Крымчаки евреи. Крымчаки: народ, собранный со всего мира. Как Маяковский агитировал переезжать в Крым

Принято считать, что еврейская история Украины — это больше про Одессу или максимум про Львов, Киев и Днепропетровск. И еще про Умань, куда каждый год приезжают хасиды. А вот о Крыме в еврейском контексте мало кто вспоминает. И очень зря. Ученые считают, что первые иудеи появились на этой земле не меньше двух тысяч лет назад, а в середине прошлого века у Крыма вообще были все шансы стать советским Израилем. В Крыму возникла огромная караимская община, родились ученые, поэты и революционеры… а еще здесь была одна из старейших синагог в Союзе (но, увы, ее разрушили во время Второй мировой).

Хазарские евреи

Существует бесчисленное количество теорий, пытающихся определить истинное происхождение караимов и крымчаков. Какая бы из этих гипотез не взяла верх, одно можно сказать точно: и первая, и вторая группа связаны с . В энциклопедиях отмечается, что в разговорном языке крымских татар крымчаки получили название зюлюфлю чуфутлар («евреи с пейсами»), а караимы - зюлюфсюз чуфутлар («евреи без пейсов»). В официальных источниках разделение иудейского населения на крымских евреев-раббанитов, караимов и ашкеназов появилось только в конце XIX веке.

Сказать точно, когда евреи поселились в Крыму, сложно. Археологи обнаружили на полуострове еврейские надписи, датируемые I в. до н. э., а это дает основание предположить, что евреи пришли на эту землю более двух десятков веков назад. В XIII веке в современной Феодосии появилась первая иудейская община, и в 1309 году они построили синагогу (одну из древнейших на территории бывшего Союза), уничтоженную во время бомбардировок во время Второй мировой войны.

Если говорить о размере общины, то первые официальные цифры появились только после второй половины XVIII века. В 1783 году в Крыму проживали 469 еврейских семей (где-то 2,5 тыс. человек), а через почти столетие, в 1863 году, численность еврейского населения Крыма достигла около 5 тысяч человек - но разделения на более узкие группы даже внутри условной еврейской группы тогда не было.

Караимы настаивали на том, что по крови с еврейством их ничего не связывает - и сумели это доказать. Из-за того, что их перестали считать частью еврейского народа, они получали больше свобод, чем представители традиционных еврейских общин. Так в 1795 года они были освобождены от двойной подати, которой облагались евреи, а потом для них отменили и черту оседлости. С 1863 года они получили все те же права, что и остальные свободные подданные империи.

Крымский Израиль

После революции перед новой властью встал старый вопрос - как решать еврейскую проблему? Более того, евреи занимались в первую очередь «буржуазной» деятельностью, а в новом государстве курс был взят на то, чтобы переключить население на рабочие специальности и крестьянский труд.

В январе 1918 года был создан Еврейский комиссариат при Народном комиссариате национальностей, который занимался между всем прочим и поиском свободных земель для расселения евреев. Тогда Крым выглядел наиболее удобной территорией для еврейского переселения. Директор русского отдела американской благотворительной организации Джойнт Иосиф Розен сформулировал идею сельскохозяйственной колонизации этого южного полуострова евреями, а официально озвучил ее журналист Абрам Брагин и заместителем наркома по делам национальной Григорием Бройдо.

Для того, чтобы эта идея скорее получила воплощения, нужны были деньги. У Советов их не было, а вот у США - были. В 1924 году была создана Американская еврейская агрономическая корпорация «Агро-Джойнт», которая ставила целью помочь еврейской колонизации - компания обещала выделить 15 миллионов долларов США на проект, но взамен требовал от советских властей полной поддержки, прекращения гонений на сионизм, иудаизм и ивритскую культуру в Союзе. На горизонте стал появляться «крымский Израиль», самостоятельная еврейская область, но не случилось. Власти решили, что не совсем правильно помогать евреям, давать им бесплатно южную землю и обеспечивать сельхозтехникой и отличным скотом, пока остальные граждане обязаны справляться своими силами и отправляться на целину за Урал.

Этот проект способствовал росту антисемитизма в СССР, темпы переселения были высокими, но евреям передавали самые сложные, плохо обжитые земли, и постепенно «Агро-Джойнт» стал сворачивать финансирование. После войны идея образовать в Крыму еврейское государство и вовсе стала преступной - в 1944 году года Соломон Михоэлс, Ицик Фефер и Шахно Эпштейн направили Сталину письмо, в котором предложили создать в Крыму Еврейскую советскую социалистическую республику. Это восприняли как очередную попытку продаться американцам. Соломон Лозовский, который редактировал письмо, был исключен из партии за то, что «сговаривался за спиной ЦК ВКП(б) с антифашистским еврейским комитетом о том, как выполнить план американских капиталистических кругов по созданию в Крыму еврейского государства», а другие авторы этой идеи со временем отошли в мир иной - Михоэлс «попал под машину» (1948), Эпштейн умер своей (?) смертью (1945), а Фефер - расстрелян по приговору специальной судебной коллегии по делу ЕАК (1952).

Как Маяковский агитировал переезжать в Крым

В конце 20-х - когда планы по создания еврейского Крыма еще не были крамольными - советское правительство хотело, чтобы евреи начали массово переселяться в Крым, а для любого проекта такого масштаба нужна хорошая агитация. Рупором этой кампании стал Владимир Маяковский, который вместе с Лилей Брик и Абрамом Роомом снял немой фильм «Евреи на земле».

В 1927 году Брики и Маяковский путешествовали по Крыму, и именно тогда, видимо, и появилась идея сделать фильм-агитку. Маяковский выступил автором сценария (и «автором титров») вместе с Виктором Шкловским. Суть фильма в том, что евреям, которые живут в городах и страдают от безработицы, предлагается переселиться на тяжелые, но широкие крымские земли и начать их осваивать. Или голод и отсутствие перспективы в столицах - или тяжелый труд, но со светлым будущим в Крыму. И далее в картине описываются все выгоды этого предложения.

Фразы героев фильма, написанные Маяковским, доносят до зрителя короткую и простую мысль: там (в городах) голодно и холодно, тут (на целине) сложно, но сытно. «Раньше вол не понимал еврея, а еврей не понимал вола. А теперь еврей понял быка, и бык понял еврея», - сообщают титры Маяковского. А один из героев, старик (тоже в титрах) добавляет: «Чего я не видел в местечке? Я не видел хлеба! А здесь хлеб будет. Потому что есть вода и есть земля!». В финале 17-минутного фильма написано: «Итого переселено на землю около 100 000 евреев. Осталось сделать много больше». Насколько эти цифры соответствовали истине, сейчас уже никто не скажет.

Ганна Руденко

Дополнительные факты:

