Чем известен ферапонтов монастырь. Ферапонтов монастырь история. Ферапонтов монастырь в XVII веке

В 2002 году 500 лет исполнилось росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря, созданной великим русским иконописцем Дионисием, его сыновьями и мастерами, входившими в его артель.

Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1398 г. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт.

01. Надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта. 1650 год.


Во второй половине XV - начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

В центре - Трехъярусная, шатровая колокольня (1680 г.) очень редко встречающегося типа с квадратным планом звона и четырехгранным шатром. На ярусе звона висят 17 колоколов. В шатре находится уникальный механизм самых ранних из сохранившихся в России боевых часов 1638 года.

Справа - церковь преподобного Мартиниана. Паперть пристроена в середине XIX века. 1641 год
02

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

Церковь Благовещения (справа) с трапезной палатой. 1530 - 1531 годы.

По предположению историков церковь с трапезной построена на вклад великого князя Василия III в ознаменование рождения вымоленного в Кириллове и Ферапонтове монастырях наследника будущего царя Ивана IV.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода.

В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой. При возведении ограды использовались кирпичи древних зданий.


04. Северные ворота. Ух и ветер сегодня!

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

05. Трапезная, за ней церковь Благовещания.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале XX века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа.
06

А теперь собственно в музей.

07. Фрески, в том числе над мощами Мартиниана Белозерского. Преподобный Мартиниан Белозерский - игумен монастыря. Способствовал расцвету его духовности, ввел переписывание, собирание книг.


08


09

10. В церкви преподобного Мартиниана. Шатровая церковь датируется 1641 г.

11. В церкви с 1838 г. находится двухъярусный иконостас, изготовленный вологодским мещанином Николаем Милавиным. Резные царские врата не сохранили фигурок архангела Гавриила и Марии из сцены Благовещения. Надпись «Бессмертная трапеза» говорит о таинстве превращения хлеба и вина в Святые Дары - Плоть и Кровь Христовы.

12. В колокольне есть вход, проходим в него и поднимаемся на второй этаж. Направо - церковь Благовещения с фресками Дионисия, но мы сначала пройдем по левому коридору до конца, здесь расположена экспозиция музея монашеского быта.

Интерьер Трапезной палаты с центральным массивным столбом и опирающимися на него парусообразными сводами является полностью сохранившимся с середины XVI в.

13. Подризник (XV в.), рака (XVI, XV I I в.) , фелонь (XV в.) преподобного Мартиниана

14. Реконструкция монашеской келии по уставу Кирилла Безозерского
«В келии же не разрешалось никому иметь что-либо, кроме самых необходимых вещей, не разрешалось ничего называть своим, но, по слову апостола, всё было общим… Даже куска хлеба не разрешалось иметь в келии, ни какого-либо питья. Если кто хотел пить, тот шел в трапезную и там с благословения утолял жажду свою. Если кому случилось войти в келию какого-либо брата, то видел ни что иное в ней, как иконы, книги и сосуд с водой, чтобы руки помыть. Так от всяких пристрастий пребывали свободными, одно попечение имея - Богу угодить, друг ко другу смирение и любовь сохранить, и ради общх нужд трудиться…
И всякий неленностно, но по силе своей трудился; не как для людей, но для Бога..»

Пахомий Логофет. Житие Кирилла Белозерского.

15. В дальнем углу находится образец братской трапезной.


16

17. В трапезной каждый послушник сидел в соответствии с чином старшенства на своем месте с кротостью и молчанием, и никого не было слышно, только чтеца. Им полагалось по три блюда, кроме постных дней, в которые монахи либо вообще отказывались от еды, либо перебивались хлебом с водой.

18. Рабочее место Игумена.
За этим столом зачитывались грамоты и указы, присылавшиеся в монастырь, объявлялись решения, принятые игуменом и соборными старцами.

19. Торжественное одеяние священников.


20

21. Место старца строителя.

