такие билеты, пользоваться которыми ему удобнее и выгоднее всего (разовые, временные, безлимитные).

санитарное состояние
Подвижной состав должен быть чистым как внутри, так и снаружи. И дело тут не только в том, что грязный ОТ загрязняет город (это важно, но не в данном контексте), а в том, что человек психологически больше располагает к чистоте. Плюс из-за грязи может плохо читаться маршрут и другая важная информация:

А ещё, в чистом транспорте не так хочется свинячить и портить его, всё-таки - страшная штука.

прочее
Wi-Fi в транспорте, программы лояльности к постоянным пассажирам и так далее- дополнительные удобства для пассажиров, что, естественно хорошо, но об этом нужно задумываться, когда решены перечисленные выше вопросы.

Скорость ОТ- один из решающих факторов. По общим правилам, ОТ не должен стоять в пробках, вообще. Во-первых, никто не любит стоять в пробках) Во-вторых, когда личный транспорт стоит в пробке, а мимо них спокойно проносится автобус с довольными пассажирами, то нормальный человек задумается, а стоит ли ему в следующий раз ехать на авто, не лучше ли сэкономить себе время и нервы, проехав на ОТ?

Как правило, средняя скорость наземного ОТ 15-25 км/ч, но на выделенных линиях, при редких остановках, скорость возрастает. С другой стороны, скорость можно сделать конкурентоспособной за счёт усложнения жизни автомобилистам, когда ОТ может проехать прямо по улице, а личное авто нет:


например, пешеходно-трамвайные улицы как раз так и делают

Что важно для города?

Город, кроме перечисленного выше, должен для каждого конкретного случая выбирать тип общественного транспорта. Как правило, главный критерий при этом- загруженность маршрутной сети, если она маленькая, то можно обойтись автобусами (или даже маршрутками, для них тоже есть своя ), но чем она выше, тем отчётливее становится понятно, что автобусы справляться не будут. Помимо этого, важными критериями будут экологический и экономический аспекты.

Правила простые- чем круче тип общественного транспорта, тем он дороже, но за счёт экономии от масштаба, получается меньшая себестоимость. Именно поэтому магистральным ОТ, которым пользуются много людей, как правило, выбирают либо метро, либо трамвай, ибо они дорогие, но зато эффективные и в перерасчете стоимости на человека получаются выгоднее, чем гонять дешёвые автобусы. В общем, картина примерно такая:


для транспорта без 100% выделенных полос движения

Внеуличный транспорт, то есть метро и городская электричка, стоят ещё больше, но и провозят гораздо больше людей, но принцип тот же, если не будет загрузки, то есть если вагоны будут перевозить воздух, от такого транспорта лучше будет избавиться, ибо он будет крайне убыточен.

Кроме этого, своей властной рукой, город должен сформировать такую билетную политику, чтобы люди предпочитали брать проездные на много поездок или безлимитные, чтобы избежать очередей в кассы. Как правило, делается это заградительной ценой на билеты с небольшим количеством поездок. Местные, зная об этом, купят абонемент, а иногородние, если им на большее количество и не нужно, один раз смогут и потратиться.
Вроде бы мелочь, но такой ход позволит значительно экономить на кассирах и билетных автоматах, плюс будет меньше очередей.

Городской пассажирский транспорт (синонимы: общественный, коммунальный) предназначен для использования большинством населения. Чаще всего он работает на платной основе. Большинство средств общественного транспорта способны перевозить большое количество человек как за раз, так и за сутки. При этом движение осуществляется в соответствии с установленным транспортной компанией маршрутом. Исключение составляют различные виды такси.

Что такое общественный транспорт

Общественный транспорт предполагает массовую перевозку людей. Городским пассажирским транспортом не являются служебные и школьные автобусы и машины, военные эшелоны, автобусы, перевозящие на матч спортсменов, а также личные средства для передвижения сотрудников компаний, автобусы для экскурсантов, прогулочные суда и т. д. Такой транспорт имеет иные функции и назначение. Также не являются общественным транспортным средством лифты и эскалаторы, поскольку они функционируют лишь в пределах одного конкретного здания или объекта.