Крымчаки

  • Крымчаки (кърымчахлар, ед. число — кърымчах; самоназвания до 1917 года — еудилер — «иудеи» и срэль балалары — «сыны Израиля») — немногочисленная (на сегодняшний день несколько сотен человек) этническая группа, представители которой традиционно исповедовали ортодоксальный иудаизм, проживали в Крыму и говорили на крымчакском языке, близкородственном крымскотатарскому языку. Широкое распространение имеют два взгляда на крымчаков: некоторые считают их самостоятельным тюркским этносом, некоторые же — этнолингвистической группой евреев. Среди самих крымчаков имеются сторонники обеих точек зрения.
  • Крымчакский язык близок крымскотатарскому языку и относится к кыпчакско-половецкой подгруппе тюркских языков. Однако в современной разговорной и особенно в письменной речи много огузских элементов, так что язык крымчаков с полным правом можно считать смешанным кыпчакско-огузским языком. Крымчакский язык сохранил древнейшие архаичные черты, которые, несмотря на заметное влияние османского или огузского языка, разительно сближают его с карачаево-балкарским языком больше даже, чем с караимским. При этом, говоря об османском влиянии, необходимо отметить, что это влияние проявляется лишь в фонетике и некоторой лексике, но не в морфологии, что очень важно при отнесении крымчакского языка в одну группу с карачаево-балкарским и караимским языками. До конца XIX века крымчаки называли свой язык «чагатай». Структурно крымчакский язык является говором среднего диалекта крымскотатарского языка, отличающегося в основном наличием гебраизмов и некоторыми архаическими особенностями, связанными с замкнутым проживанием крымчаков в отдельной слободе Карасубазара. Сегодня этим языком владеют лишь пожилые люди, а остальные крымчаки считают родным языком русский.
  • Некоторые крымчаки считают себя этнолингвистической группой евреев и в настоящее время проживают в Израиле, а также в некоторых бывших республиках СССР. В начале 1920-х известный тюрколог А. Н. Самойлович, изучавший лексику крымчаков, полагал, что они принадлежат к хазарской культуре. В. Заболотный проводил исследования крови, надеясь подтвердить предположение о несемитском происхождении крымчаков. В российских документах до 1917 года они именовались евреями-крымчаками. Анализ крымчакских фамилий наряду с тюркскими обнаруживает ашкеназские и сефардские. По одной из версий, после того, как римский император Адриан подавил восстание Бар-Кохбы, часть евреев, избежавших казни, были изгнаны на Крымский полуостров. Крымчакский просветитель Е.И Пейсах полагал, что крымчаки — потомки прозелитов, принявших еврейскую веру в начале нашей эры от поселившихся в Крыму немногочисленных евреев.
  • У крымчаков существовало предание, согласно которому крымчаки пришли в Крым в VIII веке из Киева в небольшом числе семейств. Существовал и рукописный молитвенник IX века. Принимая во внимание версию о том, что Киев, возможно, был основан хазарами, которые, будучи тюркского происхождения, исповедовали со второй половины VIII века иудаизм, можно сделать вывод, что это предание может содержать историческое ядро.
  • Антрополог С.Вайсенберг отмечал: «Происхождение крымчаков теряется во тьме веков. Одно только можно сказать, что тюркской крови в них меньше, чем в караимах, хотя известное родство обеих народностей с хазарами едва ли можно отрицать. Но крымчаки в течение средних веков и нового времени постоянно смешивались со своими европейскими собратьями. За примесь итальяно-еврейской крови со времен генуэзцев говорят фамилии Ломброзо, Пястро и другие. Случаи смешения с русскими евреями в последнее время участились».
  • К сожалению, отсутствуют обобщающие работы по этнографии крымчаков. Имеющаяся сводка фольклорных материалов далеко не полна. Несколько обширнее данные антропонимики, хотя они отражают ситуацию конца XIX — начала XX века, не затрагивая более ранний период, по которому имеются архивные материалы. Исследование каждой из перечисленных групп источников, сможет пролить свет на этногенез малочисленной этнической общности крымчаков.
  • Предки крымчаков, вероятно, прибыли в Крым в древние времена и селились в греческих колониях. Недавние археологические раскопки обнаружили еврейские надписи в Крыму, датируемые первым веком до н. э.
  • Предполагается, что в XIII веке иудейская община появилась в Кафе. В 1309 там была построена одна из древнейших на территории бывшего СССР синагога, (уничтоженая в результате немецкой бомбежки во время Великой Отечественной войны). Один из представителей иудейской общины Кафы, торговец Хозя Кокоз, участвовал в 1472—1486 в переговорах между Иваном III и крымским ханом Менгли I Гиреем. Известно, что часть их переписки велась на древнееврейском языке. Помимо Кафы и Солхата-Къырыма крупнейшим центром тюрков-раввинистов (раббанитов) в Крыму стал город Карасубазар, где в 1516 также была построена синагога. Община крымчаков-раббанитов сущестовала также в Мангупе.
  • В конце XV века иудейская община Крыма значительно увеличилась за счет евреев-изгнанников из Византии, Испании, Италии, Кавказа и Руси. Вскоре крымчаки начали немного ассимилироваться евреями и все они начали сливаться в единое целое на основе принадлежности к талмудического (то есть не-караимского) образца. Важным фактором в процессе этого объединения стало заимствование разговорного языка, одежды и повседневных обычаев у соседей-татар. Тем не менее, в начале XVI века раббанитская община Кафы делилась на землячества, хранившие молитвенный ритуал общин, из которых они происходили — ашкеназский, романиотский или вавилонский. Моше а-Голе выработал общий для крымских еврейских общин молитвенник, получивший название «молитвенник ритуала Кафы» (Махзор минхаг Кафа). Но в этот же период главенствующая роль в еврейской общине Крыма переходит от раббанитов к караимам, которые с этого момента начинают занимать ряд ответственных постов в Крымском ханстве. Раббанитская община с остается проживать преимущественно в восточной части Крыма, в Кафе и Карасубазаре. Караимы превышали раббанитов-крымчаков и по численности. По некоторым статистическим оценкам, к концу XVIII века раббаниты составляли лишь 25 % от общего числа иудейских подданных Крымского ханства, а караимы — 75 %. Взаимоотношения между крымскими раббанитами и караимами, несмотря на религиозные противоречия, были в целом достаточно добрососедскими, и эти общины часто помогали друг другу.
  • В XVIII веке общину Карасубазара возглавлял Давид бен Элиэзер Лехно (умер в 1735), автор введения к «молитвеннику ритуала Кафы» и сочинения «Мишкан Давид» («Обитель Давида»), посвященного грамматике иврита. Он также является автором монументальной исторической хроники «Девар сефатаим» («Речение уст») на древнееврейском языке, посвященной истории Крымского ханства.
  • Ко времени присоединения (1783) Крыма к России тюркская раввинистическая крымчакская община Крыма составляла около 800 человек. Приблизительно со второй половины XIX века крымские евреи-раввинисты также начали называть самих себя «крымчаками».
  • По переписи 1897 было зафиксировано 3345 крымчаков. Перед Второй мировой войной в Крыму проживало около 6 тысяч крымчаков. После захвата немцами Крыма все крымчаки были расстреляны осенью 1941 года вместе с остальными евреями. После войны в живых осталось около 1 000 человек — мужчины-фронтовики, и немногочисленные семьи, успевшие эвакуироваться.
  • Часть уцелевших крымчаков была депортирована советскими властями в Среднюю Азию вместе с крымскими татарами в 1944.
  • В течение 1990-х несколько десятков семей крымчаков переселилось в Израиль. Крымчаки исповедуют иудаизм и имеют право на репатриацию в Израиль, так как согласно израильскому «Закону о возвращении» являются частью еврейского народа. Последняя крымчакская синагога в Тель-Авиве закрылась в 1981 году.
  • Общая численность сегодня — около 1,5 тыс. чел., включая 600-700 в Израиле, 406 чел. в Украине (2001) (в том числе 204 чел. — в Крыму), 90 чел. в России (2010), 173 чел. в Узбекистане (1989).

Караимы

  • Караимы (караимск. крымский диалект: ед. къарай, мн. къарайлар; тракайский диалект: ед. karaj, мн. karajlar; от др.-евр. קָרָאִים‎ — «караим», букв. читающие) — немногочисленная этническая группа, происходящая от тюркоязычных последователей караимизма в Восточной Европе.
  • Традиционными местами проживания караимов являются Крым, некоторые города Западной Украины (Галич, Луцк) и Литвы (Тракай, Паневежис).
  • Караимская община в столице крымского ханства Солхат (ныне Старый Крым) и Кафе (ныне Феодосия), существовала в XIII веке.
  • В начале XV в караимов упомянул Иоганн Шильтбергер из Мюнхена в описании Кафы. По мнению Гаркави, караимы поселились в Крыму «в XIII в. вместе с восточными евреями, талмудистами (крымчаками)… [Фиркович собрал] множество рукописей и документов… [и стремился доказать], что караимы жили в Крыму ещё до распятия Христа».
  • Главным центром караимов Крыма был Чуфут-Кале; ещё в XIX веке его население состояло почти исключительно из караимов.
  • Согласно караимской традиции, литовский князь Витовт переселил 383 караимские семьи из Крыма в Тракай, позже — в Луцк и Галич после крымского похода в 1218/1392/1397 году. Оттуда позднее караимы расселились по другим городам Литвы, Волыни и Подолии.
  • Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты. Лексический состав караимского языка отличается заимствованием ряда религиозных терминов из древнееврейского языка. Крымский диалект караимского языка (традиционное караимское название — Лешон Татар (ивр. ‏לשון טטר‎ — «язык татар»)) заметно отличается от диалектов караимов Литвы и Западной Украины, называвшихся караимами Лашон Кедар (ивр. ‏לשון קדר‎ — «язык кочевников»). В настоящее время все диалекты караимского языка, за исключением тракайского, практически исчезли.
  • Слово «караим» вошло в употребление в IX веке и изначально использовалось для обозначения религиозной группы. В Российской империи вероисповедание указывалось безотносительно к национальности. В СССР вместо вероисповедания указывалась национальность. Соответственно, в советской тюркологии термин «караимы» закрепился за названием караимского этноса. В современном русском языке это слово определяет этническую принадлежность безотносительно к вероисповеданию, значительно реже — конфессиональную принадлежность безотносительно к национальности.
  • Будучи по языку, фольклору, традициям и ряду иных признаков тюркским народом, караимы тем не менее традиционно исповедовали караизм — религию, родственную или же трактуемую как секта . В связи с этим имеется две основные версии происхождения караимов: семитическая и хазарская. Обе до сих пор остаются предметом научных дискуссий и не являются полностью взаимоисключающими, что поддерживается рядом антропологических исследований, доказывающих с одной стороны, различие между евреями и караимами, но с другой стороны, подобное различие между крымскими и литовскими караимами, а также сходство между европейскими и средиземноморскими караимами.
  • Семитическая (еврейская) теория . Согласно этой теории, караимы происходят от этнолингвистической или этноконфессиональной группы евреев, исповедовавших доталмудический иудаизм. Эта теория полностью разделялась самими караимами до конца XIX века. В настоящее время еврейская теория резко критикуется караимскими лидерами, в многочисленных современных караимских публикациях подчёркивается неприятие её караимским сообществом. Вместе с тем этой теории придерживаются некоторые караимские авторы. Кроме того существуют свидетельства, о том что некоторые её сторонники вынуждены воздерживаться от выражения своего мнения публично. В последнее время сторонники этой версии выделились и в Крыму, и в Украине.
  • Хазарская (тюркская) теория . Согласно этой теории, караимы — потомки хазар — тюркского кочевого народа VII—X вв, который принял иудаизм и среди районов расселения которого был Крым. По мнению ряда антропологов 30-х годов XX века существует сходство между чувашами и караимами и, таким образом, с хазарами. По мнению тюрколога Н. А. Баскакова, «караимы входили в булгаро-хазарский, узо-печенежский и только позже — в кипчакско-половецкий племенной союз с господствующим кыпчакским языком». Антропологические исследования показывают различия между евреями и караимами.
  • На протяжении значительной части своей истории караимы по крайней мере не отделяли себя от еврейской культурной сферы. Однако после присоединения территорий, заселённых караимами, к Российской империи, среди караимов появилась тенденция противопоставления себя евреям. Начиная с XX века, эта тенденция ещё более усилилась.
  • Крымские караимы и специалисты по истории Крыма признают многочисленные факты сознательного искажения истории и религии караимов. При этом обе стороны обвиняют друг друга в личной заинтересованности. Ключевой вопрос — этногенез и самоидентификация караимского народа. Актуальность темы объясняется политическими последствиями.

