Какой европеец открыл морской путь в индию. Кто открыл морской путь в Индию и когда это произошло? У мыса Доброй Надежды

По приказу короля Португалии Мануэля И в 1497 в Индию был снаряжен еспеди- цию, которую возглавил Васко да Гама. Он привлек в состав экипажа определенное количество преступников, осужденных на казнь, которым поручал выполнения опасных задач.

Добравшись порта Малинди, подвержены португальского короля впервые увидели корабли из Индии, а уже через три недели прибыли к заветной страны. Еще за три дня экспедиция подошла к большому городу Каликут (теперь Кожикоде), где европейцы приобрели пряности и драгоценные камни. Обратный была очень сложной: иссякли запасы продуктов, большое количество моряков умер от цинги. В Лиссабон в 1499 вернулся менее половины экипажа. Но результат был достигнут: теперь португальцы знали морской путь из Европы в Индию, благодаря которому их страна имела огромные прибыли в течение многих десятилетий.

Успехи португальских мореплавателей изрядно смутили Европу, особенно испанцев, которые тоже начали искать морской путь в Индию. Между тем ученые убеждались в том, что греки все же правы, утверждая, будто земля имеет форму шара. Итак, вскоре мореплаватели поняли, что, плывя на запад Атлантическим океаном, в конце концов можно добраться Восточной Азии.

Проект маршрута в Индию западным путем составил генуэзец Христофор Колумб. Сначала он пытался воплотить свои замыслы в жизнь в Португалии, но, получив отказ короля, 1485 перебрался в Кастилию, где добился аудиенции у Фердинанда V и Изабеллы.

Королева была поражена непоколебимой верой Колумба в свое путешествие, поэтому согласилась дать ему корабли и нужное снаряжение.

С августа 1492 из города Пал оса в море вышли три корабля: каравеллы «Пинта» и «Нинья» и флагманское судно «Санта-Мария».

Они шли на максимальной скорости днем ​​и ночью, однако прошло больше месяца, а земля до сих пор не появлялась на горизонте. Только 13 октября 1492 команда сошла на земную твердь первого открытого острова (Багамский архипелаг). Здесь жили простодушные люди с кожей медно-красного цвета. Европейцы сдались местным жителям посланцами богов.

Вблизи острова Гаити «Санта-Мария» села на риф, и путешественникам так и не удалось ее освободить.

Части команды пришлось остаться на этом острове, который Колумб назвал Эспаньолой. Поэтому в начале января 1493 назад отправились только «Пинта» и «Нинья». В Испанию Христофор Колумб привез нескольких индейцев, небольшое количество золота, невиданные растения и перья диковинных птиц.

Знаете ли вы, что …

плавания Колумба усилило конкуренцию между Португалией и Испанией. Пиренейские монархии решили поделить между собой все открытые и еще не известны земли. Разделение мира на сферы влияния закрепили Тордесильясский соглашением 1494. Согласно ей, разграничение было проведено по 270 миль в западном направлении от Азорских островов.

Португалия имела исключительное право на земли к востоку от этой линии, а Испания — на запад.

Португальцы несколько раз предпринимали попытку достичь Индии. В 1487 г. португальский король Жуан II направил двух офицеров, одному из которых удалось достичь цели экспедиции и отправить на родину ценные сведения. В результате плавания Б. Диаша был открыт мыс Доброй Надежды, его судно обогнуло Африку и вышло в Индийский океан. Следующая экспедиция к берегам Индии состоялась уже при новом португальском короле Мануэле I. К плаванию было подготовлено 3 основных корабля: «Сан-Габриэл», «Сан-Рафаэл» и «Берриу» и небольшое транспортное судно. Главным штурманом стал моряк, проплывший вместе с Б. Диашом, в его распоряжении были лучшие навигационные приборы и карты, имевшиеся у португальцев. В июле экспедиция под командованием Васки да Гамы покинула Лиссабон, некоторое время их сопровождал корабль Б. Диаша. В ноябре они достигли берегов о. Святой Елены, где рассчитывали на короткий отдых и починку судов, однако местные жители внезапно напали на моряков, а Васко да Гама был ранен стрелой в ногу. В конце ноября экспедиция с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и остановилась в бухте Мосселбай. К этому моменты транспортное судно полностью пришло в негодность, к счастью у местного населения им удалось приобрести провиант. После нескольких коротких остановок, в 1498 г. экспедиция достигла портового города Малинди, где была дружелюбно встречена местным правителем. На рынке португальцы обнаружили индийских купцов, и Васко да Гама нанял лоцмана для пересечения Индийского океана. Благодаря попутному муссону, португальские корабли быстро достигли берегов Индии, причалив к портовому городу Каликут, где местный правитель принял его и разрешил открыть торговую факторию.