У южной грани находилось место старца-строителя. Круг его обязанностей не совсем понятен. Среди соборных старцев он занимал первое место. По-видимому, главной его обязанностью было духовное окормление братии. В последний период своей жизни Мартиниан был старцем-строителем..

22. Реставраторы проделали огромную работу чтобы сохранить для потомков наследие предшественников.
Инструменты, которыми работали реставраторы.

В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря, соборе Рождества Богородицы, находятся росписи, созданные в 1502 году знаменитым московским художником Дионисием и сохранившиеся без поновлений до нашего времени.
23

24. Чудом сохранившаяся, стенопись Дионисия была неизвестна до 1898 года.

Иконописец Дионисий, известный своими иконами и стенописями в Москве и в монастырях Московского княжества, был приглашен со своей артелью для росписи первого каменного собора Ферапонтова монастыря.

Внутри собор разделен на три нефа четырьмя квадратными столбами, на которые опираются повышенные подпружные арки под барабаном. Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей.
25

27. В куполе собора представлен Христос Вседержитель, под ним - архангелы и праотцы, в парусах - евангелисты, на подпружных арках - святые в медальонах,

28. Фреска в барабане - Христос-Вседержитель.

29. В церквях над вратам полностью сохранились все элементы архитектуры.


30


31

32. Другое замечательное собрание Музея образовалось из предметов крестьянского и городского хозяйства и быта, причем с самого начала сотрудники Музея собирали вещи, происходящие из Кирилловского района, а точнее - из ближних и дальних окрестностей Ферапонтова.

33. Жители многих деревень охотно жертвовали Музею сохранившиеся у них предметы XIX и XX века: иконы, книги, гончарные изделия, кросна, снасти для кросен, точила и жернова, весы и безмены, стеклянную и деревянную посуду, прялки и скалки, сундуки и короба, старинные ткани, повседневную и праздничную одежду, старые письма, фотографии и документы и множество других вышедших из употребления предметов.

34. Так формировалась этнографическая коллекция в Музее, дающая хорошее представление о крестьянской культуре Белозерского края. Десятки деревень вокруг Ферапонтова существуют с ХV и ХVI веков и, надо думать, крестьянский быт тех давних времен мало чем отличался от быта XIX или начала XX века, так что этнографическое собрание Музея имеет и историческое значение.

35. Трепало, чесало, прялки и ткацкие станки покрывались сакральными (главным образом, солнечными) узорами, и сотканное на них полотно обладало светлой силой, охраняющей тело человека от враждебных влияний.

36
В низенькой светёлке огонёк горит.
Молодая пряха у окна сидит.
Молода, красива, карие глаза,
По плечам развита русая коса.
(русская народная песня)

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество.

В музее Ферапонтового монастыря находится языческий славянский сиверский идол — символ плодородия и поклонения богу Роду или Яриле. Датируется IV—IX веками, высота — около 1 метра. Найден в деревне Сиверово Суховерховского сельсовета Кирилловского района.
37

На выставке можно увидеть кросна трех типов: корневые, задние ноги которых и понебник делались из цельного куска дерева, составные, собираемые из отдельных частей, и смешанные, то есть станки, у которых для понебника использовалась корневая часть дерева, но она не была связана с задними ногами. Основным украшением кросен были набилки и векошки, покрытые резьбой. В коллекции музея сейчас более 20 кросен. На таких станках можно ткать любые узорные ткани, единственным ограничением при этом будет только ширина получаемого полотна.

44. На вологодском наречии: "Запрячь кросна" - приготовить ручной ткацкий станок для работы.

Диво дивное в русской глуши!

И небесно-земной Дионисий,
Из соедних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, небывалой досель...

Адрес: 161120, Вологодская область, Кирилловский р-н, с. Ферапонтово.


Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.


Фото и описание

Ферапонтов монастырь был основан сподвижником преподобного Кирилла Белозерского – святым Ферапонтом в 1938 г. Расположен монастырь в 120 км от Вологды. Ферапонтов монастырь невелик: четыре храма, трапезная, колокольня и казённая палата огорожены не очень высокой оградой из кирпича.