В современной этнографии крымчаками называют смешанный конгломерат из нескольких групп еврейского происхождения, осевших на крымской земле начиная с первых веков нашей эры, в средневековый период и в раннее новое время. Крымчаки - термин поздний и достаточно условный, возникший лишь после присоединения Крыма к России, в первой половине XIX в., для обозначения местных тюркоязычных евреев-талмудистов, резко отличавшихся от всей прочей массы еврейского населения, начавшего селиться в Крыму после 1783 года. Письменно этот термин в форме "крымчаки-евреи" появляется 18 августа 1859 года в "обращении евреев-землевладельцев колонии Рогатликой в мещанство города Карасубазара". В документах XVIII - XIX вв. крымчаки называют сами себя по-татарски "срель балалары" или по-древнееврейски "бени Исраэль", т.е. "сыны Израиля". Кроме того, в различных источниках более раннего периода на древнееврейском или татарском крымчаки называются "еудим", "ягудилер" или "чуфутлар" (все эти термины следует переводить как "евреи", с тем уточнением, что последний термин имел несколько презрительный характер). Несомненно, что понятие "крымчаки-евреи" (позднее редуцировавшееся до сокращенного "крымчаки" по-русски, или "крымчахлар" по-татарски) является калькой с крымскотатарского "яхудилер кырымча" (т.е. "евреи крымского толка"). Так, по всей видимости, могли представить российской администрации крымских евреев-талмудистов, не знавших русского языка, татарские чиновники. Позднее, во второй половине XIX в., термин "крымчаки" становится основным термином для обозначения этой этнической общности. Тем не менее, история предков современных крымчаков уходит корнями в значительно более далекое прошлое.

Наиболее ранние археологические и эпиграфические памятники свидетельствуют о пребывании евреев на территории Крымского полуострова еще в I в. н.э. Вероятно, что переселение евреев на территорию Крыма началось еще ранее, во II - I вв. до н.э., когда после войн Митридата Евпатора усилились контакты между Боспором и еврейским населением Малой Азии. Различные письменные источники упоминают о проживании еврейского населения в Юго-Западном (Херсонес) и Восточном (Боспор) Крыму во II - IV вв. Диаспора крымских евреев значительно увеличилась в V-VI вв. н.э. вследствие эмиграции в Крым византийских евреев, покинувших империю в связи с антиеврейской политикой византийской церкви во время правления императоров Феодосия II, Зенона и Юстиниана I. В VIII в. еврейское население Крыма было столь велико, что византийский хронист Феофан считал евреев одним из наиболее многочисленных народов, населявших полуостров. В еврейской общине Херсонеса изучал в IX в. древнееврейский язык и грамматику знаменитый Константин (Кирилл), один из создателей кириллической грамоты. Значительное еврейское население проживало также и в других городах Крыма и прилегающих территорий. Так, персидский географ аль-Факих называл Самкерц (Тмутаракань) "еврейским городом", в то время как еврейский путешественник из Испании Вениамин Тудельский упоминал о существовании общины евреев-раввинистов в Судаке во второй половине XII в. Еврейские торговцы и ремесленники неоднократно упоминаются также и в уставе крымских генуэзских колоний 1449 года.

Во второй половине I тысячелетия н.э. община крымских евреев поддерживала постоянный контакт с византийской еврейской общиной и находилась под сильным культурным влиянием последней. В период хазарского владычества иудейское население Крыма значительно возросло вследствие массовой эмиграции византийских евреев, спасавшихся от периодически повторявшихся антисемитских преследований (843, 873-874 и 943 гг.). Доступные на настоящий момент источники совершенно не упоминают о столь часто муссирующихся в современной популярной литературе этнических контактах между крымскими евреями и иудаизированными хазарами. Незначительная прослойка принявших иудаизм тюркоязычных хазар едва ли могла состоять в смешанных браках с грекоговорящими крымскими евреями-талмудистами. Даже если случаи смешанных еврейско-хазарских браков и имели место, то они должны были быть весьма немногочисленны, о чем свидетельствует полное отсутствие упоминаний о подобного рода прецедентах в средневековых документах хазарского времени.

На наш взгляд, ключевым временем в развитии крымской еврейской общины является период установления в Крыму татаро-турецкого господства в XIII - XV вв. Именно с татарским вторжением в Крым связано появление нескольких, по всей видимости, уже тюркоязычных, иудейских общин в тех регионах, где ранее еврейское население не было отмечено. С XIII в., а именно со времени приезда караимов, исповедовавших иудаизм неталмудического толка, исследователь истории еврейской общины Крыма начинает сталкиваться с довольно сложной терминологической проблемой: дело в том, что подавляющее большинство нееврейских источников XIII - XVIII вв. не отличало караимов от евреев-раввинистов (иначе - евреев-талмудистов, т.е. , признающих, в отличие от караимов, авторитет Талмуда), называя и тех и других, на различных языках, термином "евреи". Зачастую лишь опосредованные данные помогают нам понять, о каких же "евреях", упоминающихся в источниках, шла речь - о караимах или раввинистах-крымчаках.

1278 годом датируется сообщение караимского автора Аарон бен Иосифа о календарном диспуте между общиной караимов и раббанитов, проживавших тогда в городе Солхате (иначе: Къырым, позднее - Эски Къырым, современный Старый Крым). В Солхате-Къырыме проживал в XIV в. Авраам Къырыми (т.е. "из [города] Крыма"), автор блестящего теологического трактата "Сефат а-эмет" ("Язык истины"), написанного по просьбе его ученика, караима Езекии (Хизкиягу) бен Эльханана. Авторитет этого ученого быль столь велик, что даже спустя столетие после смерти его имя упоминалось в поминальных молитвах после имен знаменитых еврейских экзегетов Моисея Маймонида и Авраама ибн Эзры. В Солхат судьба привела также в 1506 году и знаменитого европейского каббалиста Моше (Моисея) бен Яакова (1448-1520 гг.), известного также как Моше Изгнанник ("а-Голе") или Моше Киевский ("ми-Киюв"). В Солхат он попал в качестве раба-пленника, захваченного в результате набега татар на город Лида. Несмотря на то, что Моше прославился своей язвительной полемикой с караимскими учеными, из плена он был выкуплен совместными усилиями раббанитской и караимской общин. Оставшись в Крыму, Моше Изгнанник посвятил остаток своей жизни объединению разрозненных талмудических общин Крымского полуострова.

В том же XIII в., по всей видимости, раббанитская община появляется и в городе Каффе (Феодосии). В 1309 году там строится прекрасная в архитектурном отношении синагога, одна из древнейших на территории бывшего СССР, к сожалению, уничтоженная в результате немецкой бомбежки города в 40-е годы. Незадолго до османского завоевания Крыма каффинскими евреями был установлен контакт с крымскими ханами, чья резиденция находилась тогда в Солхате. Один из представителей каффинской иудейской общины - торговец Хозя Кокоз - участвовал в 1472-1486 гг. в переговорах между Иваном III и крымским ханом Менгли Гиреем; известно, что часть их переписки велась на древнееврейском языке. Помимо Каффы и Солхата-Къырыма крупнейшим раббанитским центром в Крыму становится город Карасубазар, где в 1516 году также строится синагога.

Несмотря на то, что у нас нет прямых упоминаний об этом, с большой степенью уверенности можно утверждать, что небольшие раббанитские общины появляются не позже XV - XVI вв. на Мангупе и Кырке-Ере (Чуфут-Кале). О пребывании евреев-раввинистов на Мангупе достаточно четко указывает крымчакская фамилия "Мангупли" ("из Мангупа"), в то время как среди надгробных эпитафий с кладбища в Иосафатовой долине, опубликованных Авраамом Фирковичем в его знаменитой "Авнэ Зиккарон", есть несколько надписей, на которые сам автор прямо указывает как на раббанитские. Более того, архивные документы, обнаруженные автором этих строк, свидетельствуют о том, что несколько семейств с крымчакскими фамилиями проживало в Чуфут-Кале вплоть до начала XIX века.

Переломным в судьбе крымских раббанитов стал конец XV - начало XVI в. С одной стороны, в конце XV в. раббанитская община Крыма начинает значительно увеличиваться за счет евреев-изгнанников из Испании, Руси и Европы. С другой стороны, в связи с переносом экономического центра Крымского ханства в юго-западную часть Крыма, в Кырк-Ер и, позднее, Бахчисарай, главенствующая роль в иудейской общине Крыма переходит от раббанитов к караимам - именно караимы с этого момента начинают занимать ряд ответственных постов в ханстве, распоряжаться ханскими финансами, чеканить монеты, ездить в качестве послов в Россию и т.п. Раббанитская община, которая остается проживать преимущественно в восточной части Крыма, в Каффе и Карасубазаре (современный Белогорск), несомненно, начинает отходить на вторые роли. Помимо экономического превосходства, караимы превышали раббанитов-крымчаков и по численности. По некоторым статистическим оценкам, к концу XVIII в. раббаниты составляли лишь 25 % от общего числа иудейских подданных ханства, а караимы - 75.

