Своего сына Мамед Эмин Расулзаде видел всего два месяца – внук основателя Азербайджанской Демократической Республики Раис Расулзаде. Освобождение баку и мамед эмин расулзаде Расулзаде, Мамед Эмин Информацию О

|
расулзаде мамед эмин расулзаде, расулзаде мамед эмина
Мамед Эмин Ахунд Гаджи Молла Алекпер оглы Расулзаде́ (азерб. Məhəmməd Əmin Axund Hacı Molla Ələkbər oğlu Rəsulzadə; 31 января 1884, село Новханы, Бакинская губерния, Российская империя - 6 марта 1955, Анкара, Турция) - азербайджанский государственный, политический и общественный деятель, журналист и драматург, председатель Национального Совета Азербайджана в 1918 году.

  • 1 Биография
  • 2 Произведения М. Э. Расулзаде
  • 3 Память
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Биография

Мамед Эмин Расулзаде родился 31 января 1884 года в посёлке Новханы близ Баку в семье муллы. Несмотря на свою религиозность, отец Мамед Эмина отдал его в светскую «русско-мусульманскую» школу, директором которой был Султан Меджид Ганизаде. Окончив школу, Мамед Эмин продолжил учёбу в Бакинском техническом училище. 1902 году Мамед Эмин создал среди учащихся мусульманскую молодёжную организацию «Мусават» («Равенство»). 1903 году вышла его первая статья о чистоте родного языка в газете «Шарги-Рус» («Русский Восток») - второй в России газете после "Тарджиман", издававшейся на тюркском языке.

В 1904 году он вместе с Миргасаном Мовсумовым и Мамед Гасаном Гаджинским основал мусульманскую социал-демократическую организацию «Гуммет», ставшую автономной частью РСДРП. Был главным редактором партийных газет «Гуммет», «Текямул», «Йолдаш». Также писал статьи для непартийных газет «Иршад» и «Терегги», издаваемых Ахмед-беком Агаевым. Во время революции 1905 года Расулзаде активно сотрудничал с кавказскими большевиками - Сталиным, Наримановым, Азизбековым. Находился под наблюдением полиции в связи со своей революционной деятельностью

Азербайджанские интеллектуалы: Слева направо - Мешади Азизбеков, А. Меликов, А. Ахундов и Мамед Эмин Расулзаде

Расулзаде, помимо политических работ, писал стихи и пьесы. 1908 году была поставлена его пьеса «Гаранлыгда ишыглар» («Огни во тьме»), завершена работа над другой пьесой - «Неожиданная беда».

В 1909 году выехал в Персию, где участвовал в революционных событиях, был одним из создателей Демократической партии. Был редактором партийной газеты «Ирани-Ноу» (Новый Иран). 1911 году после подавления иранской революции был вынужден уехать в Турцию. Сотрудничал с журналом «Турк юрду».

В 1913 году после объявления амнистии по случаю 300-летия династии Романовых, вернулся в Баку. Оставил свою старую партию «Гуммет» и стал создателем новой партии «Мусават» («Равенство»), которая сочетала пантюркистские, панисламистские и социалистические идеи. С 1915 года возглавлял издание газеты «Ачыг Сёз» («Ясное Слово») - фактически орган партии «Мусават»; выступал за войну до победного конца, за расширение прав и свобод мусульман Закавказья.

Дом в Баку, в котором жил Мамед Эмин Расулзаде

После Февральской революции 1917 года участвовал в работе Кавказского мусульманского съезда, проходившего в апреле в Баку, и первого Всероссийского мусульманского съезда, прошедшего в мае 1917 в Москве. По предложению Расулзаде было принято постановление о необходимости федеративного устройства России.

После объединения партии «Мусават» с Тюркской партией федералистов в июне 1917 на 1-м съезде Тюркской демократической федеративной партии «Мусават» (26 - 31 октября, Баку) избран председателем её ЦК. принятой съездом программе говорилось, что формой государственного устройства России должна быть федеративная демократическая республика, основанная на принципах национально-территориальной автономии.

Первое заседание парламента Азербайджанской Демократической Республики 7 декабря 1918 года (Расулзаде справа)

Был избран во Всероссийское учредительное собрание в Закавказском избирательномй округе по списку № 10 (Мусульманский национальный комитет и Мусават), после прекращения его работы большевиками 6 января 1918 года переехал в Тифлис и стал членом Закавказского Сейма, провозгласившего независимость Закавказья. Возглавил Азербайджанский национальный совет, объявивший о создании независимой Азербайджанской Республики просуществовавшей с 1918 по 1920 год. Расулзаде является основателем Бакинского Государственного Университета (БГУ).

После установления Советской власти в Азербайджане (28 апреля 1920), покинул Баку, скрывшись в горной деревне Лагич. Был арестован ЧК и посажен в бакинскую тюрьму, но освобождён благодаря заступничеству Сталина и направлен в Москву, где работал в наркомате национальностей.

В 1922 году эмигрировал из РСФСР, выехав через Финляндию в Турцию. Его побег был организован подпольной организацией Мусавата. Эта секретная операция была осуществлена одним из лидеров мусаватского подполья Дадашем Гасановым совместно с татарским просветителем Мусой Джаруллой Бигиевым. эмиграции издавал газету «Ени Гафгазия» («Новый Кавказ») и журнал «Одлу юрд» («Страна огней»).

В 1931 году уехал из Турции. Жил в Польше, где женился на Ванде, племяннице польского диктатора Пилсудского.

С 1940 года жил в Румынии.

В годы Второй мировой войны Расулзаде установил контакты с нацистской Германей. Германское руководство, как и в случае с другими национальными легионами опиралось на азербайджанскую эмиграцию при создании Азербайджанского легиона в составе Войск СС. Весной 1942 года Расулзаде вместе с другими членами азербайджанской эмиграции прибыл в Берлин для переговоров. Летом 1942 года после длительных переговоров он встал во главе азербайджанского представительства в Германии, при этом он настаивал на официальном признании в будущем со стороны Германии независимости освобожденных ею от советской власти закавказских республик, включая Азербайджан. Однако германские власти действовали уклончиво в этом вопросе, в связи с чем в конце 1942 года Расулзаде покинул Германию, а на первые позиции в эмигрантской азербайджанской среде в Германии вышли его политические оппоненты Або Фаталибейли-Дудангинский, Аббасбей Атамалибеков и Фуад Эмирджан.

Внук Мамеда Эмина Расулзаде, Раис Расулзаде проживает в Баку.