Возвращение экспедиции домой

Через несколько месяцев, Васко да Гама отправился домой с грузом пряностей. В январе 1499 г. они прибыли в Малинди, где смогли пополнить припасы, к этому времени экипаж значительно поредел. В районе Момбасы пришлось сжечь «Сан-Рафаэл». В апреле с большим трудом они достигли островов Зеленого мыса, откуда более быстроходный корабль «Берриу» был послан в Португалию для доставки вестей об экспедиции. В это время скончался от болезни брат Паула да Гама, которого мореплаватель похоронил в монастыре Ангра-ду-Эроишму на о. Терсейра. В сентябре 1499 г. Васко да Гама на флагманском судне «Сан-Габриэл» вошел в лиссабонскую бухту. Всего на родину вернулось 55 участников экспедиции, больше сотни погибло от болезней и от столкновений с пиратами и туземцами.

Значение открытия

Это плавание по праву считается одним из наиболее известных в Эпоху великих географических открытий, т. к. впервые был проложен морской путь из Европы в Индию, что послужило толчком к развитию мировой торговли того времени. С этого момента именно морской, а не сухопутный путь становится настоящей транспортной артерией между Востоком (Китай, Индия) и Западом. За успешную экспедицию, португальский король Мануэл I удостоил Васко да Гама титулом «дона», а в 1502 г. присвоил званием «адмирала Индийского океана». После удачного плавания, Португалия стала развивать свой успех и каждый год к берегам Индии стала отправлять экспедиции, еще в двух принял участие и Васко да Гама, скончавшийся в Коччи (Индия) в 1524 г.

Открытие Индии – одно из величайших географических открытий в истории человечества. Его бы не было, если б европейцам срочно не понадобились прямые контакты со страной, откуда на континент привозили специи. Спор о том, кто открыл Индию, продолжается много столетий. Официальная версия такова – Васко да Гама во время своей экспедиции нашел путь в Индию.

Предпосылки экспедиции

Индия в конце 13 в. была для европейцев таинственной и очень далекой страной. Сведения о ее существовании доходили к жителям Европы через торговцев и мореплавателей. Поиск прямого пути в Индию стал актуальным в конце 13 в., когда распался Арабский халифат и монголы стали быстро покорять города и торговые центры, расположенные на Великом шелковом пути.

Если для арабов торговля была на одном из первых мест во внешней политике, то правители Золотой Орды не считали нужным развивать ее. Когда монголы захватили полностью Китай и Индию, тогда специи перестали поступать к королевским дворам. Огромные финансовые потери несли и арабы, которые монополизировали торговлю на Великом шелковом пути.

Еще одним фактором, оказавшим огромное влияние на поиск пути в Индию из Европы, была заинтересованность португальского короля. Поддержка монархии давало мореплавателям и финансовую, и моральную поддержку, и политическую защиту. Португалии новый путь в Индию был просто необходим, поскольку королевство располагалось вдали от торговых путей. Из-за этого страна не принимала участие в мировой торговле и не получала от нее никаких дивидендов. Таким образом, португальские монархи в 15 в., покровительствуя экспедиции Васко да Гамы, хотели пополнить государственную казну и укрепить международное положение.

Под флагом Лиссабона

Особенности географического расположения Португалии давало возможности изучать западное побережье Африки. Этим пользовался принц Португалии Энрике-Генрих Мореплаватель, который стремился найти морской путь в Индию. Интересно, что сам Энрике ни разу не плавал на корабле, поскольку страдал морской болезнью. Правда это или миф, неизвестно, но именно Энрике Мореплаватель вдохновил других мореплавателей и торговцев на походы к Африке и дальше ее западных окраин.

Постепенно португальцы достигли Гвинеи и других южных земель, привозя на родину золото, рабов, специи, ценные товары и ткани. Одновременно с этим активно развивались астрономические и математические знания, судоходство.