Как уже упоминалось, именно в этот момент, вскоре после завоевания Крыма Османской Турцией в 1475 году, в Каффу прибывает большое количество евреев из других стран мира. Среди них были говорившие на идише ашкеназские (европейские) евреи, греко-, ладино-, джудезмо- и арабоязычные евреи из Византии, Испании, Италии, Востока, Кавказа и Руси. О разнородности раббанитской общины того времени неопровержимо свидетельствуют фамилии современных крымчаков. Так, фамилии Берман, Ашкенази (Ачкинази), Лехно и Лурье будут указывать на эмигрантов из Европы и России, фамилии Абрабен, Пиастро, Ломброзо, Тревгода и Чапичев - на переселенцев-сефардов из Италии и Испании, Гурджи и Токатлы - на Кавказ, Измирли и Мизрахи - на Восток, в частности Персию. Крымчакские фамилии, пожалуй, звучат экзотичнее и аутентичнее, чем фамилии каких-либо иных обитателей Крыма. Ряд фамилий указывал также на крымское происхождение их обладателей (Мангупли), профессию (Демерджи, Таукчи), религиозную принадлежность (Пейсах, Пурим, Рабену, Леви) и т.п.

Вскоре представители всех этих разнородных общин начинают сливаться в единое целое, пытаясь составить этно-конфессиональную общность на основе принадлежности к иудаизму талмудического образца. Важным фактором в процессе этого объединения становится усиливающаяся ориентализация общины, заимствование разговорного языка, одежды и повседневных обычаев у соседей - татар. Тем не менее, в начале XVI в. раббанитская община Каффы была поделена на несколько соперничающих землячеств, каждое из которых молилось по отдельному ритуалу Для примирения этих различных течений потребовался авторитет Моше а-Голе, выработавшего универсальный для крымских еврейских общин молитвенник, получивший название "молитвенник ритуала Каффы" .

Окончательно все вышеупомянутые течения и землячества сливаются в единое целое в XVII - XVIII вв. Как и их собратья по иудаизму караимы, крымские евреи-раввинисты оказываются под сильным культурным влиянием татар, никогда не выходившим, впрочем, за рамки культурных, лингвистических и бытовых заимствований. Особенно важной частью этого влияния стал переход всех вышеуказанных еврейских общин из разных стран от их родных языков к разговорному крымчакскому диалекту (или, точнее, этнолекту) крымскотатарского языка. Крымчакский автор Нисим Леви Чахчир называл этот язык "татарским языком, на котором мы говорим между собой". В XVIII - XIX вв. на этом этнолекте был написан ряд светских произведений, сказок, песен и стихов, а также был осуществлен перевод некоторых священных текстов с древнееврейского. Несмотря на развитие этого тюркского этнолекта, основным языком литургии, богослужения, деловой переписки, надгробных эпитафий, научных и теософских трудов до начала ХХ в. продолжал оставаться иврит (древнееврейский).

В XVIII в. общину Карасубазара возглавлял Давид бен Элиэзер Лехно (умер в 1735 г.), автор введения к "молитвеннику ритуала Каффы" и сочинения "Мишкан Давид" ("Обитель Давида"), посвященного грамматике древнееврейского языка. Высокообразованный ученый, Давид Лехно сочинил также и историческое произведение - монументальную историческую хронику на древнееврейском "Девар сефатаим" ("Речение уст"), посвященную истории Крымского ханства. К сожалению, это сочинение по сей день так и не было полностью переведено ни на один из европейских языков. Еще при жизни Лехно, в 1734 году, в караимской типографии в Чуфут-Кале был опубликован раббанитский молитвенник по каффинскому ритуалу. Следует отметить, что на протяжении веков взаимоотношения между крымскими раббанитами и караимами, несмотря на ряд решительных религиозных противоречий, были весьма дружественные и добрососедские - общины часто помогали друг другу, осознавая свое сходство по религиозной принадлежности. Лишь в XIX в., в основном вследствие выделения караимов из общей массы иудейского населения Российской империи, а также деятельности А. С. Фирковича, эти отношения стали резко ухудшаться.

По статистическим оценкам М. Куповецкого, ко времени присоединения Крыма к России тюркоязычная раввинистическая еврейская община Крыма составляла около 800 человек. Начиная приблизительно со второй половины XIX в. крымские евреи-раввинисты, чью историю освещает эта статья, начинают называть самих себя "крымчаками" - термином поздним и в достаточной степени условным. В XIX веке, по-видимому, вследствие низкого экономического уровня, крымчакская община пребывает в состоянии сильнейшего культурного упадка. Как свидетельствуют сами крымчаки в петиции к Александру I в 1818 году, среди них не было ни одного человека, который бы владел русским языком! В результате, по данным обнаруженных Д. Шапира архивных документов, для написания прошений к российской администрации крымчаки часто вынуждены были нанимать караима. Фирковича, несмотря на то, что последний часто требовал с них расплаты за свои канцелярские услуги в виде дорогостоящих книг и рукописей. Более того, крымчаки вынуждены были прибегать к помощи А. Фирковича даже после 1839 года, когда тот с помощью полицейских отобрал у них рукописные собрания, хранившиеся в генизах (хранилищах для пришедших в ветхость священных книг) синагог в Феодосии и Карасубазаре. Несмотря на то, что нельзя не осуждать с этической точки зрения подобные действия А. Фирковича, фактически ограбившего бедную крымчакскую общину, нельзя забывать и о том, что только лишь благодаря этому уцелели важнейшие рукописные документы, ныне хранящиеся в Санкт-Петербурге.

Ситуацию с образованием в крымчакской среде значительно поправила деятельность Хаима Хизкиягу Медини (1832-1904 гг.), раввина в Карасубазаре в 1866-1899 годах. Уроженец Иерусалима, приглашенный в Крым из Турции, Медини поднял на более высокий уровень религиозное образование в общине, несколько изменив его. После отъезда Медини в Палестину в 1899 году, ряд крымчаков последовал за ним в святую землю Израиля. Образовавшаяся там крымчакская община имела свою синагогу в Тель-Авиве, функционировавшую вплоть до 1981 года. В 1921-1922 годах, спасаясь от голода и невзгод послереволюционного времени, в Палестину эмигрировало еще около 200 крымчаков.

В ХХ в. выдающимся просветителем крымчаков был И. С. Кая (1887-1956 гг.), выпускник одного из самых прогрессивных еврейских учебных заведений того времени - Виленского еврейского учительского института, составивший несколько прекрасных учебников крымскотатарского языка, использовавшихся как татарами, так и крымчаками.

В 1912 году в Российской империи проживало семь с половиной тысяч крымчаков, а незадолго до начала Великой Отечественной войны - около десяти тысяч. Большинство из них проживало в Симферополе, Карасубазаре, Керчи, Феодосии и Севастополе. В советское время крымчаки стали постепенно осваивать русский язык, не забывая, тем не менее, и своего крымчакского этнолекта. Основным центром проживания крымчаков в это время становится Симферополь. Расцвет крымчакской общины в Крыму прервали кровавые руки нацистских палачей. В ходе уничтожения еврейского населения Крыма были зверски убиты около 70-80 процентов крымчакского населения Крыма.

Удар, нанесенный по общине, был столь силен, что она так и не смогла от него оправиться. После войны в Крыму насчитывалось около 700-750 крымчаков, в 1959 году во всем Советском Союзе - две тысячи, в 1989 - 1448. В связи с тем, что по современному законодательству государства Израиль крымчаки и караимы подлежат закону о репатриации еврейского населения, за последние годы многие крымчаки выехали в Израиль. В отличие от караимских эмигрантов, крымчаки не составляют в Израиле отдельной общины, смешиваясь там с остальным еврейским населением страны. В настоящий момент крымчакское население Крыма составляет всего 204 человека.

М. Б. Кизилов, Х.Х. Медини



Крымчаки - это малая этническая группа, ранее в основном проживавшая в Крыму. Их отличительными особенностями остаются исповедование ортодоксального иудаизма и общение на крымчакском языке. Ученые-этнологи, как и сами крымчаки, полагают, что их происхождение берет корни от тюркского народа или же от евреев. Окончательного ответа на вопрос о происхождении крымчаков пока нет.

Нация

Одна из версий о предположительном происхождении крымчаков, гласит, что народ произошел от евреев, которых изгнали на Крымский полуостров римляне при императоре Адриане. Эту теорию частично подтверждает известный у крымчаков деятель Пейсах. Он утверждал, что крымчаки произошли от прозелитов, которые приняли иудаизм от переселившихся в Крым евреев. Если принять во внимание исследования антрополога Вайсенберга, то можно прийти к неоднозначному выводу: крымчаки отчасти произошли от хазаров, которые, в свою очередь, являются тюркоязычным народом. На формирование народа оказала влияние близость к европейским собратьям. Так, среди крымчаков распространена фамилия Пиастро, что напрямую указывает на связь с выходцами из Италии.
В связи с отсутствием обобщающих работ этнографы затрудняются дать однозначное определение крымчакам. Однако одно можно утверждать наверняка - наиболее близкими и связанными с их происхождением являются хазары и караимы.

История

История крымчаков во многом повлияла на современную жизнь народа. Она характеризовалась гонениями на людей и завоеваниями Крымского полуострова. Это основные причины, по которым сейчас крымчаки считаются малочисленной группой. В период с середины и до конца 19 века крымчаки находились под влиянием известного иерусалимского деятеля Хаима Медини, который серьезно повлиял на становление культуры современных крымчаков. Именно он создал описание традиций народа, основал ряд школ и одну религиозное учебное заведение, которое иудеи называют иешивой.
До Хаима Медини крымчаки практиковали многоженство, часто люди женились и выходили замуж за родственников. В семьях царил патриархат. Все эти особенности сохранялись до конца 19 века.
Важную роль в жизни крымчаков сыграл генерал-губернатор А. Строганов. Благодаря ему царское правительство позволило крымчакам приобретать землю в собственность. Благодаря этому постепенно бедная община стала улучшать условия быта.