Произведения М. Э. Расулзаде

Банкнота Азербайджана номиналом в 1000 манат с портретом Расулзаде
  • «Сиявуш нашего века» (Стамбул, 1923)
  • Научный труд «Азербайджанский поэт Низами» (Анкара, 1951),
  • «Азербайджанская республика» (Стамбул, 1922)
  • «Современная азербайджанская литература» (Берлин, 1936)
  • «Азербайджанская литература» (Варшава, 1936)
  • Книга переводов «Образцы русской литературы» (Стамбул, 1912)
  • Переводы рассказов М. Горького (Баку, 1914)
  • Книги «Народовластие» (Баку, 1917)
  • «Какое нам полезно правительство?»(Баку, 1917)
  • «Азербайджан и его независимость» (Париж, 1930)
  • «О пантюркизме» (Париж, 1930)
  • «Современная история Азербайджана» (Анкара, 1951)
  • «Воспоминания о беседах со Сталиным» (Анкара, 1954)
  • «Крах революционного социализма и будущее демократии»(Стамбул)
  • «Нация и большевизм»(Стамбул)
  • «Кавказские тюрки»(Стамбул)
  • «О пантуранизме. связи с Кавказской проблемой» (Париж, 1930)

Память

  • На стене дома в посёлке Новханы, в котором родился Расулзаде, установлена мемориальная доска с его изображением
  • Памятник в поселке Новханы
  • Памятник в Загатале
  • Бюст в Гяндже
  • Распоряжением президента Азербайджана Ильхама Алиева от 22 ноября 2013 года было принято решение о праздновании на государственном уровне 130-летнего юбилея Мамед Эмина Расулзаде в 2014 году.

    Почтовая марка Азербайджана посвящённая 110-летию со дня рождения Мамед Эмина Расулзаде

    Почтовая марка Азербайджана посвящённая 130-летию со дня рождения Мамед Эмина Расулзаде

Примечания

  1. Хронос. Расул-Заде Мамед-Эмин
  2. Йуртсевер А. История подпольной организации Мусавата // Журнал “Азербайджан”, Анкара, №3, 1955 (на турецком языке).
  3. 1 2 Swietochowski, Tadeusz(1995) Russia and Azerbaijan: A Borderland in Transition, Columbia University, p. 133-134, ISBN 0-231-07068-3. Оригинальный текст (англ.)

    The attempts at the creation of an Azerbaijani political representation on the German side began in the spring of 1942, with the invitation of luminary emigres, including Rasulzadeh, to Berlin for exploratory talks. Amin bey found opportunities to meet the German-held POWs and was impressed by the level of education among the younger generation of his compatriots. When his asked them how many hundreds of university graduates would help to organize the Azerbaijani state of the future, the answer was: "Do not talk to as about hundreds but thousands". We are in the positions to govern ourselves. Im his negotiations with the Germans, Amin bey insisted that the Reih as the first step should declare its unconditional commitment to the restoration of the Transcaucasian states. When his interlocutors acted evasively, he left Berlin, the soundest political decision he ever took. Eventually, he made his way to post-Kemalist Turkey, which extended him its hospitality for the rest of his life. The Azerbaijani Mejlis of National Unity came to existence in Berlin in 1943, and its leaders did not see eye to eye with the old-time emigres.

  4. Рамиз Абуталыбов «Свои среди чужих, чужие среди своих» История.№ 1 (25), 2007. стр 37 Оригинальный текст (рус.)

    немецкая сторона изначально и небезуспешно пыталась привлечь к политическому сотрудничеству наиболее влиятельного в среде азербайджанских эмигрантов Мамедэмина Расулзаде. Летом 1942 года после длительных переговоров он даже возглавил азербайджанское представительство, настаивая в первую очередь на том, чтобы Германия официально признала в перспективе тезис политической независимости Азербайджана. Однако к таким политическим заявлениям нацистская верхушка не была готова и поэтому Расулзаде осенью 1942 года покинул Германию, а на первые позиции в среде азербайджанцев вышли его политические оппоненты Аббасбей Атамалибеков, Фуад Эмирджан и особенно быстро возвысившийся Або Фаталибейли -Дудангинский.

  5. Баку прошло мероприятие "Одна страница истории", посвященное юбилею Мамеда Эмина Расулзаде (ФОТО)
  6. 28 May, Azərbaycan cumhuriyət günü və onun başcısi Məmməd Əmin Rəsulzadə anıldı (азерб.)
  7. Məhəmməd Əmin Rəsulzadənin yubileyidir (азерб.)
  8. Gəncə qəbiristanlığında xəzinə tapıldı (азерб.)
  9. Распоряжение Президента Азербайджанской Республики о проведении 130-летнего юбилея Мамеда Эмина Расулзаде. Официальный сайт президента Азербайджана.
  10. Азербайджане отметят юбилей Мамед Эмина Расулзаде.Новости-Азербайджан, 22.11.2013

Ссылки

  • Проф. Гулиев Г. Жизнь и деятельность Мамед Эмина Расулзаде // Баку - это: онлайн журнал. - 10 января 2014.

расулзаде мамед эмин расулзаде, расулзаде мамед эмина

Расулзаде, Мамед Эмин Информацию О

31 января, 127 лет назад в бакинском селении Новханы родился выдающийся тюркский деятель, один из основателей первой независимой демократической тюркской республики, истинный лидер азербайджанского народа, политический деятель и ученый Мухаммед Амин (Мамед Эмин) Расулзаде. Этот человек посвятил всю свою жизнь возрождению тюркского национального самосознания и государственности. Но сегодня, в день рождения великого лидера, мы хотели бы вспомнить и о судьбе его семьи – судьбе трагичной, но в то же время гордой и непреклонной. Итак...

СУДЬБА СЕМЬИ ЛИДЕРА МУСАВАТИСТОВ

Из книги М.Садыхлы «Ответ тебе даст История… Геноцид азербайджанцев в цифрах, фактах, документах – ХХ век» (Баку, 1995)

28 мая 1918 года Национальный совет Азербайджана объявил о независимости Азербайджана и создании Азербайджанской Демократической Республики. И этот день вошел в историю нашего народа как день возрождения азербайджанской государственности, он будет отмечаться ежегодно как общенациональный праздник. И народ воздаст должное борцам за свободу и независимость Азербайджана, среди которых, без преувеличения, должно быть выделено имя выдающегося публициста, исследователя, литературного критика, переводчика М.Э.Расулзаде (1884-1955).

Трудно обозреть в газетной статье творчество Расулзаде: он всю свою сознательную жизнь (первая его публикация появилась в газете «Шарги-Рус» в 1903 году, последняя – за несколько дней до смерти) посвятил своему народу, его культуре, литературе, истории. Расулзаде был высокоодаренной личностью, блестящим стилистом, владел в совершенстве несколькими языками. Его публицистика, труды известны в зарубежных странах – в Турции, Иране, Англии, Польше, Румынии и т.д., только у себя на родине, в Азербайджане до недавнего времени на них были наложены табу – Расулзаде не упоминался в ряду деятелей национальной культуры, общественной мысли, а если упоминался, то обязательно с ярлыком «буржуазный публицист»...