Широкую известность монастырь приобрел благодаря деятельности преподобного Мартиниана, являющегося духовником Василия II. Во второй половине XV – начале XVI века монастырь стал немаловажным духовным, идеологическим и культурным центром Белозерья. Старцы монастыря имели серьезное воздействие на политику Москвы. В начале XVII в. Ферапонтов монастырь владел несколькими селами, полусотней деревень, пустошами и крестьянами в количестве более трехсот человек.

Ансамбль монастыря поражает тихим очарованием, уютом, единением с природой. Первые постройки монастыря сооружались из дерева. Каменные строения начинают возводить в конце XV века. Первым был воздвигнут собор Рождества Богоматери, который был одним из первых соборов, возведенных из камня на севере России. Собор является самым древним сооружением монастыря.

Росписью собора занимался Дионисий - известный и популярный художник-иконописец того времени. Расписывать собор Дионисию помогали сыновья. Площадь росписи стен собора составляет 600 кв. м. Радуют глаз мягкие цвета росписи и многочисленные сюжеты. Стены собора были расписаны за тридцать четыре дня.

Рождественский собор кажется исключительно легким, изысканным, стройным. Особым нарядом отличается западная сторона. Основу ее убранства составляет декоративный пояс, состоящий из двух ярусов, выложенный из сверкающих изразцовых плиток. Выше расположен узорчатый карниз. Щедро обработаны барабан центральной главы, а также кокошники и полукружия апсид алтаря. В их оформлении представлены все разновидности декора - изразцовые пояса, балясины, фигурные ниши.

К собору примыкают двухъярусные переходы с встроенной по середине колокольней. Они ведут к церкви Благовещения, которая была построена в 1530-1534 гг. Это храм кубической формы, с одной главой, поделенный на три этажа-яруса. Первый, нижний этаж, занимали хозяйственные кладовые, помещение для богослужения размещалось на втором этаже, на третьем располагалась колокольня. Не совсем обычно было и завершение храма. Округ высокого барабана цилиндрической формы, который был увенчан вычурной главой, сгруппированы колокольня, маленькие комнатки, имеющие предназначение "тайников" и книгохранилищ, ходы сообщения.

Основной вход в монастырь – это Святые ворота. Они были сооружены в 1649 г. Главный фасад их красочен и наряден. Узкие и длинные окна обрамлены вытянутыми наличниками, имеющими килевидный острый верх. Под карнизом – узорчатые пояса в два ряда. Венец мастерства и таланта зодчего представляют шатры, обработанные с большим вкусом.

В 1614 году обитель основательно разграбили поляки. Однако особо ценные святыни монахи сумели спрятать и сохранить. Постепенно, начиная с конца 17 века, в обители начинается упадок. Сооружения монастыря, можно сказать, единственные на севере России, сохранившие все типичные особенности интерьера и декора.

По решению Святейшего синода в 1798 году монастырь закрывают. Многие здания были разрушены или перестроены. В 1904 году монастырь начинает функционировать как женский. Его снова закрывают в 1923 году. В 1975 году начинается формирование музея. В наши дни в его стенах располагается музей фресок Дионисия. На сегодняшний день это самые старейшие сохранившиеся фрески древней Руси.


Описание дополнено:

Н.Н. 06.10.2012

Ферапонтов монастырь был основан преподобным Ферапонтом в конце 14 века, но вскоре основатель отбыл в Можайск, а его детище стало приходить в упадок. В конце 15 века в монастыре произошел пожар, после чего началось каменное строительство на территории монастыря. В 1490 году был построен каменный соб
Показать весь текст