Жизнь


Благодаря положительному влиянию еврейских и русских деятелей условия жизни крымчаков с начала 19 века начали улучшаться. Люди занимались ремеслами, связанными с изготовлением кожаных изделий. Крымчаки прослыли на полуострове хорошими мастерами, изготавливающими обувь, шапки, сафьяны. Постепенно начала развиваться и мелкая торговля. Сейчас крымчаки активно занимаются огородничеством, выращивают виноград, ведут садоводческую деятельность, которая помогает поддерживать торговлю. Крымчаки в Израиле и в Крыму участвуют в производстве вин. Часть отправляется на экспорт. Некоторые семьи занимаются скотоводством.

Где живут (Территория)

По нынешним оценкам, численность крымчаков составляет полторы тысячи человек. Примерно половина проживает в Израиле, туда люди репатриировались в 90-х годах прошлого века. Около 250 человек проживают в Крыму, 370 человек - на территории России, 126 человек - на Украине.

Еда


Еда крымчаков за последние десятилетия стала весьма разнообразной. Голодные годы ушли в прошлое, поэтому люди питаются обильно.

  1. Крымчаки с давних времен разводили голубей, которых употребляли в пищу. Распространенным блюдом был голубиный кубете - пирог, начиненный фаршем, приготовленным из птицы.
  2. Крымчаки любят пшенку, однако это вовсе не та каша, о которой можно было подумать. В понимании крымчаков пшенка - вареная кукуруза. Варят ее обязательно в больших кастрюлях с эмалированной поверхностью и на бульоне. В него добавляют листья и варят так не менее двух часов. Крымчаки едят кукурузу горячей, почти обжигающей, втирают соль и смазывают сливочным маслом.
  3. Из сладостей крымчаки едят варенье, приготовленное с использованием чайной розы, айвы, абрикоса, белой черешни. В пищу употребляют мелкие крымские сливы. Хотя сейчас последние стали редкостью.
  4. Излюбленный напиток - буза. Готовится он из пшена и по вкусу напоминает квас, но пощипывает язык гораздо сильнее.

Наиболее распространенными блюдами крымчакской кухни являются:

  • Баклажаны с мясом;
  • Запеканка кайгана с баклажанами и яйцами;
  • Каших - пельмени на бульоне;
  • Бохчачих - мучное блюдо с добавлением яйца, масла, толчеными орехами, изюмом и медом.

Самое сытное кушанье, которое готовят крымчаки - кавурма. Готовят его традиционно в глубокой чугунной сковороде или казане. Сытность блюда обеспечивается добавлением жира. Повар не должен скупиться также на лук и перец, чтобы блюдо получилось достаточно жгучим. Готовят кавурму на малом огне, едят с картофелем, домашней лапшой или рисом. Главным ингредиентом кавурмы, безусловно, является свежая баранина или говядина, которую важно хорошо промыть и мелко нарезать.
Знаменитый кубете, о котором мы уже упомянули выше, необязательно должен готовиться из голубятины. Начинкой пирогу послужит баранина с картофелем или говядина. Только настоящий кубете должен быть сытным. Поэтому бараний жир - обязательный ингредиент. Крымчаки добавляют в блюдо пастернак и зеленый лук, а само мясо может содержать хрящи, поэтому есть есть пирог надо осторожно.

Одежда

Традиционный мужской костюм включает синий архалук, представляющий собой широкий халат. Его стягивают поясом, украшенным серебром, если человек богатого происхождения. На поясе держат маленький кинжал и медную чернильницу. Шапка делается из шерсти баранов, поверх халата надевают пиджак-пальто, на ногах для защиты от ветра носят брюки. Обувь у крымчаков двойная - на мягкие сапоги надевают твердые галоши из натуральной кожи.
Одежда девушек более яркая и способна удивить красивыми орнаментами. Крымчачки надевают на ноги шаровары с подвязками. Наиболее примечательная деталь гардероба - кафтан с богато украшенными рукавами. Поверх него носят кружевной передник из шелка. Головные уборы девушки носят с учетом возраста и социального статуса. Если крымчачка еще совсем юная, то она наденет феску лилового цвета, расшитую яркими нитями. Иногда такие шапочки украшают монетками. Молодая женщина должна носить платок с красиво оформленной вышивкой. Складывают его наискось, что придает наряду шарм. Молодая замужняя девушка обязана надевать свой наряд каждый раз, когда показывается на люди. Женщины всех возрастов любят украшения, поэтому их им дарят на особые случаи, например, свадьбу.

Жилище


Традиционным жилищем крымчаков считается дом из бутового камня. В таких дпостройках стены обмазываются раствором из глины, а для побелки используют известь. Окна по обыкновению выходят во двор, ведь крымчаки никогда не стремились показывать свой быт посторонним. В доме одна-две комнаты, кухня, быт скромный, но обстановка уютная.
Если верить И.С. Каю, во многом дома крымчаков похожи на те, в которых жили татары. Земляные полы устилались войлочными коврами, а вокруг стен располагали миндеры - своеобразное подобие тюфяков. Подушки служили главными элементами декора и расшивались хозяйками вручную. В комнате ставили маленькую софру - столик, специально предназначенный для семейной трапезы. Днем в комнате ели и отдыхали, а ночью спали, раскладывая матрасы. Постельное белье складывали в отдельную нишу. Матрасы, одеяла и постельное белье формировали в июки, которые накрывали белыми покрывалами. В наши дни крымчаки все чаще обставляют свои дома на современный лад, используя кровати, кухонные ящики, стулья и шкафы. Конечно, наиболее религиозные жизненный уклад практически не меняют в соответствии с предписаниями.
Несмотря на то, что крымчаки являются малочисленным народом, о них уже известно достаточно много. Как и самаритяне, эти люди стараются достигать в жизни как можно большего. Они понимают, что необходимо проявлять упорство и много трудиться, чтобы достигнуть процветания. Сейчас условия их жизни в разных странах в целом можно назвать комфортными, а жизненный уклад больше напоминает общинный.
Чтобы лучше узнать о жизни крымчаков, можно посмотреть видеоролик, в котором подробно рассказывает о народе, его происхождении и жизни в наши дни.

В документах крымских ханов до захвата полуострова Россией (1783) члены общины именуются иех удилер , то есть «евреи»; так же обозначаются и караимы. Различие между этими двумя группами не проводится ни в документах европейских колоний в Крыму , ни в книгах европейских путешественников, посещавших Крым в средние века. В разговорном языке крымских татар крымчаки назывались зюлюфлю чуфутлар (`евреи с пейсами`), а караимы - зюлюфсюз чуфутлар (`евреи без пейсов`). О языке крымчаков, близком крымско-татарскому языку, см. Крымчакский язык .

Расселение

В 14–16 вв. главным центром крымских евреев-раббанитов являлся город Каффа (ныне Феодосия); однако уже в конце 18 в. большинство евреев проживало в Карасу-Базаре (ныне Белогорск), который продолжал оставаться основным центром крымчаков вплоть до середины 1920-х гг., когда большая их часть переселилась в Симферополь .

Согласно переписи, проведенной турками во времена султана Сулеймана I (1520–66), в Каффе жили 92 еврейские семьи и один еврей-бобыль, то есть, согласно принятым демографическим критериям, - около 460 человек. Общее число крымчаков достигало тогда 500–700 человек. Согласно русским официальным данным конца 18 в., в Карасу-Базаре было 93 еврейских дома, то есть около 460–470 душ. К началу 19 в. в Крыму жили около 600 крымчаков. В петиции Александру I (см. выше) говорится о 150 дворах, то есть о 750 душах. Из 2837 евреев-раббанитов, проживавших в Крыму в 1847 г., подавляющее большинство составляли крымчаки. Перепись 1897 г. определила 3345 крымчаков, проживавших в Крыму; на Черноморском побережье Кавказа проживало еще 153 еврея-раббанита, говоривших на «татарско-турецком» языке.

С конца 19 в. началось расселение по другим городам Крыма крымчаков, до того сосредоточенных в Карасу-Базаре (в 1897 г. - 1912 человек). В 1890-х гг. в Симферополе проживало около 100 крымчаков, в Бахчисарае - около 200. В 1902 г. было отмечено присутствие крымчаков в Феодосии, Алуште, Ялте, Евпатории и Керчи . По-видимому, в конце 19 в. - начале 20 в. небольшое число крымчаков переселилось в Эрец-Исраэль.

В 1912 г. число крымчаков достигло 7,5 тыс.. Из них в Карасу-Базаре проживало 2487 человек, примерно столько же - в Симферополе, 750 - в Феодосии, 500 - в Керчи, 400 - в Севастополе, остальные - в 28 других городах Крыма и Кавказа. Советская перепись 1926 г. отмечает уменьшение численности крымчаков: во всей стране их насчитывалось 6383 человека, из них шесть тысяч - в Крыму. Уменьшение численности крымчаков связано с гражданской войной и голодом 1921–22 гг., во время которого погибло около 700 членов общины, а также с эмиграцией в Эрец-Исраэль (около 200 человек) и США (около 400 человек). Согласно этой переписи, 98,4% крымчаков жили в городах, 74,1% объявили крымчакский язык родным.

Ввиду общего уменьшения еврейского населения в Крыму (45 926 человек) процент крымчаков в нем вырос с 11,7 (1897) до 13,1 (1926). Основная концентрация крымчаков приходилась на Симферополь. Перед нападением Германии на Советский Союз (1941) число крымчаков приближалось к 9,5–10 тыс. Большинство их, как и прежде, проживало в Симферополе, Карасу-Базаре, Керчи, Феодосии и Севастополе; 500–700 крымчаков - на Черноморском побережье Кавказа (Новороссийск, Сухуми); 200–300 - по всей территории Советского Союза, в основном в его европейской части.