Нас пытались лишить собственной истории, вычеркивали целые страницы из истории освободительной борьбы: прикосновение к творчеству таких деятелей национальной культуры, как Расулзаде считалось преступлением против «страны советов» с последующими санкциями – арестами по статье 58, предусматривающей расстрел, каторгу, тюрьму на длительные сроки. А между тем нам не хватало именно Расулзаде, особенно в последние годы, когда армянская мафия, дашнаки (не отставали от них), католикос, американский сенат, некоторые «демократы» Центра развернули настоящую травлю азербайджанцев, пытались создать в сознании мировой общественности образ врага в лице туранцев, то есть тюркских народов Советского Союза, которые, объединившись к концу нашего столетия, (Балаян в одном из своих опусов «подсчитал» количество тюрков в нашей стране к концу ХХ столетия – 70 и более миллионов), совершат второе монголо-татарское нашествие, растопчут европейскую цивилизацию и, конечно, уничтожат «многострадальную Армению».

Эту бредовую идею дашнаков впервые в ХХ веке, еще задолго до пресловутой «проблемы Нагорного Карабаха» разоблачил именно Расулзаде. В своих многочисленных статьях («В рабстве у России», «Ни «навоз», ни «материал»», «Пантюркизм и проблема Кавказа» и др.), опубликованных в Турции и в некоторых странах Европы, показал лицемерие дашнакских заправил.

Дашнакская верхушка, как видно из трудов Расулзаде, занималась своими грязными делами и в эмиграции; она лебезила перед изгнанным из страны Керенским (вдруг вернется!), продолжала клеветать на азербайджанцев, грузин, украинцев, народов Средней Азии и Поволжья. Ни в одной стране она не терпела притеснений, служила верой и правдой элите той страны, где компактно жили армяне. На крутых поворотах истории меняла свое лицо, взбудораживала свой народ, приводила его на край пропасти, сама же скрывалась – так она поступила в Турции в 1915 году. Так она поступала и в России – служила царизму, Керенскому, да и в аппаратах Ежова-Берия не обходилось без них...

М.Э.Расулзаде в 1922 году эмигрировал в Турцию, где и скончался. Долг азербайджанских ученых собрать и издать его труды, на что потребуется, конечно, несколько лет. Будем надеяться!

Второй Расулзаде, о судьбе семьи которого хотелось бы сообщить некоторые доступные мне сведения, - это Мамед Али, двоюродный брат Мамед Эмина.

Мамед Али Расулзаде (1882-1982) в 1922 году эмигрировал в Турцию, где продолжал свою литературную деятельность, выступал в качестве публициста. Печатался он под различными псевдонимами. Его творчество почти неизвестно нашему читателю. Он был одним из основателей (вместе с Таги Нагиевым и Аббас-кули Казымзаде) партии Мусават в октябре 1911 года: в дальнейшем, как известно, лидером этой партии стал Мамед Эмин Расулзаде. Мамед Эмин и Мамед Али были не только родственниками, но и единомышленниками, людьми одной и той же судьбы.

Одинаково трагической оказалась и судьба их семей. Сталинский лозунг «сын за отца не отвечает» был пустой фразой. Палачи расстреливали, сажали в лагеря, высылали не только сыновей «врагов народа», но и их малолетних детей, родителей - стариков и старух, их близких и даже дальних родственников. Все члены семей Мамед Эмина и Мамед Али были репрессированы в 1937 году.

Судьба семьи Мамеда Эмина Расулзаде давно волновала меня. Может быть, это в какой-то степени объясняется тем, что я встречал сына Мамед Эмина Азера не в обычных условиях – он преподавал мне черчение в ссылке в 1945/46 учебном году. Азер Мамед Эмин оглы был художником, играл на таре, выделялся среди «врагов народа». В 1945 году он поставил для «врагов народа» «Аршин мал алан» Гаджибекова. О его отце под большим секретом рассказывали нам старшие, а мы умели молчать, жизнь научила. Позже Азер Мамед Эмин оглы жил в Новосибирске, Караганде. В настоящее время он находится в Баку*, реабилитирован только в 1989 году, спустя 52 года!

Жена Мамед Эмина Умбюль ханум погибла в ссылке в 1939 году, дочь Халида, по словам знавших ее людей, очень волевая девушка, вырвалась из ссылки в 1942 году, добралась до Баку – дальнейшая судьба ее и ее грудного ребенка неизвестна. В ссылке погибла в начале 1938 года и мать Мамед Эмина – Марал ханум.

Старшая дочь Мамед Эмина Лятифа вместе с детьми была выслана в Казахскую ССР 4 октября 1941 года. Лятифа и ее дочь Эвша (1935 года рождения) трагически погибли в январе 1944 года, старшая дочь Лятифы Фируза (1931 года рождения) чудом осталась жива и вернулась на родину в 1949 году. Самая младшая дочь Лятифы Сона (1938 года рождения) к моменту высылки была больна и находилась в санатории на Апшероне – дальнейшая судьба ее неизвестна. Был репрессирован и погиб муж Лятифы Д.А.Муслумзаде.

Жертвами кремлевского палача и его верного холопа стали свояченица Мамед Эмина поэтесса Умбюль-Гюльсум и ее муж, известный писатель Сеид Гусейн и некоторые другие родственники Расулзаде.

*Азер Расулзаде в конце 1991 года вернулся в Караганду. Навсегда «приехал» в Азербайджан в гробу 10 июля 1993 года. Был похоронен со всеми почестями

- прим. М.Садыхлы.
Место погребения
  • кладбище Джебеджи Асри [d]

Мамед Эмин Ахунд Гаджи Молла Алекпер оглы Расулзаде́ (азерб. Məmməd Əmin Axund Hacı Molla Ələkbər oğlu Rəsulzadə ; 19 (31 ) января , село Новханы , Бакинская губерния , Российская империя - 6 марта , Анкара , Турция) - азербайджанский государственный, политический и общественный деятель , журналист и драматург , председатель Национального Совета Азербайджана в 1918 году , член азербайджанской эмирации. Его высказывание «Bir kərə yüksələn bayraq bir daha enməz!» ("Единожды вознесенному знамени вовек не пасть!" ) стало лозунгом национального движения в Азербайджане в ХХ веке.