Ферапонтов монастырь был основан преподобным Ферапонтом в конце 14 века, но вскоре основатель отбыл в Можайск, а его детище стало приходить в упадок. В конце 15 века в монастыре произошел пожар, после чего началось каменное строительство на территории монастыря. В 1490 году был построен каменный собор Рождества Богородицы. В 16 веке строится церковь Благовещения с трапезной, Гостевая палата и другие служебные постройки. В середине 17 века возводятся надвратные церкви Богоявления и Ферапонта на Святых вратах, шатровая церковь и колокольня. В 19 веке монастырь был обнесен каменной оградой, а в 1924 году закрыт. В 1975 году в монастыре был открыт Музей фресок Дионисия, а в 2000 году ансамбль Ферапонтова монастыря был внесен в Список мирового наследия ЮНЕСКО.
Святые ворота Ферапонтова монастыря представляют собой призматический объем с двумя легкими стройными шатрами, увенчанными маленькими главками. Широкий проход этих ворот со сводом ведет внутрь монастырского ансамбля.
Наибольшее художественное значение имеет собор Рождества Богородицы. Он был построен в 1491 году ростовскими мастерами. Собор по типу напоминает московские храмы 15 века. Объем здания кубический с килевидными закромами и лопатками на фасадах. Стены покрыты узорной кладкой из кирпича. Под закомарами стены декорированы широким поясом с растительным орнаментом из матово-красных плиток. Такая же декоративная обработка введена в апсидах и в верхней части высокого барабана со шлемовидным куполом.
Внутри собора все стены, столбы и своды расписаны фресками. Росписи Ферапонтова монастыря были выполнены знаменитым живописцем Дионисием и его двумя сыновьями. Дионисий при работе пользовался красками, полученными из местных пород минералов, что помогло ему создать богатую цветовую гамму красок.
Живопись собора посвящена Богородице. Она изображена в центре храма и в крупных композициях на стенах. В третьем ярусе размещены сцены Акафиста Богоматери. Дионисий и его мастера стремились раскрыть светлый человеческий образ Марии, отсюда этот оптимистический тон их живописи. В куполе храма размещена фреска "Пантократор" с евангелистами на папирусах.
Храм Рождества Богородицы был холодным. Службы в нем проводились только в теплое время года. Теплой церковью была церковь Благовещения, стоящая рядом, построенная немного позднее вместе с трапезной. В 19 веке трапезная была превращена в церковь, а бывшая церковь стала алтарной частью новой церкви.
В 1975 году в монастыре был учрежден Музей фресок Дионисия, входящий в состав Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Коме того, здесь располагаются еще две экспозиции. Одна из них размещена в церкви Благовещения и посвящена истории и церковному искусству, а другая – этнографическая в Трапезной палате.

Фрески Ферапонтова монастыря

В одном из отдаленных районов Вологодской области, близ города Кириллова, находится древний монастырь, основанный в XIV веке московским монахом Ферапонтом. Более 600 лет назад возник он с небольших рубленых келий. Со временем к монастырю стали отходить окрестные земли. В монастырскую казну потекли денежки, на которые приобретались новые земли и деревни, а также приглашались мастера для строительства каменных крепостных стен, храмов и других зданий. Приобреталось и много книг: Ферапонтов монастырь завел огромную библиотеку, переписываемые по заказу книги рассылались отсюда по всей Руси.

В самом начале XVI века в стенах Ферапонтова монастыря появилась артель живописцев, расписавших храм Рождества Богородицы. Четыреста с лишним лет каменные стены терпеливо хранили краски фресок, надписи и память о мастерах, создавших их. Один из них — Дионисий, чье имя было прочитано учеными в начале XX века. По своему географическому расположению собор был путевым храмом. Во времена, когда с падением Константинополя устанавливался новый торговый путь в Российское государство, собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре как раз и оказался на этом великом пути, проходившем через Белое море по Онеге и Шексне. Он был первым каменным собором на этом пути и был вполне пригоден для фресковой живописи. Находившийся на той же Онеге Каргополь был еще полностью рубленым городом, да и в Соловецком монастыре каменных церквей еще не было. Всю возложенную на них работу артель мастеров и подмастерьев (плотников, штукатуров, левкасчиков и др.) выполнила за два с небольшим года.