Подавляющее большинство крымчаков было уничтожено гитлеровцами в 1941–42 гг. В 1948 г. десять крымчаков (две семьи) проживали в Карасу-Базаре, 150 - в Феодосии, 100 - в Керчи, 400 - в Симферополе, и несколько - в Евпатории, Севастополе и Джанкое. Во всем Крыму насчитывалось 700–750 крымчаков. В целом по окончании Второй мировой войны в Советском Союзе осталось в живых не более 1,4–1,5 тыс. крымчаков. Гитлеровцы уничтожили около 3/4 этой общины; около тысячи крымчаков находились в Эрец-Исраэль и США.

По данным советской переписи 1959 г. из 1,5 тыс. крымчаков лишь для 189 родным языком продолжал оставаться крымчакский. По переписи 1970 г. из евреев Крыма 71 человек в качестве родного языка назвали не русский, не украинский и не идиш. Возможно, это были крымчаки, которые все еще говорили на родном языке. В 1970–80 гг. численность крымчаков, по некоторым данным, сократилась не менее чем на 15%, то есть снизилась до 900 человек; однако по другим оценкам она составляла в 1982 г. около двух тысяч человек. Остатки общины быстро растворяются в окружающем русском и украинском населении.

В конце 19 в. - начале 20 в. группа крымчаков, переселившаяся в Эрец-Исраэль, усвоила сефардский молитвенный толк (носах сфаради ). До 1981 г. в Тель-Авиве существовала крымчакская синагога . В Израиле крымчаки в основном смешались с остальным еврейским населением и не образуют отдельной общины. Подавляющее большинство крымчаков, эмигрировавших в США, смешалось там с евреями-ашкеназами.

История евреев Крыма

Хотя уже в 13 в. часть евреев Крыма стала тюркоязычной, а окончательное оформление крымчаков как особой этнолингвистической группы произошло в 14–16 вв., согласно мнению ряда историков (в том числе С. Дубнова), существует прямая преемственность этой общины с древнейшим еврейским населением Крыма.

Боспорский период

Появление евреев в Крыму связано с эллинистической колонизацией берегов Черного моря (2–1 вв. до н. э.). Очевидно, евреи прибыли в Крым из Малой Азии. В то же время не исключено переселение евреев в Крым с Кавказа (через Таманский полуостров) со времен ассирийского и вавилонского пленения (7–6 вв. до н. э.).

Первые свидетельства о евреях в Крыму относятся к 1 в. н. э. Это, в основном, документы об освобождении рабов их владельцами-евреями и надгробные надписи, обнаруженные главным образом в юго-восточной части Крыма и на Таманском полуострове, входивших в Боспорское царство.

Документы об освобождении рабов (1 в. - первая половина 2 в. н. э.) обязывают их регулярно посещать синагогу под контролем еврейской общины. Таким образом, эллинизированные еврейские общины Боспорского царства, свободные от преследований и ограничений, пополнялись за счет обращения в иудаизм освобожденных рабов. Кроме того, к еврейским общинам примыкали так называемые себоменой (по-гречески `почитатели`) - неевреи, частично исполнявшие предписания еврейской религии (см. Еврей , Иудействующие). Влияние еврейской религии сохранялось и в начале 4 в., о чем свидетельствует надпись о постройке синагоги в Пантикапее (ныне Керчь) одним из высших боспорских чиновников.

О занятиях евреев Крыма этого периода известно мало; по-видимому, они занимались в основном ремеслами и торговлей. Евреи состояли и на государственной службе, включая службу в армии (об этом свидетельствует надгробная плита 1 в. н. э. из Тамани). Надгробные памятники 3–4 вв., где наряду с греческими надписями имеется надпись на иврите , а также встречаются еврейские собственные имена и символы, свидетельствуют о частичном слиянии групп евреев, в меньшей степени подвергшихся влиянию эллинистической культуры, с эллинизированными евреями - старожилами Крыма. Во 2–3 вв. евреи распространялись на запад вдоль южного побережья Крыма. В 300 г. евреи упоминались в Херсонесе (на юго-западе Крыма) в связи с восстанием местного населения против насильственного распространения христианства.

Вторжение гуннов (370-е гг.), разрушившее Боспорское царство, и возникновение на его развалинах Алано-Гуннского государства (существовало до начала 6 в.) способствовали дальнейшей деэллинизации евреев Крыма. Подтверждением этому являются надгробия этого периода, обычно безымянные, только с изображением семисвечника и других еврейских символов. В начале 6 в. территория бывшего Боспорского царства была занята Византией . Пребывание евреев в 7 в. на юго-востоке Крыма подтверждается свидетельством византийского хронографа 8 в. Феофана. В районе Тамани обнаружены еврейские памятники, датируемые 6–8 вв.

Хазарский период

В середине 7 в. большая часть Крыма была занята хазарами (см. Хазария), владения которых включали юго-восточный Крым (бывшая территория Боспорского царства), степи северного Крыма и горную область на юго-западе Крыма - Готию, частично населенную германским племенем готов. В начале 8 в. после продолжительных столкновений установился достаточно прочный мир между Византией, сохранившей в своих руках Херсон (прежде Херсонес), и Хазарией, под властью которой оказалась остальная часть Крыма.

Крым превратился в одну из западных пограничных областей Хазарского государства; возможно, что евреи Крыма сыграли значительную роль в процессе иудаизации хазар, завершившемся окончательным принятием иудейской религии (конец 8 в. - начало 9 в.) правящим слоем и частью населения Хазарского государства. Очевидно, в это время приняла иудаизм также часть крымских готов. Еврейское население Крыма увеличилось также за счет еврейских беженцев, в основном из Византии, где периодически происходили гонения на евреев (в 843 г., 873–874 гг. и 943 г.).

Большое влияние на еврейскую религию в Крыму (в частности на формирование так называемого «крымского ритуала») оказали византийские евреи-беженцы и поддержание связей с еврейским центром в Вавилонии. Видимо, в 909 г. в Каффе была построена самая древняя из всех известных на нынешней территории Советского Союза синагога. Некоторые источники упоминают ряд живших в Крыму составителей религиозных гимнов (пайтаним ; см. Пиют), например, Аврах ам бен Симха х а-Сфаради (вторая половина 10 в. - 1027 г.). Среди занятий еврейского населения источники упоминают выделку шелка, окраску тканей и торговлю.

С середины 9 в., в связи с вторжением угров (венгров), печенегов и славян Киевской Руси, а также с возобновлением войн с Византией, власть хазар в Крыму ослабевает. Гонения на евреев в Византии (932–936) принудили многих из них бежать в Хазарию. Война (примерно 940–941 гг.) между Русью, подстрекаемой Византией, и Хазарией привела к отвоеванию южной и юго-западной частей Крыма (вплоть до Херсона) хазарским войском во главе с полководцем Песахом. Попытки византийской церкви обратить евреев Крыма в христианство не увенчались успехом.

Хазарский царь Иосиф в письме к Хисдаю Ибн Шапруту (960?) утверждал, что он властвует, среди прочего, над 12-ю поселениями в Крыму и на Тамани. Наиболее значительные еврейские общины были в городах Самкуш, или Самкерш (Тмутаракань), Судак, Мангуп (Дорос). Персидский географ Ибн ал-Факих ал-Хамадани (начало 10 в.) называет город Самкуш «еврейским». Кроме того, известны крупные еврейские общины в городах Солхат (бывший Фуллы, ныне Старый Крым), Феодосия (Каффа) и Херсон (где еще в 861 г. проповедник православия Кирилл застал сложившуюся еврейскую общину, которая включала и принявших иудаизм хазар), очевидно, не находившиеся под хазарским управлением.

После поражения, нанесенного хазарам князем Святославом в 965 г., начинается упадок Хазарского царства. В 1096 г. византийский император Алексей I распорядился изгнать из Херсона всех евреев и конфисковать их имущество. Херсонские изгнанники осели, по-видимому, в невизантийских районах Крыма. Но и через 60–70 лет евреи все еще населяли его византийскую часть. Биньямин из Туделы сообщает о существовании общины евреев-раббанитов в городе Согдия (ныне Судак) - одном из важнейших Крымских портов. В эту эпоху еврейство Крыма фактически являлось периферийной частью общины романиотов , родным языком которой был греческий.

Исповедовавшие иудаизм хазары, по-видимому, растворились в еврейском населении Крыма. Среди евреев-иммигрантов были также караимы. Путешественник Птахия из Регенсбурга (в 1175? г.) подтверждает существование в районе Азовского моря групп евреев, обычаи которых тождественны обычаям караимов. Еврейство Крыма продолжало поддерживать связи с еврейством Византии и стран ислама. Об этом свидетельствует отклик евреев Крыма на мессианское движение Давида Алрои (начало 12 в.).

Татарский период

В 1239 г. степная часть Крыма была занята татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды. На южном побережье Крыма с 1266 г. обосновались генуэзские колонии - Каффа (Феодосия), Судак, Балаклава, Воспоро (Керчь). Генуэзцы называли Крым (в особенности восточный) «Газария» (Хазария). В юго-западном Крыму (бывшая Готия) существовало до 1475 г. христианское княжество Феодоро. Благодаря генуэзским колониям Крым становится важным центром торговли, привлекшим к себе значительное число еврейских иммигрантов из стран Востока (Персии, Малой Азии, Египта) и Запада (Италии, затем Испании).