Биография

Юность

Мамед Эмин Расулзаде родился 31 января 1884 года в посёлке Новханы близ Баку в семье муллы . Начальное образование получил у отца, являвшегося ахундом села. Несмотря на свою религиозность, отец Мамед Эмина отдал его в светскую «русско-мусульманскую» школу, директором которой был Султан Меджид Ганизаде . Окончив школу, Мамед Эмин продолжил учёбу в Бакинском техническом училище. В 1902 году Мамед Эмин создал среди учащихся мусульманскую молодёжную организацию «Мусават » («Равенство»). В 1903 году вышла его первая статья о чистоте родного языка в газете «Шарги-Рус » («Русский Восток») - второй в России газете после крымскотатарского «Терджимана», издававшейся на тюркском языке. В 1903 году создает «Кружок молодых азербайджанцев-революционеров» . Мамед Эмин так описывал цели своей подпольной организации:

«Способствовать зарождению национального самосознания у молодежи, развивать тюркский язык в русскоязычных школах, читать произведения местных писателей, заучивать стихи, направленные против царизма, время от времени распространять заявления, отпечатанные типографским методом, быть в среде рабочих и системно внушать им мысли о свободе и революции».

Кружок также издавал газету «Гуммет» («Энергия») .

Политическая жизнь

Расулзаде, помимо политических работ, писал стихи и пьесы. В 1908 году была поставлена его пьеса «Гаранлыгда ишыглар» («Огни во тьме»), завершена работа над другой пьесой - «Неожиданная беда».

Да пусть видят, что случится то?

Послушайте, что значит, что случится, народ, который живёт в бедности и мучениях, если увидит, что мы в достатке, то будет бунт, ты не знал?» .

Эмиграция

В эмиграции издавал газету «Ени Гафгазия» («Новый Кавказ») и журнал «Одлу юрд» («Страна огней»).

Уже в начале консультаций с представителями германского министерства иностранных дел выяснилось, что возможность сотрудничества с немецкой стороной Расулзаде жестко увязывает с принятием ряда предложений: признание Германией независимости Азербайджана, создание национальной армии и т. д. Однако в ходе контактов с представителями МИД и Восточного министерства Германии ему было однозначно заявлено, что идея независимости Азербайджана не соответствует целям немецкой политики, после чего он принял окончательное решение покинуть пределы Германии .

Широко распространенное в зарубежной историографии мнение о том, что М. Э. Расулзаде якобы возглавил в этот период созданный в Берлине Азербайджанский Национальный Комитет, не соответствует действительности [ ] .

Таким образом, взаимоотношения Расулзаде с нацистской верхушкой так и не наладились. Немцам были нужны сугубо прагматичные исполнители и проводники их политики среди азербайджанских военнопленных и старых эмигрантов. По этой причине они наладили сотрудничество с членами правого крыла азербайджанской политэмиграции - оппонентами М. Э. Расулзаде - Аббасбеем Атамалибековым, Фуадом Эмирджаном и Або Фаталибейли-Дудангинским .

В 1947 г., вернувшись в Турцию, он, как и до Второй мировой войны, вновь возглавил Азербайджанский национальный центр в Анкаре, а в 1949 г. основал «Азербайджанский культурный кружок». В этот период также активно занимался творческой деятельностью, продолжая свои литературоведческие, культурологические и исторические исследования, результатом которых стали изданные в конце 40-х – начале 50-х гг. работы: «Венки азербайджанской культуры» («Azerbaycan Kültür Çelenekleri»), «Современная азербайджанская литература» («Çağdaş Azerbaycan Edebiyyatı») и «Современная азербайджанская история» («Çağdaş Azerbaycan Tarihi») . В 1951 году увидела свет фундаментальная монография Расулзаде, посвященная творчеству великого азербайджанского поэта Низами .

В 1952 году Расулзаде удалось наладить издание печатного органа Азербайджанского культурного общества – журнала «Азербайджан», на страницах которого публиковались материалы по истории, литературе, культуре и искусству Азербайджана, а также работы, посвященные национально-освободительной борьбе азербайджанских тюрков.

В этот период Расулзаде плодотворно сотрудничал с Американским комитетом за свободу народов СССР (American Committee for Freedom for the Peoples of the USSR), по приглашению которого в 1953 году отправился с визитом в США, где в эфире радиостанции «Голос Америки» выступил с обращением к азербайджанскому народу в связи с 35-й годовщиной провозглашения независимости Азербайджана.

Произведения М. Э. Расулзаде

  • «Сиявуш нашего века » (Стамбул, 1923)
  • Научный труд «Азербайджанский поэт Низами» (Анкара, 1951),
  • «Азербайджанская республика» (Стамбул, 1922)
  • «Современная азербайджанская литература» (Берлин, 1936)
  • «Азербайджанская литература» (Варшава, 1936)
  • Книга переводов «Образцы русской литературы» (Стамбул, 1912)
  • Переводы рассказов М. Горького (Баку, 1914)
  • Книги «Народовластие» (Баку, 1917)
  • «Какое нам полезно правительство?» (Баку, 1917)
  • «Азербайджан и его независимость» (Париж, 1930)
  • «О пантюркизме» (Париж, 1930)
  • «Современная история Азербайджана» (Анкара, 1951)
  • «Воспоминания о беседах со Сталиным» (Анкара, 1954)
  • «Крах революционного социализма и будущее демократии» (Стамбул)
  • «Нация и большевизм» (Стамбул)
  • «Кавказские тюрки» (Стамбул)
  • «О пантуранизме. В связи с Кавказской проблемой» (Париж, 1930)

Память

Мамед Эмин Расулзаде

Первый Премьер Первого на востоке Демократического Государство Азербайджана .
Дата рождения: 31 декабря года
Место рождения: Азербайджан, деревня Новханы
Дата смерти: 6 марта -го года
Место смерти: Турция,в Анкаре.

Мамед Эмин Расулзаде - человек, вся сознательная жизнь которого без остатка была отдана борьбе за свободу, независимость и процветание родного Азербайджана . Азербайджан по праву гордится своим великим сыном.

Мамед Эмин родился в новогоднюю ночь 1885 года в селени Новханы недалеко от Баку .

Отец Мамед Эмина , несмотря на свою религиозность, был человеком прогрессивных убеждений и стремился дать своему сыну широкое светское образование.

Смышленый мальчик окончил русско-татарскую школу и поступил в Бакинское реальное училище.

Знакомство с различными политическими течениями конца XIX-начала XX века привели Мамед Эмина к мысли о необходимости борьбы за возрождение азербайджанской государственности.

Расулзаде оставляет учебу и полностью посвящает себя политике и журналистике. Его первые статьи появляются на страницах газеты "Шарги-Рус ", а затем он сотрудничает с такими изданиями, как "Девет-Гоч ", "Йолдаш" и "Иршад".

В году Расулзаде становится одним из основателей социал-демократической организации "Гуммет ".

Году М. Э. Расулзаде уезжает в Иран для участия в национально-освободительной борьбе азербайджанского народа против шахского режима. Три года Расулзаде провел в Иране. Там он редактировал газету "Иране ноу", работал над созданием Демократической партии Ирана.