Собор Рождества Богородицы

Иконография фресок Ферапонтова собора во многом не имеет прецедента в стенной росписи русских церквей. Никогда прежде, например, не встречалось изображение Иоанна Предтечи в жертвеннике, не было изображений Вселенских соборов и многого другого. Некоторые исследователи (в частности, Г. Чугунов) считают, что акафист Богородице впервые тоже появился в Ферапонтове. В греческих и южнославянских храмах изображалась обычно вся жизнь Марии, начиная от «Рождества Богородицы» и кончая ее «Успением». Акафист Богородице если и включался в роспись, то занимал обычно незначительное место где-нибудь в приделах храмов. Дионисий же создает роспись, прославляющую Марию, роспись, подобную песнопениям, какие слагали в ее честь. Конечно, Дионисий не самовольно ввел во фрески многие сюжеты, до него не изображавшиеся. Чтобы пойти на такой смелый шаг, он должен был видеть предшествующие росписи, а не только слышать о них, а видеть их он мог только на Афоне. Но решение многих евангельских сюжетов у Дионисия отличается и от афонских. Тогда еще не существовало строгих канонов, и Дионисий мог воспользоваться этим обстоятельством. Например, он самостоятельно пытался осмыслить некоторые положения христианства, в частности, о жизни Богоматери. То, что для предшествующих живописцев было основной целью, для Дионисия стало второстепенной. Главная задача для него — акафист Богородице, ее прославление, поэтому весь большой цикл росписей Рождественского храма представляется единым гимном: «Радуйся!».

Фрески, созданные Дионисием, следует рассматривать как неотъемлемую часть архитектуры самого Рождественского собора. Все его внутреннее пространство — от купола и до основания — заполнено сияющей живописью. Дионисий охотно отдается ярким впечатлениям жизни, он может упиваться пестрыми узорами драгоценной парчи, яркими красками заморских шелков, сиянием камней-самоцветов.

«Брак в Кане Галилейской», например, представляется ему радостным пиром. Соборы и башни, которые обрамляют многочисленные сцены росписи, напоминают зрителю архитектурные памятники Москвы и Владимира. Ритмическое построение сцен, движение фигур говорят о наблюдательности и гениальном мастерстве художника, а жизненные впечатления Дионисий всегда переводит в область прекрасной и возвышенной поэзии. Даже самые обыденные персонажи — слуги, наполняющие сосуды вином, или слепые нищие, питающиеся жалким подаянием, — на фресках приобретают особое благородство и достоинство.

Брак в Кане Галилейской

В центре собора, в куполе, изображен Христос-Вседержитель.

По мнению многих исследователей, этот образ напоминает «Пантократора» из Софийского собора в Новгороде, однако связь эта ощущается чисто внешне — в расположении рук и Евангелия. Сущность ферапонтова Христа-Вседержителя сильно отличается от новгородского. В Ферапонтове у Христа-Вседержителя нет той грозной и непреклонной воли, как у новгородского Пантократора.

На северной стороне собора на троне сидит Богородица, окруженная архангелами, а у подножия трона теснятся толпы смертных, воспевающих «Царицу мира». На южной стороне — сонмы певцов славят Марию, как во чреве носившую избавление пленным».

На западной стороне вместо более привычного для южнославянских храмов «Успения» изображена композиция «Страшного суда», в которой Мария прославляется как заступница всего рода человеческого. В восточном люнете храма Богородица изображена в чисто русском, национальном духе — как покровительница и защитница Русского государства. Она стоит с «покровом» в руках на фоне стен древнего Владимира, бывшего в те годы символом религиозного и политического единства Руси. Окружают Марию уже не певцы и не святые, а русские люди.

Покров Богоматери

Собор был расписан Дионисием и его товарищами не только внутри, но отчасти и снаружи. На западном фасаде хорошо сохранилась фреска, которая встречала входящего в храм и давала нужное направление его мыслям и чувствам (позже в этой части собора была выстроена паперть, и роспись оказалась внутри храма).