Виды пассажирского транспорта

  • Автобусы - самый распространенный вид пассажирского общественного транспорта. Они активно применяются во всем мире. Существует огромное количество моделей автобусов. В качестве топлива пока используется в основном бензин и дизельное топливо.
  • Троллейбус - один из самых популярных видов общественного городского транспорта в России и странах СНГ. Он оснащен электрическим мотором с непрерывной подпиткой от контактной сети проводов. Нередко применяется и в Западной Европе, где считается подвидом автобуса.
  • Трамвай - традиционный вид городского транспорта в России и СНГ. Использует узкоколейную железнодорожную колею и питание от контактной сети. Оснащен электродвигателем. Является промежуточным вариантом между троллейбусом и электропоездом.
  • Поезда активно применяются во всем мире, однако в России и странах СНГ этот вид транспорта получил наибольшее развитие. Для движения используется ширококолейная железная дорога, а также (для электропоездов). Локомотив оснащен электрическим, дизельным или (редко) паровым двигателем. Развитие этого вида транспорта шло в последовательности: паровозы - тепловозы - электровозы. Сейчас используют в основном электровозы и (реже) тепловозы.
  • Монорельсовый транспорт используется редко и в ограниченном объеме. Выделяется в отдельный вид транспорта.
  • Суда. Активно применяются во всем мире. К ним относят катера, корабли, пароходы, парусные суда, яхты. В настоящее время парусные суда почти не используются. Основным видом топлива являются продукты переработки нефти.
  • Самолеты. Активно развивающийся и относительно современный вид общественного транспорта. Распространен во всем мире, особенно в развитых странах. В России используются реже. Движение осуществляется по воздуху с применением принципа реактивной тяги. В качестве топлива пока используют нефтепродукты.
  • Маршрутные такси. Сравнительно новый вид городского транспорта. Сейчас широко используется в России и странах постсоветского пространства. Перевозка людей на микроавтобусах организуется транспортными частными компаниями. В отличие от такси, маршрут движения определяется данными компаниями и городскими властями, а не пассажиром.
  • Пассажирский автомобильный транспорт (такси). Таксист может работать в одиночку или на частную фирму. Во втором случае цены на проезд будут значительно ниже.

Автобус

Автобус - городской пассажирский транспорт с автономным энергоснабжением. Городской автобус также называется уличным колесным транспортом. Он удобен своей маневренностью и отсутствием привязки к рельсам или проводам. Может перемещаться даже по грунтовым дорогам. Один автобус за час перевозит от 200 до 4500 пассажиров. Максимальное же значение для городских автобусов составляет 9-10 тысяч человек. Его активно применяют в качестве основного и вспомогательного транспортного средства. Во всех городах имеется своя сеть автобусных маршрутов. В любой момент маршрут движения можно скорректировать или изменить. Обычно это делается при расширении городов и добавлении новых районов.

В небольших городах и поселках автобус - практически единственный вид доступного транспорта. В более крупных населенных пунктах он обычно сочетается с маршрутными такси. Минусами использования подобных транспортных средств пока что являются:

  • эксплуатационные затраты,
  • загрязнение воздуха и почвы,
  • шумовое загрязнение,
  • необходимость частого ремонта вследствие поломок.

Постепенный переход к электрическим автобусам позволит устранить все эти недостатки.

Автобус в России

В нашей стране автобусный транспорт имеет традиционно широкое применение. Его используют как для внутригородских, так и для пригородных и междугородних перевозок. Более 1500 населенных пунктов России имеют автобусные маршруты и автобусный парк. Среднестатистическое расстояние, на которое перемещается пассажир автобуса, составляет 6 км. Несмотря на распространенность междугородних автобусных перевозок, его все же считают внутригородским видом транспорта. При большой дальности поездки автобусы часто ломаются. Также в этом случае нередки серьезные аварии, обусловленные в основном усталостью водителя в длительном пути.

В крупных городах России созданы автовокзалы, по своей конструкции и режиму работы сходные с железнодорожными. О прибытии, отбытии, задержке рейса и т. д. сотрудники автостанции оповещают пассажиров по громкоговорителю.

Роль троллейбуса в пассажирском транспорте

Троллейбус как вид транспорта не столь популярен и используется основном в крупных городах. Междугородние маршруты тролейбуса (троллейбусные линии) есть в Крыму и на Донбассе, где они существуют еще с советских времен. Однако в мировых масштабах это скорее экзотика.

Для работы троллейбуса применяется подвесная контактная сеть проводов. Поэтому он относится к категории безрельсового электротранспорта. Максимальное число перевозимых пассажиров составляет 8-9 тысяч человек в час. Плюсами использования этого вида транспорта является экологическая чистота, небольшие затраты при эксплуатации, относительная надежность. В то же время есть существенные траты при строительстве троллейбусных линий и низкая маневренность. Довольно часто возникают нарушения контакта троллейбуса с кантатной проводной сетью, что приводит к вынужденной остановке и простою транспортного средства непосредственно на маршруте.

Троллейбусы активно используют в России и странах СНГ, главным образом в крупных и средних по величине городах. При числе жителей более 250 000 чел. использование данного вида транспорта может стать целесообразным.