Активная деятельность Расулзаде очень беспокоила царское правительство и поэтому оно требовало от иранских властей его ареста. Это вынудило Мамед Эмина уехать в Турцию, где он не прекращал свою работу.

В году Россия праздновала 300-летие царствования династии Романовых. В связи с этим была объявлена большая амнистия, позволившая Расулзаде возвратиться на родину. С года он становится редактором газеты "Ачыг сез", впоследствии ставшей трибуной партии "Мусават".

Общественная деятельность Мамед Эмина продолжается в октябре года-его избирают председателем партии мусаватистов.

28 мая года Национальный совет объявляет о независимости Азербайджана и о создании Азербайджанской Демократической Республики, первым главой правительства которой стал М. Э. Расулзаде.

М. Э. Расулзаде очень много сил и энергии отдавал делу становления и упрочения азербайджанской государственности, но после оккупации в апреле года Азербайджана XI Красной Армией он вынужден был эмигрировать. Иначе и его могло бы постичь трагическая участь многих руководителей Азербайджанской Демократической Республики.

В году он перебирается в Финляндию, оттуда в Турцию, затем в Польшу, а позднее в Румынию. Все годы эмиграции были посвящены борьбе за освобождение Родины от большевизма.

Желая быть поближе к Азербайджану , он в году, уже на склоне лет приезжает в Турцию и здесь продолжает борьбе за родной Азербайджан.

Спустя три десятилетия мечта великого Мамед Эмина сбылась: Азербайджан вновь обрел независимость. Некогда поднятое им знамя национального возраждения гордо реет над нашей древней землей.

Неутомимый борец за демократические свободы азербайджанского народа оставил нам огромное творческое наследие, которое дает богатейший материал для изучения истории, литературы и культуры Азербайджана.

Книги, статьи, выступления М. Э. Расулзаде опубликованы во многих странах мира на английском, немецком, польском, русском, турецком, французском языках.

1884-1955

Политический деятель, историк, автор многочисленных аналитических обзоров по истории национально-освободительного движения;
издатель, редактор, журналист, трудившийся в газетах и журналах Азербайджана, Ирана, Турции и Европы;
литературовед, перу которого принадлежат оригинальные труды по азербайджанской и восточной литературе;
писатель и переводчик.

М.Э.Расулзаде родился 31 января 1884 года близ Баку, в селении Новханы.
Начальное образование получил в русско-мусульманской школе под руководством известного просветителя С.М.Ганизаде, затем учился в бакинской технической школе. Расулзаде рано приобщился к политической борьбе.
В 1902 году он создал кружок под названием "Мусульманская молодежная организация".

"Целью кружка было развивать у ее членов национальные чувства, развивать родную речь, читать произведения своих писателей, учить наизусть революционные стихи, распространять набранные в типографии листовки, систематически пропагандировать свободолюбивые и революционные идеи среди рабочих " (из воспоминаний М.Э.Расулзаде).

В 1904 году в одной когорте с ищущими новизны молодыми Н.Наримановым, С.М.Эфендиевым, М.Г.Гаджинским, М.Мовсумовым, М.Азизбековым М.Э.Расулзаде был создателем организации "Гуммет" при Российской социал-демократической партии.
В идее, сформулированной Али беком Гусейнзаде как "тюркская кровь, исламская вера, европейская направленность", большую роль сыграли теоретические взгляды М.Э.Расулзаде.

Революция 1905 года вывела его на большую дорогу публицистической и практической деятельности. В эти годы он познакомился с молодым революционером И.Сталиным. Это знакомство сперва переросло в дружбу, а затем во вражду на идеологической почве.
М.Э.Расулзаде публиковался в журнале "Фиюзат", газетах "Иршад" и "Текамюль". Некоторое время он и сам был редактором этих газет.

М. Э. Расулзаде, помимо публицистических работ, проявлял интерес и к художественному творчеству, писал стихи и пьесы.
В 1908 году была осуществлена постановка его пьесы "Гаранлыгда ишыглар" ("Огни во тьме"), завершена работа над другой - "Неожиданная беда".

После поражения первой русской революции М.Э.Расулзаде вынужден был эмигрировать в Иран.
В Иране М.Э. Расулзаде продолжил свою революционную деятельность, став активным участником революционного движения против шахского режима. В 1910 году М.Э.Расулзаде вместе с С.Г.Тагизаде, Г.Наввабом, С.Мирзой и другими известными иранскими интеллигентами основал Иранскую демократическую партию. В том же году он начинает издавать газету "Иране ноу", тем самым заложив основы прессы европейского типа в Иране.

Одновременно Расулзаде активно занимается публицистической деятельностью. Своими публикациями он создал историческую летопись революционной борьбы в Баку и Тебризе, Ближнем Востоке и в России. Он написал более 250 статей на эту тему, большая часть материала посвящена иранской революции.

В период пребывания в Иране М.Э.Расулзаде собрал богатый материал, на основе которого впоследствии он написал исследовательскую работу "Иранские тюрки", опубликованной частями в журнале «Тюрк йурду» («Тюркское отечество») в 1911-1912 гг.

Период русской революции 1905-1907 явился, по мнению М.Э.Расулзаде, этапом перехода от национально-культурного движения к политической борьбе за национальные права. Это была борьба за отмену дискриминационных законов, ограничивающих права российских мусульман, но не за идею национальной свободы. Эта идея появится в статьях Расулзаде "Национальное возрождение" позднее.

Царские власти, озабоченные активной политической и публицистической деятельностью Расулзаде, которая была направлена на ослабление российского влияния в Иране, потребовали от тегеранских властей немедленного выдворения его из страны. В этих условиях Расулзаде вынужден был эмигрировать в 1911г. в Турцию, переживавшую процесс перехода от османства и исламского единства к тюркскому национализму.

Пока М.Э.Расулзаде находился в Стамбуле, в Азербайджане произошло важное событие - в октябре 1911 года бывшие "гумметисты" Т.Нагиев, Мухаммед Али Расулзаде и А.Кязымзаде основали партию "Мусават".

В феврале 1913 года Российская империя торжественно отметила 300-летие дома Романовых.
Николай II в честь этого праздника подписал указ о помиловании политических арестантов и о возвращении в страну политэмигрантов. Воспользовавшись этим, М.Э.Расулзаде в апреле 1913 года вернулся в Азербайджан и вскоре возглавил партию «Мусават». В скором времени эта партия даже по признанию противников, стала ведущей политической силой Закавказья. Она сыграла большую роль в судьбе Азербайджана, в период завоевания его независимости.

С лета 1913 года в журнале "Шелале" печатается серия статей Расулзаде о языке ("Простой язык - новый язык", "Новые языковеды-тюркисты" и др.)