Роспись посвящена Рождеству Богородицы и состоит из трех поясов: верхний — деисус, средний — сцены «Рождества Богородицы» и «Ласкание Марии Иоакимом и Анной», нижний — архангелы. Справа от портала изображен Гавриил, держащий в руках свиток, на котором написано «Ангел Господень написует имена входящих в храм».

Портальная фреска — это своего рода прелюдия к росписи собора, потому что акафист Богородице начинается именно здесь. До Дионисия другие художники сюжет «Рождества Богородицы» трактовали как чисто семейную сцену в доме Иоакима и Анны — родителей Марии. Дионисий тоже оставил жанровые подробности, продиктованные самим содержанием росписи, и в то же время его фрески резко отличаются от работ его предшественников. В среднем ярусе росписей Дионисий поместил не сцены из жизни Марии, а иллюстрации к двадцати четырем песням акафиста Богородице. Здесь художник меньше всего был связан канонами, и из-под его кисти вышли изображения совершенно самобытные. Он не стал показывать бурные движения души человеческой, художника влечет к размышлениям, к оригинальному толкованию традиционных евангельских тем.

Ласкание и Марии

Вот, например, Анна и престарелый Иоаким, узнавший, что его жена ждет младенца. Обычно эту сцену другие мастера изображали как полную драматических объяснений Иоаким устремлялся к жене, и Анна отвечала ему не менее выразительной жестикуляцией. У Дионисия даже похожего ничего нет. Его Иоаким уже знает о «непорочном» зачатии, он благоговейно склоняется перед новорожденной Марией, протягивая ей руку и повторяя жест, обычный для «предстояний». Анна на фреске Дионисия не делает попытки встать, не тянется к еде. Исполненная достоинства и смиренной благодати, она сидит на ложе, и женщина, стоящая за ложем, не только не помогает Анне подняться, но не смеет даже коснуться покрова той, что родила будущую мать Христа. Женщина справа от ложа не просто протягивает Анне чашу с едой, а торжественно подносит ее. И эта золотая чаша, получая особое смысловое значение, становится центром всей композиции. Дионисий показывает зрителю, что перед ним не обычная житейская суета, сопровождающая рождение ребенка, а свершение священного таинства.

Рождество богородицы

Образы всех персонажей из жизни Марии исполнены Дионисием необычайной душевной деликатности. Движения их плавные, жесты только намечены, но не завершены, участники многих сцен лишь обозначают касание, но не касаются друг друга. Это относится, например, к сцене «Купание Марии». Композиционный центр этой части фрески — золотая купель. Женщины, купающие новорожденную, не смеют коснуться ее, а та, что принесла Анне подарок, держит его бережно, как сосуд с благовониями.

Купание Марии

Исследователи отмечали, что мягкие закругленные контуры одной формы повторяются в другой, все фигуры написаны легко и живописно, как будто они лишены веса и парят над землей. Фрески собора отличаются нежностью, приглушенностью и высветленностью красок, мягкостью цветовых переходов, в них отсутствуют контрасты и резкие сопоставления. Специалисты (правда, не все) считают, что при росписи собора Рождества Богородицы Дионисий сознательно «заменил» красный тон розовым или бледно-малиновым, зеленый — светло-зеленым, желтый — соломенно-желтым, синий — бирюзовым, поэтому его краски почти утратили силу и мужественность, присущие его произведениям более раннего периода.

В своде юго-западного столпа Рождественского собора есть композиция, изображающая Иисуса Христа и московских митрополитов Петра и Алексея. Под ними, около водоема, стоят седой старик, пожилая женщина и два юноши. Знаток старины С.С. Чураков выдвинул гипотезу, что водоем символизирует источник «божьих щедрот», а получающие их люди составляют одну семью — муж, жена и их сыновья. Может быть, Дионисий здесь и изобразил себя и свою семью, ведь в Ферапонтове вместе с ним работали два его сына — Владимир и Феодосий.