Трамвай как средство передвижения

Трамвай - это тоже наземный городской пассажирский транспорт, характерный для крупных городов России и стран бывшего СССР. Однако постепенно он выходит из моды и сейчас используется все реже. Длинную историю имеют где они появились очень давно. Одно такое транспортное средство может обслуживать до 12-15 тысяч человек в час. Раньше трамваи пользовались популярностью и перевозили больше пассажиров, чем любой другой вид городского транспорта. Они считаются экологически чистыми, но при этом довольно шумными устройствами, которые могут ломаться на маршруте, что может стать причиной пробки. Также минусом является низкая маневренность. Тем не менее трамваи в Москве - популярный у жителей вид транспорта.

Метро - подземный транспорт крупных городов

Это также рельсовый вид транспорта, но гораздо более мощный, нежели трамвай. Метро уже можно относить к традиционным транспортным средствам, при этом оно продолжает постоянно развиваться. В одной только Москве то и дело вводят новые станции и строят новые перегоны. Во многих городах имеются планы по расширению сети метрополитена. Оформлению станций (они в основном подземные) уделяется большое внимание. Каждая из них имеет неповторимый, уникальный облик и свои индивидуальные особенности. А вот разнообразие вагонов и локомотивов метрополитена несравнимо ниже, чем у автобусов.

Пропускная способность метрополитена очень высока. За час один состав может обслужить до 40-50 тысяч человек. Строительство метро целесообразно в крупнейших городах с числом жителей свыше 1 млн чел. При этом само строительство метрополитена требует серьезных вложений.

Маршрутные такси

После распада Советского Союза этот полукоммерческий вид транспорта стал очень популярен. Маршрутки не имеют четкой привязки к остановкам (хотя в последнее время власти российских регионов пытаются ограничить свободу их передвижения), что очень удобно, особенно для маломобильных граждан. Маршруты их движения можно поменять в любой момент. Минусами их использования является то, что они сильнее, чем автобусы, загружают улицы и вносят вклад в загрязнение окружающей среды. Этот вид транспорта активно применяется и для пригородного сообщения, а в междугородних перевозках их используют нечасто. Стоимость перевозки людей на микроавтобусе в последние годы быстро растет.

Поезда и электропоезда

Это традиционный на средние и дальние расстояния. Как правило, они не слишком загрязняют окружающую среду и обладают большей надежностью и безопасностью, чем автобусы. Недостатков этот вид пассажирского транспорта практически не имеет. Однако относительным минусом является высокая цена за проезд в поездах дальнего следования. Также у них относительно невысокая скорость, в сравнении с самолетом. В пределах городов используют пригородные электрички, а иногда монорельсовый транспорт. Цены на билеты у электричек относительно невысоки. Минусом является то, что в пределах городов остановок и маршрутов электричек не много. Зато они оптимально подходят для пригородных перевозок.

Авиатранспорт

Авиатранспорт широко распространен во всем мире. В России популярны маршруты, ведущие на курорты Черноморского побережья. Несомненным плюсом авиации является большая скорость передвижения, что позволяет резко уменьшить время в пути. Цены на билеты на самолет близки к таковым на поезда дальнего следования. Однако есть у этого вида транспорта и свои минусы: зависимость от погоды и небольшой риск крушений, которые часто имеют трагические последствия. Тем не менее статистика показывает, что гораздо опаснее использовать для дальних переездов личный автомобиль.

Водный транспорт

Он делится на речной и морской. В России более развит речной водный транспорт. В целом же услугами этого вида транспорта пользуется лишь небольшое число пассажиров, хотя в давние времена он имел огромнейшее значение.

Управление городским пассажирским транспортом

Для управления различными видами транспорта созданы соответствующие министерства и ведомства. Управление транспортной системой подразумевает совокупность мероприятий, направленных на координацию работы транспортных элементов как между собой, так и в связи с внешней средой. Управление транспортным средством требует знания правил дорожного движения, уплаты налогов, распределения платных и бесплатных участков дорожной сети, учета особенностей движения при перевозке большого количества пассажиров и т. д. Все это определяет правила пользования городским пассажирским транспортом.

Как будет развиваться общественный транспорт в будущем

Во многих странах мира разрабатываются проекты по электрификации различных видов транспорта, в том числе общественного. Лидерами в этом отношении являются Европа, Китай и Япония. Первыми на электрическую тягу планируют перевести автобусы. В отдельных городах Китая этот процесс уже практически завершен. Часть автобусов могут переориентировать на использование водородного топлива. Вероятные сроки такого перевода - 10-15 лет. Не менее активно развивается и электрическое такси. В США все эти процессы идут медленнее, однако могут ускориться после смены президента страны. На данный момент администрация Трампа тормозит реализацию подобных проектов.

Несколько позже на электрические двигатели переведут пассажирские суда и самолеты небольшой вместительности. Что же касается крупных лайнеров, то здесь ситуация пока неопределенная.

Постепенный перевод транспорта на электрическую тягу позволит решить экологические проблемы, снизить уровень шума, повысить технические характеристики транспортных средств, сделать более дешевой их эксплуатацию.

Статьи по теме