"Мы, азербайджанские тюрки, чуть было не потеряли язык, имеющий большое моральное и материальное значение в жизни народа. Был период, когда мы совершенно иранизировались. Тюркскую литературу не знали. Тюркский язык считался уделом необразованных людей, избранные кичились знанием арабского и фарсидского. Затем новое поколение азербайджанских тюркоязычных поэтов, выросших под влиянием Физули, предотвратило эту опасную тенденцию, плохо ли, хорошо ли сформировав литературный язык ". (из ст. М.Э.Расулзаде «Язык как важный общественный фактор»).

Расулзаде в своих публикациях объяснял читателям, важность ликвидации разрыва между разговорной и письменной речью для формирования нации.

"Если мы действительно хотим видеть язык носителем национального духа и средством общения и считаем язык фактором объединения и прогресса всего общества и нации, то должны сократить различия между письменной и устной речью ".

В своих статьях, опубликованных в газете "Игбал", журналах "Шелале", "Басират", "Дирилик», Расулзаде научно обосновывает, что нацию объединяет не религия, а язык и культура, что мусульманство не национальная, а религиозная категория.

Смысл всего цикла "Национальное возрождение" у М.Э.Расулзаде сводился к тому, что самое ценное из всех возрождений - это национальное возрождение.
Начиная с осени 1914 года в течение трех месяцев Расулзаде разрабатывал проблему национального возрождения. В серии статей "Национальное возрождение" он научно-теоретически обосновал идею национального возрождения.

Так представлял себе М.Э.Расулзаде путь азербайджанцев:

"Мы - тюрки по языку, тюрки по национальности. В первую очередь наша цель - сохранить независимость тюркской литературы, тюркского искусства, тюркской истории и тюркской культуры. Блестящая тюркская культура - наша святая цель, наша яркая путеводная звезда " (ст. "Дорога, которую мы выбираем").

Два мусульманских съезда, прошедшие весной 1917г., сделали М.Э.Расулзаде лидером российских тюрок.
Апрельский съезд кавказских мусульман в Баку сформулировал ожидания азербайджанцев от русской революции:

"Крепкое единство народов, входящих в состав государства, не сможет обеспечить никакая сила, кроме их свободного волеизъявления о создании подобного государственного объединения " (из выступления М.Э.Расулзаде на съезде).

Борьба за права мусульманских народов была продолжена на московском съезде в мае 1917 года. Сюда съехались видные деятелимусульманских и тюркских народов России (А.М.Топчибашев, С.Арсал, Дж.Акчура, и многие другие). Однако центральной фигурой съезда стал М.Э.Расулзаде, который выступил с докладом по главному вопросу повестки дня съезда, политическому устройству страны.

"В мае 1917 года в Москве на съезде российских тюрок Расулзаде горячо, настойчиво, сильно и успешно защищал тезис "национального государства", и эта успешность сделала его их общим лидером. Как результат этой известности, М.Э.Расулзаде был избран делегатом в Учредительное собрание и от Азербайджана, и от Туркестана " (М.Б.Мамедзаде).

Возглавляемая М.Э.Расулзаде партия "Мусават" стала сильнейшей политической организацией Южного Кавказа, главным пропагандистом национально-освободительных идей.

"Что такое нация? Я убежден, что нация основывается на факторах единства языка, исторических связей, обычаев и традиций. Порой тюрок, спрашивая у татарина о его национальности, слышит в ответ: я - мусульманин. Это ошибочное утверждение. Как не существует христианской нации, так и нет мусульманской нации. В большом доме мусульман должны быть отдельные квартиры тюрок, фарсов, арабов ".

Расулзаде считал, что будущая государственность должна покоиться на двух началах - общечеловеческие интересы, с одной стороны, и свобода самостоятельного развития отдельных национальностей - с другой.
Так говорил М.Э.Расулзаде на съезде 3 мая 1917 года.
М.Э.Расулзаде в своем докладе на съезде отвергая идею мусульманской нации, подчеркивал, что «не существует мусульманской нации, а есть нации, исповедующие ислам». Одновременно он доказывал самобытность отдельных тюркских народов.

Несмотря на сильнейшее сопротивление оппонентов, выдвинутая М.Э.Расулзаде радикальная резолюция, предусматривающая федерализацию России на основе принципа национально-территориальной автономии, была принята 446 голосами против 271.
Позднее он писал об этом:

"Тысяча делегатов, представлявших всех тюрок России, после жарких дебатов на съезде сошлась на требовании установления в стране федеративной народной республики, построенной на основе национальных и территориальных автономий.
Это требование ясно указывало, каких политических результатов ожидали российские мусульмане от великой революции
".

М.Э.Расулзаде был основателем и лидером Азербайджанской Демократической Республики, провозглашенной 28 мая 1918 года. Она просуществовала всего 23 месяца.
После захвата Азербайджана большевистскими войсками в апреле 1920 г. ему удалось некоторое время скрываться в высокогорном Лагиче, но 17 августа в местечке Гарамарьям близ Гейчая он был арестован и привезен в Баку.

Осенью 1920 года И.Сталин был командирован в длительную поездку по маршруту Ростов-Владикавказ-Баку-Дагестан.
В первые дни ноября он прибыл в Баку для участия в торжествах по поводу годовщины Октябрьской революции и в работе конференции Бакинского городского совета.
От имени Наркомата по делам национальностей РСФСР он дал распоряжение начальнику особого отдела XI Армии В.Панкратову освободить М.Э.Расулзаде. Случилось невиданное: И.Сталин лично отправился в Баиловскую тюрьму, где некогда томился и сам, вызволил М.Э.Расулзаде и забрал с собой в Москву.

Мало кто помнит, что в 1905 году нефтепромышленники, схватившие революционера Сталина, хотели бросить его в нефтяной колодец, и спас его тогда именно М.Э.Расулзаде. Затем, когда Сталин сидел в Баиловской тюрьме, его побег организовал также М.Э.Расулзаде. И Сталин, конечно же, не забыл пламенную речь Расулзаде над могилой рабочего-революционера Х.Сафаралиева в Биби-Эйбате 29 сентября 1907 года.

По прибытии в Москву М.Э.Расулзаде с помощью Сталина устроился работать в Комиссариате по делам национальностей в должности уполномоченного по вопросам печати.
Одновременно в подчиненном наркомату Московском институте востоковедения он преподавал фарсидский язык. В органе наркомата - журнале "Новый Восток" - в N1 за 1922 год был дан анонс, что в следующем номере будет помещена статья М.Э.Расулзаде "Коммунисты Древнего Ирана". Но статья эта не вышла. Видимо, в связи с неожиданной эмиграцией Расулзаде из Советской России.
В ряде источников можно найти указание на то, что члены партии "Мусават" с помощью знаменитого татарского политика М.Бигиева устроили ему побег из Петрограда в Финляндию и оттуда в Турцию.
Сохранилось письмо написанное Мамед Эмином Иосифу Сталину в эмиграции .
После двух лет свободной жизни и последующих двух лет жизни под советским прессом М.Э.Расулзаде, создатель первой на Востоке республики, начал жизнь эмигранта в Турции.