С. С. Чураков считает, что реальные люди введены Дионисием и в другую композицию. Так, в сцене «Страшного суда» среди фрязинов (иноземцев) художник изобразил итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, построившего в Кремле Успенский собор. И действительно, этот портрет очень выразителен: голова изображенного несколько откинута назад, большой лоб, нос с характерной горбинкой, карие глаза, бритое лицо, лысый череп... Перед зрителем предстает человек немолодой, независимый, умудренный опытом и знаниями, не преклоняющийся даже перед властелинами. Пока это только еще гипотеза, на которую, возможно, дадут ответ будущие исследования.


Текст Надежды Иониной

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV –XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

История Ферапонтова монастыря в некоторых узловых моментах соприкасается с важными историческими событиями эпохи становления Русского централизованного государства, тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV – XVII веках: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утверждением власти первого «государя всея Руси» Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой патриарха Никона.

Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1398 г. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича Ферапонт ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь – Лужецкий.

Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря.

Во второй половине XV – начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже XV – XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны - архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.

Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Богатейшему вотчиннику Белозерья – Ферапонтову монастырю в начале XVII в. принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV – XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки - каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода.

В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале XX века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа. С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здания монастыря, пожалуй, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров.

Ферапонтов монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Ядро архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря, а также самое старое и самое интересное его здание - одноглавый собор Рождества Богородицы, первая каменная постройка Белозерья. В нем практически без изменений сохранились фрески конца 15 века, выполненные Дионисием с сыновьями Феодосием и Владимиром. Это единственная церковь в России, сохранившая столь древние фрески, созданные величайшим живописцем своего времени. Кроме фресок, Дионисий выполнил также иконостас, детали которого сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Петербурге, а также в музее Кирилло-Белозерского монастыря.

Собор бывает открыт в так называемые «часы проветривания», которые случаются нечасто – при подходящей температуре и влажности воздуха с мая по сентябрь. Зимой собор закрыт, летом может не работать при плохих погодных условиях (а именно - повышенной влажности). Фотографировать фрески нельзя, даже без вспышки.

Собор Рождества Богородицы находится в центре комплекса храмов, соединенных общими папертями. С юга к нему пристроена шатровая церковь Мартиниана, с севера - колокольня, далее - трапезная палата и небольшая церковь Благовещения. Другой комплекс состоит из Святых ворот с объединенными в одно помещение церквями Богоявления и Ферапонта, единственными действующими в монастыре.

Трапезная и казенная палаты церкви Благовещения - самые ранние из сохранившихся в подлинном виде на Русском Севере построек подобного типа. Шатровая церковь Мартиниана построена над захоронением второго основателя Ферапонтова монастыря, преподавателя Мартиниана.

Надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта над Святыми вратами уникальны полной сохранностью всех элементов архитектуры. Вместе с примыкающей с юга казенной палатой они образуют главный фасад Ферапонтова монастыря.

В Ферапонтовом монастыре находится единственная церковь в России, сохранившая древние фрески, созданные величайшим живописцами своего времени - Дионисием и сыновьями.

Колокольня - трехъярусная, шатровая, очень редко встречающегося типа с квадратным планом звона и четырехгранным шатром. На ярусе звона висят 17 колоколов. В шатре находится уникальный механизм самых ранних из сохранившихся в России боевых часов 1638 г.

Монастырь живописно расположен между двумя озерами (вход с берега Бородаевского озера) и виден издалека со всех сторон. В двух км на юг от монастыря находится Цыпина Гора (204 метра) и деревянная церковь Ильи Пророка на Цыпином погосте.

Практическая информация

Адрес: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8. Веб-сайт .

Режим работы: с 1 мая по 31 сентября с 9:00 до 18:00 без выходных, с 8 сентября по 30 апреля с 9:00 до 17:00, с 1 октября выходной - понедельник.

Статьи по теме