Экономическое процветание еврейских общин способствовало их культурному подъему. Книга Аврах ама Кирими (то есть Крымского) «Сфат х а-эмет» («Язык истины», 1358) является первым дошедшим до населения оригинальным произведением евреев Крыма. Это комментарий к Пятикнижию , написанный с рационалистических позиций. Книга Кирими создана по просьбе его ученика и друга караима Хизикиях у бен Элханана, что свидетельствует о дружественных отношениях между раббанитами и караимами в этот период в Крыму. Значительное влияние на А. Кирими оказал романиотский теолог Шмария Икрити (1275–1355). Согласно некоторым источникам, Солхат, город, в котором родился и жил А. Кирими, был в то время важным центром еврейского рационализма.

С 14 в. общины караимов сосредоточились в Чуфут-Кале (на иврите Села х а-иех удим) и Мангупе - столице княжества Феодоро, тогда как большая часть евреев-раббанитов проживала в Солхате, а позднее - в Карасу-Базаре. Однако крупнейшая еврейская община Крыма была в Каффе, где жили как раббаниты, так и караимы.

С середины 15 в. усиливается натиск новообразованного Крымского ханства и Турции на генуэзские колонии в Крыму. Пытаясь уменьшить столкновения между различными национально-религиозными группами в колониях, которые приводили, в частности, к попыткам насильственного крещения евреев и грабежа имущества, генуэзские власти издали в 1449 г. устав для черноморских колоний, один из разделов которого подтвердил свободу и безопасность исповедания всех религий, в том числе и еврейской. И в последующие годы, вплоть до захвата Каффы турецкими войсками (1475), инструкции из Генуи предписывали не вмешиваться в дела евреев.

Еще до занятия Каффы турками некоторые евреи города завязывали связи с двором Крымских ханов в Солхате. Один из них, купец Хозя Кокос, был в 1472–86 гг. посредником в переговорах между великим князем Московским Иваном III и Крымским ханом Менглы-Гиреем, причем часть переписки велась на иврите. В русских и генуэзских источниках упоминается также князь Таманский Захария, которого в Московском государстве, ведшем с ним переговоры (конец 15 в.), считали евреем.

С конца 15 в. в Крым стали прибывать евреи из Литовского государства - как захваченные в плен татарами во время нападений на Литву, так и изгнанные оттуда в 1495 г. Среди плененных в 1506 г. был раввин Моше бен Я‘аков из Киева (Моше х а-Голе, 1448–1520?, см. ниже).

Столетия татарского господства в Крыму привели к значительной ориентализации евреев Крыма. Они в значительной мере переняли язык, обычаи и нравы татар-мусульман. Уже в 13 в. часть евреев Крыма перешла на тюркский язык. Библия была переведена на крымчакский язык. Упадок торговли привел к увеличению удельного веса ремесла и сельского хозяйства среди занятий евреев Крыма. В Мангупе и Чуфут-Кале многие евреи занимались выделкой кож и горным огородничеством, в юго-западном Крыму и около Каффы - садоводством и виноградарством.

Для защиты личности и имущества от посягательств местных феодалов евреи-купцы получали так называемые ханские ярлыки (грамоты). Первые ярлыки, выданные евреям Карасу-Базара и Чуфут-Кале, известны с конца 16 в. - начала 17 в., но, очевидно, они выдавались и раньше. Специфичным для крымских евреев было посредничество при выкупе еврейских пленных (см. Пленных выкуп), захваченных татарами при набегах на Польско-Литовское государство, и предоставление убежища евреям-изгнанникам (в том числе бежавшим от резни 1648–49 гг. на Украине; см. Б. Хмельницкий).

На протяжении всей своей истории крымчаки ассимилировали евреев, выходцев из других общин: из Вавилонии, Византии, Хазарского царства, Италии и с Кавказа (см. Грузинские евреи), а также ашкеназов, которые попали в Крым в числе пленников, захваченных татарами, или бежали от погромов, а позднее переселялись в Крым по экономическим причинам.

О различном происхождении крымчаков свидетельствуют их фамилии, большинство из которых характерны для евреев тюркоязычных стран (Демарджи, Кая, Колпакчи, Бакши, Куюмжи, Женгин и другие); некоторые указывают на связь с Малой Азией (Токатли, Ханбули, Измерли) или с Кавказом (Абаев, Гурджи); другие - на происхождение из Италии и Испании (Абрабен, Анджело, Конфино, Ломброзо, Пиастре, Манто, Чепиче, Конорто, Тревгода). Имеются фамилии ашкеназского происхождения: Берман, Варшавский, Вайнберг, Лурье, Зельцер, Фишер, Лехно, Соловьев и другие. Некоторые фамилии несут в себе иврито-арамейский элемент: Рофе, Шамаш, Бахур, Нееман, Гибор, Хахам, Песах, Пурим, Раббену, Бен-Товим, Кох ен, Леви, Шалом, Мизрахи, Ашкенази, Рабби и другие.

До завоевания Крыма Россией все группы евреев-раббанитов, попадавшие в Крым, сливались с общиной крымчаков (лишь в 19 в. - начале 20 в. в Крыму сложилась отдельная ашкеназская община). Смешение в Крыму выходцев из разных общин привело к возникновению там особой формы молитв, обряда, включающего элементы, характерные для различных толков (минх аг Каффа ). Традиции крымчаков испытали сильное влияние различных течений еврейской мистики: Хасидей Ашкеназ , каббалы (Зох ар , лурианской и в особенности практической). Примирению различных толков и выработке единой формы обряда способствовало появление в Крыму рабби Моше бен Я‘акова из Киева (Моше х а-Голе), который составил новый молитвенник «Махзор минх аг Каффа» и установил правила общинного устройства.

Крымчакский молитвенный толк окончательно оформился в 16–17 вв. под преобладающим влиянием Константинополя и Эрец-Исраэль. В 18 в. еврейскую общину Карасу-Базара возглавлял видный талмудист Давид Лехно (умер в 1735 г.), автор введения к молитвеннику «Махзор минх аг Каффа», содержащего информацию о жизни и обычаях крымчаков, и сочинений «Мишкан Давид» («Обитель Давида»), посвященных грамматике языка иврит, и «Двар сфатаим» («Речение уст») - хроника крымских ханов.

Российский период

Успешная борьба караимов против применения к ним антиеврейских законов Российской империи (см. Караимы) и переселение их из старых разрушенных городов-крепостей в другие районы Крыма, обусловленное экономическими причинами, способствовали полному разрыву между караимами и крымчаками.

В 1866–99 гг. главным раввином Карасу-Базара был уроженец Иерусалима Хаим Хезекия Медини (1832–1904), деятельность которого весьма способствовала повышению духовного и культурного уровня общины крымчаков. При нем усилилось влияние сефардов на крымчаков. Он внес ряд изменений в обычаи общины, основал несколько школ и иешиву. В монументальном многотомном труде «Сдей хемед» («Поля красоты») Медини подробно описал традиции крымчаков и дал собственные такканот . В 1899 г. Медини вернулся в Эрец-Исраэль, где издавал религиозную литературу с переводом на крымчакский язык.

Существовавшее среди крымчаков многоженство исчезло к началу 19 в. Девушки выходили замуж в раннем возрасте; допускались браки между сравнительно близкими родственниками (например, между дядей и племянницей). Вдовы не вступали во второй брак, так как муж и жена считались неразлучными и после смерти. Свадебные обряды отличались некоторыми особенностями. Быт крымчаков напоминал быт крымских татар. Патриархальный порядок в семье сохранился до конца 19 в.

Среди крымчаков были распространены различные суеверия, связанные с усиленными занятиями каббалой. Однако особое значение крымчаки придавали добрым делам, почитая первой и важнейшей заповедью «возлюби ближнего как самого себя». Среди них были широко распространены различные виды благотворительности, забота о вдовах и сиротах. Нищих среди крымчаков не было, бедняки получали от общины дрова, муку и свечи.

В 19 в. крымчаки были маленькой, очень бедной общиной, почти не затронутой европейским просвещением. Большинство крымчаков занималось ремеслами, меньшинство - земледелием, садоводством и виноградарством, лишь немногие - торговлей. Ввиду бедности община крымчаков Карасу-Базара в 1844 г. просила освободить ее от свечного сбора (см. Коробочный сбор). Просьбу власти не удовлетворили. В 1848 г. к карасубазарскому обществу присоединили феодосийское, но только по коробочному и свечному сборам. 140 крымчаков основали в 1840 г. сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ную колонию Рогатликой, однако в 1859 г. крымчаки - земледельцы этой колонии были переведены в статус мещан города Карасу-Базар, а их земли переданы русским переселенцам-христианам.

В результате заступничества новороссийского генерал-губернатора графа А. Строганова запрет евреям приобретать в Крыму земельную собственность не был утвержден царским правительством (1861). Отношение русской администрации к «евреям-талмудистам» Крыма было сравнительно мягким. Общине были предоставлены некоторые льготы в области налогообложения и рекрутчины. Уже в докладе новороссийского генерал-губернатора графа М. Воронцова министру внутренних дел (1843) содержится, наряду с характеристикой особенностей крымчаков, довольно положительная оценка их образа жизни.

Крымчаки создали богатый фольклор. Обнаружены сборники легенд, песен, загадок и пословиц общины («джонки»), написанные от руки еврейскими буквами и передававшиеся из поколения в поколение. Образцы фольклора крымчаков публиковались неоднократно в оригинале и в переводах на русский язык, идиш и иврит. Литература на крымчакском языке включает кроме фольклорных произведений главным образом переводы религиозных текстов. Самое большое собрание книг и рукописей на этом языке хранится в Публичной библиотеке имени М. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге .

Крымчаки в 20 веке

Лишь в начале 20 в. в Крыму впервые были открыты две начальные школы для детей крымчаков с преподаванием на русском языке - в Симферополе (1902) и в Карасу-Базаре (1903). С 1911 г. по 1921 г. директором школы был выпускник Виленского учительского института (первый крымчак, получивший высшее образование) И. С. Кая (1887–1956), который вел просветительскую работу среди крымчаков и написал много работ, посвященных их истории и этнографии. С приобщением крымчаков к русской культуре в начале 20 в. некоторые из них приняли участие в революционных движениях. Многих привлекло сионистское движение. Представители крымчаков были делегатами 7-го Съезда сионистов России (май 1917 г.).

После революции крымчаки подверглись тем же социально-демографическим процессам, что и другие еврейские этнолингвистические группы. Наряду со значительным повышением уровня образования крымчаков происходил процесс распада традиционного быта. Голод 1921 г. вынудил значительную часть общины Карасу-Базара (в том числе И. С. Кая) переселиться в Симферополь. Многие крымчаки, становясь врачами, инженерами, преподавателями, порывали связи с родной общиной. Ленинградский инженер М. А. Тревгода, крымчак по происхождению, - лауреат Государственной премии.

В октябре 1941 г. Крым был оккупирован германскими войсками. Лишь незначительной части крымчаков удалось эвакуироваться. Не будучи уверенными в принадлежности крымчаков к «еврейской расе», оккупационные власти запросили Берлин и получили ответ, что крымчаки должны быть уничтожены, как и другие евреи. Из 40 тыс. евреев Крыма, уничтоженных нацистами, около шести тысяч были крымчаки. Согласно отчету эйнзацгруппен D, за период с 16 ноября по 15 декабря 1941 г. в Западном Крыму было уничтожено 2504 крымчака. 11 декабря были расстреляны близ деревни Мазанка крымчаки из Симферополя; 4 декабря - крымчаки в Феодосии, тогда же были уничтожены крымчаки Керчи. 18 января 1942 г. в Карасу-Базаре около двух тысяч было умерщвлено газом в «душегубках».

Крымчаки сражались в рядах советской армии и партизанских отрядах. Среди многих крымчаков, погибших в боях, поэт Я. И. Чапичев (1909–45), которому было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В партизанских действиях отличились Я. Манто, С. Бакши и многие другие. Различными аспектами истории и этнографии крымчаков занимались П. Лякуб (?–1891), С. Вейсенберг , И. С. Кая, В. И. Филоненко («Крымчакские этюды», «Рочник ориенталистычны», 1972). Однако систематического исследования истории, культуры, языка и литературы крымчаков до сих пор нет. Житель Ленинграда Е. Пейсах, по происхождению крымчак, собрал большую коллекцию крымчакского фольклора и работал над составлением крымчакско-русского и русско-крымчакского словаря. Материалы по истории и культуре крымчаков собирали израильский ученый И. Керен (1911–81), сын И. С. Кая инженер Л. И. Кая (1912–88).

История крымчаков в советское время тесно связана с историей других этнолингвистических групп. В послевоенный период в Советском Союзе крымчаков тенденциозно определяли как особую «народность» смешанного, в основном нееврейского этногенеза. Остатки крымчаков подвергаются процессу быстрой ассимиляции , лишь в незначительной степени сохраняя свои этнические особенности и самосознание.

КЕЭ, том: 4.
Кол.: 603–612.
Издано: 1988.

Кто-то называет караимов религиозной сектой, возникшей на почве иудаизма, кто-то убеждён в существовании отдельного этноса, со своими корнями и прошлым. Ну а кто-то сейчас впервые слышит о такой народности, и надеемся, не без любопытства прочтёт эту статью. Так или иначе, караимы существуют. И хотя их остается всё меньше, мы искренне убеждены, что этот древний народ, как и любой другой, достоин намного большего, чем просто наше внимание. Возможно, это даст ему шанс на выживание и продолжение рода. При условии, что наши читатели и вообще пользователи сети, жители страны, да все мы станем интересоваться проблемами исчезающих этносов. Знаете, когда читаешь, а особенно непосредственно знакомишься с древними народами и религиями, прикасаясь к истории, возникает твёрдое убеждение, что спасать нужно не только амурских тигров и китайских панд.

Общее число караимов на планете на рубеже нынешнего столетия составляло около 2000 человек. Сейчас точно сказать невозможно, как изменилась ситуация за последние 15-16 лет с момента последней переписи. Да и та перепись была весьма приблизительной. Возможно, их было лишь немногим больше двух тысяч. Основные регионы проживания ограничены территорией стран бывшего СССР: Россия (в основном Крым), западная Украина, Литва, Казахстан, Израиль. Караимы держатся общинами, поэтому случаи единичного расселения по другим странам редкость.

Примерно тысячу лет назад стали появляться первые письменные упоминания о них, как о самостоятельной этногруппе. Позже караимов стали считать религиозным ответвлением от иудаизма. И действительно, их вероисповедание очень схоже с основными принципами иудеев (евреев). Хотя эти народы имеют абсолютно разные корни. Иудеи семитского происхождения, караимы тюркского. Ближайшими родственниками караимов сейчас являются крымчаки. Также не превосходящий их по численности народ, но с гораздо более обширной географией расселения. Причём сами крымчаки, исповедуя иудаизм, никак не могут прийти к общему знаменателю в вопросах своих истоков. Половина из них уверены в еврейских корнях, а половина в тюркских. Одно можно утверждать с точностью - крымчаки больше евреи по крови, чем караимы. Но в обоих есть примесь кровь тюркских народов, хазар, татар, турок и др.

Как и для всех иудеев, Вторая мировая война стала особой личной трагедией этих народов. Однако в самом Крыму больше досталось именно крымчакам. После изгнания фашистов с полуострова в живых осталась лишь пятая часть от прежнего их числа. Караимов немцы и их пособники также повсеместно причисляли к евреям, и немало расстреливали вместе с ними. Но в Крыму их несколько обезопасило то, что по инициативе евпаторийского политического деятеля С. Э. Дувана и при содействии религиозных общин Германии, народ караимов был официально признан отдельной самостоятельной ветвью тюркских этносов, не имеющей прямого отношения к евреям, кроме религии. Тем не менее только на территории Крыма немцами было расстреляно до шести тысяч представителей обоих этнических групп.

На данный момент большая часть и тех и других проживает в Крыму. Хотя первенство по крымчакской этнолингвистической группе держит Израиль, где их проживало более 650 человек согласно данным на 2004 год. Многие из них активно эмигрировали в восьмидесятые-девяностые годы по программам репатриации. Примечательно, что и караимы и крымчаки, особенно молодежь последнего поколения, активно и полностью ассимилируются именно в Израиле, забывая о культуре и самобытных традициях, теряя индивидуальность. Это также не способствует сохранению этноса. Так что настоящих караимов и крымчаков сейчас, пожалуй, можно встретить только в культурно-просветительских центрах Крыма.

Уже много лет Караимская община Крыма поддерживает и бережно хранит свою историю и традиции. Ещё с начала позапрошлого века в Евпатории открыт духовно-просветительский центр Караимов всей России, где нередко можно встретить и крымчаков. При центре действует религиозная школа, а в его состав входит благоустроенный храмовый комплекс с музейными экспонатами.Под храмами подразумевают наличие двух молитвенных домов - Большой и Малой кенасс, оформленных в традиционно-национальном стиле. Есть также несколько внутренних двориков, тщательно воссозданных и используемых сейчас в религиозных обрядах согласно прямого назначения. Среди них «ритуальный», «мраморный», «двор ожидания перед молитвой», «мемориальный» и «виноградной лозы». Это всё очень, красивые, уютные и святые для караимов места, издревле почитаемые не только местной общиной, а всеми представителями народа.

При общине действует благотворительная столовая. А также кафе национальной кухни для туристов. В пятидесятых годах девятнадцатого века император Всероссийский Александр I в ходе своей поездки в Крым посещал духовный центр караимов в Евпатории. О чём с тех пор свидетельствует памятный мраморный обелиск с двуглавым орлом в одном из двориков. Все основные помещения и дворы духовного центра располагаются в ряд, по принципу анфилады, что создаёт ощущение дополнительного открытого пространства - сквозную перспективу. Общее декоративное оформление кенасс аккуратное, и можно сказать эксклюзивное. Использованы архитектурные стили эпохи ренессанса, с арочными элементами, пилонами, глухими аркадами. По краям аллей установлены мраморные плиты с именами выдающихся личностей, меценатов и филантропов. Некоторые решётки ворот и беседок выкованы два столетия назад. А растущей здесь виноградной лозе почти 175 лет. Вблизи городской черты есть караимское кладбище. А другие ближайшие кенассы находятся вблизи средневекового пещерного города Чуфут-Кале, что под Бахчисараем.

Кроме караимов и крымчаков иудейской веры есть среди посетителей центра и караимы-христиане. Ведь это не только дом общения с Богом, но и средоточие общих культурных ценностей. По определённым дням центр открыт для туристов и всех желающих. Здесь также действует постоянная выставка древних скульптурных элементов и образцов старинной письменности. Много табличек, частей скульптур и памятных надгробий на древнееврейском, татарском языках и их диалектах. Современные караимы почти растеряли живой караимский язык, и его всё реже можно услышать. Из-за обособленного проживания общин в разных странах три основных караимских диалекта мало похожи друг на друга. Самым распространенным на данный момент остался язык литовской общины - тракайский. Но крымские караимы стараются сохранить свои корни, из которых язык и письменность наиважнейшие. Их диалект, да и культура, очень многое впитали из быта и традиций крымских татар, турков, половцев-кыпчаков.

Интерес и уважение всех соотечественников к традициям малых народов - залог их дальнейшего существования, а возможно и возрождения. Находится культурный центр на территории старого города Евпатории по улице Караимской 68.

М. Паршин, Ю. Павлова /mirozor .ru /











Статьи по теме