Большой период эмигрантской жизни М.Э.Расулзаде был связан с Турецкой Республикой.
В 1923 году, за несколько месяцев до провозглашения Турецкой Республики, в Стамбуле вышел из печати труд М.Э.Расулзаде "Азербайджанская Республика". В этой работе содержалось описание исторического пути, пройденного Азербайджанской Демократической Республикой. Но для турецкой общественности эта книга оказалась как нельзя кстати, ибо способствовала распространению и укреплению республиканских идей в Турции.
На "Празднике книги" в Измире труд М.Э.Расулзаде был оценен самой высокой премией. Али бек Гусейнзаде написал вступительное слово к этой книге, где была дана высокая оценка труду Расулзаде. И даже Гусейнзаде предсказал, что на предстоящей книжной ярмарке в Измире книга получит высокую премию. Обращаясь к М.Э.Расулзаде, Али бек писал:

"Вы работали как активный борец в самое критическое для Азербайджана время, очень многие важные факты и события Вы видели с близкого расстояния собственными глазами, пребывали среди различных течений и прожили богатой приключениями жизнью... К имеющимся, естественно, у Вас положительным знаниям и эрудиции, Вы прибавили много ценных и полезных наблюдений и сведений, и все это Вы, несомненно, постарались отметить и зафиксировать в вашем труде... С этой стороны Ваш труд... послужит ценным вкладом в наши печатные издания, ибо затронутая в нем тема касается вопросов, связанных со святой, дорогой независимостью и будущностью Баку, экономическое и политическое положение которого имеет всемирное значение, и Азербайджана и по этой причине - всего тюркизма ".

В 1924 году М.Э.Расулзаде основал в Турции Национальный центр Азербайджана, главной целью которого являлась консолидация азербайджанской политической эмиграции в борьбе с большевистской оккупацией и восстановление государственной независимости Азербайджана.
Он также создал и лично возглавил Заграничное бюро партии "Мусават". Приступили к публикации альманаха "Новый Кавказ" - главный пропагандистский рупор обеих организаций.

Деятельность М.Э.Расулзаде на новом поприще получила широкий отклик как в самой Турции, так и на Кавказе и среди российских тюрок.

Плоды его трудов стали настолько заметны, что по распоряжению И.Сталина спецслужбы и органы пропаганды СССР приступили к тотальной борьбе против М.Э.Расулзаде.
Очень интересны и примечательны инструкции И.Сталина авторскому коллективу готовящейся к изданию книги против М.Э.Расулзаде:

"Мои советы тт. Мусабекову, Мирзояну, Ахундову, Кирову, Орахелашвили по поводу реакционной брошюры Расулзаде. Общий тон брошюры против Расулзаде должен быть наступателен. Ни в коем случае не оправдываться, а наступать, обвиняя его в следующих грехах:
1. В ренегатстве. Он был большевиком, но изменил нам.
2. В измене интересам самих тюрок. Так как он сам и его партия "Мусават" мешали Красной Армии помогать тюркам, препятствовали взятию Баку.
3. В измене азербайджанскому народу. Препятствовали передаче земли крестьянам и ликвидации владений беков.
4. В измене интересам всех народов Востока и помощи Англии в сохранении колониального господства над мусульманами.
5. В организации армяно-татарской резни. Обозвать его азербайджанским Пуришкевичем.
6. Обвинить в организации Шамхорского погрома. Обозвать его азербайджанским погромщиком.

Тревога И.Сталина имела понятную почву: эта маленькая книжка М.Э.Расулзаде ставила под сомнение всю национальную политику Страны Советов, политику, которую долгое время курировал сам И.Сталин.

После "Нового Кавказа" в Стамбуле под редакцией М.Э.Расулзаде стали издаваться альманахи "Азери-Тюрк" (1928-1931), "Одлу юрд"("Страна огней")(1929-1930), еженедельник «Билдириш» ("Сообщение") (1929-1931), которые сыграли большую роль в пропаганде принципов свободы и независимости.

В те годы М.Э.Расулзаде опубликовал книги: в Стамбуле - "Крах революционного социализма и будущее демократии", "Нация и большевизм", "Кавказские тюрки"; в Париже - "О пантуранизме. В связи с Кавказской проблемой" (1930 г.), в которых он неустанно выдвигал свежие идеи о развитии наций и строительстве нового общества.

В 1930 году Советский Союз и Турция пришли к секретному соглашению о запрещении и роспуске организаций и обществ, ведущих контрпропаганду друг против друга.
На волне этого сговора М.Э.Расулзаде в 1931 г. был депортирован из Турции.

Некоторое время он провел в Польше, затем в Германии и других европейских странах.
В 30-х гг. Расулзаде был одним из активных участников и лидеров движения «Прометей», объединившее представителей политэмиграции нерусских народов СССР. В эти же годы он издавал газету "Независимость" (1932-1934), альманах "Освобождение" (1934-1938), частенько выступал со статьями в русскоязычном журнале "Кавказ" (1932-1938) и франкоязычном "Прометей" (1928-1939), издававшихся в Париже.

После Второй мировой войны М.Э.Расулзаде вновь вернулся в Турцию.
С 1947 года он возглавил Азербайджанский национальный центр в Анкаре, в 1949 году основал "Азербайджанский культурный кружок", в 1952 году начал издавать альманах "Азербайджан", тесно сотрудничал с Обществом турецкого языка и Обществом турецкой истории.

6 марта 1955 года М.Э.Расулзаде скончался в Анкаре в возрасте 71 года.
Похоронен на кладбище «Асри» в Анкаре.

В связи с его кончиной видный иранский государственный деятель и дипломат Сеид Гасан Тагизаде написал следующее:

"За всю свою жизнь я не встретил на Востоке человека равного Расулзаде, несомненно, он был из числа чрезвычайно редких людей. Мамед Эмин бек обладал дисциплинированным, сильным и здравым умом, чистой душой, правдивостью, логикой. В полном смысле этого слова он был правильным человеком, глубоко верившим в правильность избранного пути, самоотверженным и достойным подражания. Пока что в наше время и в наших местах таких повстречать невозможно ".

Творческое наследие М. Э. Расулзаде охватывает большой и разносторонний материал:

  • написанные в разные годы сотни статей,
  • книга "Сиявуш нашего века" (Стамбул, 1922),
  • научный труд "Азербайджанский поэт Низами" (Анкара, 1951),
  • "Азербайджанская республика" (Стамбул, 1922),
  • "Современная азербайджанская литература" (Берлин, 1936),
  • "Азербайджанская литература" (Варшава, 1936),
  • книга переводов "Образцы русской литературы" (Стамбул, 1912),
  • переводы рассказов М. Горького (Баку, 1914),
  • книги "Народовластие" (Баку, 1917) и "Какое нам полезно правительство?"(Баку, 1917),
  • "Азербайджан и его независимость" (Париж, 1930),
  • "0 пантюркизме" (Париж, 1930),
  • "Современная история Азербайджана" (Анкара, 1951),
  • "Воспоминания о беседах со Сталиным" (Анкара, 1954) и другие.

Книги о Расулзаде, выпущенные за последние годы:

    Балаев А. Мамед Эмин Расулзаде (1884-1955). (М., 2009)

    М.Э. Расулзаде. Сборник произведений и писем. (М., 2010)

    С. Исхаков. Из истории Азербайджанской эмиграции. Антология. (М., 2011)

    Р. Абуталыбов. Мамед Эмин Расулзаде и Кавказская Конфедерация. (М., 2011)

    С. Исхаков. А. М. Топчибаши и М. Э. Расуладзе. Переписка. 1923 - 1926 год. (М., 2012)

Статья о М.Э.Расулзаде в энциклопедии "Общественная мысль русского Зарубежья"

Мы выражаем нашу благодарность ведущему специалисту, автору книги "Мамед Эмин Расулзаде. 1884 - 1955" Айдыну Балаеву за внесенные в статью поправки, а также большому другу нашего сайта Рамизу Абуталыбову , дипломату и журналисту, за его помощь при создании этой статьи.

Примечание:

Неизвестная переписка Расулзаде и Топчибашева

Севда Исмайыллы
На вопросы РадиоАзадлыг отвечает известный исследователь истории мусульманских народов России начала ХХ века, доктор исторических наук Салават Исхаков .

Автор книг «Российские мусульмане и революция» (1917-1918), «Первая русская революция и мусульмане Российской империи», «Из истории азербайджанской эмиграии», последней, недавно изданной «А.М.Топчубаши и М.Э.Расулзаде. Переписка. 1923-1926 гг» и множества публикаций на темы межэтнических и межконфессиональных отношений в России, революции 17 года, гражданской войны, например, участия тюрок-мусульман в российской армии, истории мусульманской, в том числе азербайджанской эмиграции, а также о М.Э.Расулзаде, Мустафе Чокаеве, Ахмет-Закки Валидове и других. .

- Салават Мидхатович, откуда у Вас интерес к истории Азербайджана?

После гражданской войны на территории бывшей империи, когда большевики разгромили все несоветские правительства мусульманских народов, их сопротивление, в том числе азербайджанского, не прекратилось. В частности, в Азербайджане нарастала внутренняя напряженность. Этот протест народов, в том числе азербайджанского, против проводимой Кремлем «национальной» политики давал веское основание их лидерам, вынужденным эмигрировать в Европу, выступать с острой критикой действий большевистских лидеров на страницах различных периодических изданий. Так, в октябре 1922 г. Лубянка сообщила Сталину, что в Париже существует центр, в который входили мусаватисты и северокавказские горцы и который тесно был связан с французским правительством, русской эмиграцией и белыми генералами.

- А почему именно в Париже?

Франция в 1920-е годы стала политическим и культурным центром не только русского зарубежья, но и мусульманской, в том числе азербайджанской, эмиграции.

Именно в Париже лидерами разных народов бывшей Российской империи в 1926 г. был основан клуб «Прометей», который действовал как международная организация. С этой целью в Париже с 1926 г. выходил на французском языке журнал «Prométhée» («Прометей»), который издавался Комитетом независимости Кавказа (Азербайджан, Грузия, Северный Кавказ) - эмигрантской организацией, созданной в середине 1920-х годов. Затем появились другие журналы и газеты, в том числе на языках народов СССР.

Подобные прометеевские клубы основывались и в других городах Европы, в том числе в Варшаве (1928 г.), для заседаний, лекций, собраний, диспутов, семинаров прометеевских лидеров и европейцев.

- Интересное, «говорящееe» название для антибольшевистского журнала и клубов...

И целого движения. Автором термина «прометеизм» был полковник Т. Шетцель, который будучи польским военным атташе в Турции (1924–1926 гг.), налаживал контакты с политической эмиграцией кавказских народов.. Идея создания подобного антибольшевистского движения была поддержана главой польского государства Ю.Пилсудским. Не случайно именно в Варшаве была в 1928 г. создана «Лига угнетенных Россией народов» (общество «Прометей»), в которую входили представители Азербайджана, Грузии, Дона, Ингрии, Карелии, Коми, Крыма, Кубани, Поволжья, Северного Кавказа, Туркестана, Украины и Урала.

Этот антибольшевистский союз представлял серьезную угрозу для советской пропаганды. Задачами прометеевцев, во-первых, являлись пробуждение политического сознания своих народов того, чтобы они сами могли решать свою судьбу, во-вторых, раскрытие перед европейской и мировой общественностью серьезных проблем нерусских народов при советской власти, разоблачения большевистской диктатуры, пренебрегавшей в действительности самобытностью, культурой, историей, традициями нерусских народов Советского Союза. Главное внимание в первые годы «Прометей» уделял пропаганде идеи объединения усилий разных народов в борьбе с большевизмом, за национальную независимость.

Прометеевские издания распространялись по всему миру, в том числе нелегальным образом в Советском Союзе, оказались сильным противодействием советской пропаганде сталинской национальной политики, раскрывая при этом острейшие проблемы между Кремлем и нерусскими, в том числе азербайджанским, народами Советского Союза.

Самыми авторитетными критиками национальной политики ВКП(б) в отношении Азербайджана и его народа являлись А.М. Топчибашев и М.Э. Расулзаде, который, будучи лидером мусаватистов, был в 1931 г. по этой причине даже депортирован из Турции под давлением Кремля. После этого шага кемалистского правительства Расулзаде приехал в Польшу и вместе с А.М. Топчибашевым, который жил в Париже, представлял азербайджанскую эмиграцию как перед европейским общественным мнением, так и в других эмигрантских центрах и организациях.

Кстати, переписка Топчубашева и Расулзаде, охватывающая 1923-1926 годы, была обнаружена в личном фонде Центра исследований Высшей школы социальных исследований России, Кавказа и Центральной Азии в Париже сотрудником центра, Георгием Мамулиа. Именно благодаря ему я узнал о существовании этих писем.

(отрывок из статьи, опубликованной на сайте Радио Азадлыг , © 2010 RFE/RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Азадлыг).

Статьи по теме