Когда Энрике умер, экспедиции по поиску пути по морю в страну пряностей на некоторое время прекратились. Энтузиазм мореплавателей поутих, когда ни одна из экспедиций не достигла экватора.

Ситуация изменилась радикально, когда в 1480-х гг. офицер из Португалии по суше нашел путь в Индию. Он подтвердил, что в эту страну можно попасть и по морю. Его слова перед монархами звучали правдоподобно, поскольку в Б. Диаш сумел обогнуть Атлантический океан, выйти в Индийский океан, и открыть мыс Доброй Надежды. Если бы моряки Диаша не отказались плыть дальше мыса, то мореплаватель бы стал первым человеком, достигшим Индии. Но история распорядилась по-другому. Корабли Б. Диаша вернулись в Лиссабон, а слава первооткрывателя продолжала ждать Васко да Гамма.

Братья Вивальди

Первую попытку найти альтернативный путь в Индию сделали генуэзцы, когда пал последний опорный пункт Европы в Азии – город Сен-Жан д’Акр. Экспедицию из Генуи возглавили братья Вивальди, снарядившие два корабля с припасами, водой и снаряжением для странствия к далекой стране. Их путь должен был пролегать через порт Сеуту, который располагается в Марокко, а оттуда – через океан. Переплыв океан, братья Вивальди собирались найти Индию, купить там товары – специи, шелка, пряности – и вернуться назад в Геную.

Точных данных о том, удалось или нет этой экспедиции, выполнить поставленные задачи, в письменных источниках историки не находят. Тем не менее, исследователи считают, что часть пути Вивальди все-таки прошли, поскольку на картах, составленные в начале 14 в., стали появляться точное описание Африки. Скорей всего мореплаватели из Генуи обошли Африканский континент с южной стороны.

Подготовка к плаванию

Васко да Гама обладал отличными знаниями навигации, опытом мореплавателя, знал, как обращаться с непокорными людьми, в том числе и с матросами. Также да Гама был искусным дипломатом, поэтому он всегда получал желаемое от монархов других королевств Европы и от правителей варварского мира.

Подготовкой к плаванию занимались Васко да Гама, его брат Паулу и Бартоломеу Диаш. Под руководством последнего были построены четыре корабля, составлены новые карты и приобретены навигационные приборы. На корабли установили пушки и специальные печи, чтобы выпекать хлеб. Для защиты от нападений пиратов, моряков вооружили холодным оружием, арбалетами и алебардами.

В качестве провизии на каждое судно погрузили сухари, рыбу, сыр, воду, вино, уксус, миндаль, рис, чечевицу, муку.

Первая экспедиция и открытие Индии

Отплытие кораблей из Лиссабона под руководством да Гаммы состоялось 8 июля 1497 года. Экспедиция продолжалась три года. На кораблях находились моряки, ученые, священники, переводчики, преступники. Общее количество путешественников варьировалось, по данным историков, от 100 до 170 человек.

Выйдя в Индийский океан, корабли сделали остановку в Мозамбике. Султану подарки и поведение европейцев не понравились, из-за этого они вынуждены были поскорей отплыть от Мозамбика. Остановившись в Момбасе, португальцы захватили немного добычи – судно, людей, товары.

Далее путь пролегал в Малинди (в наше время юго-восток Кении), где да Гама нанял профессионального арабского лоцмана, который и показал португальцам дорогу в Индию. Под управлением лоцмана флотилия пересекла Индийский океан с запада и 20 мая 1498 года вошла в порт города Каликут. На местного правителя ни подарки, ни Васко да Гама не произвели должного впечатления. Для него и торговцев, которые находились при дворе государя из Каликута, были пиратами, а не мореплавателями. Товары в индийском порту продавались плохо, да и постоянно возникали ссоры из-за высоких пошлин со стороны индийских властей.

Видя, что ситуация складывается не в пользу португальцев, да Гама отдал приказ отплывать обратно в Португалию. Путь домой был непростым. Корабли экспедиции грабили пираты, болели члены экипажа, не хватало провизии и пресной воды. Моряки да Гамы сами грабили, захватывали торговые корабли и прибрежные территории.

После обхода Зеленых островов, Васко да Гама решил отправить одно судно Мануэлю Первому. Корабль достиг порта Лиссабона в июле 1499 года. Члены экипажа привезли весть о том, что путь в Индию по воде проложен. Сам руководитель экспедиции и еще один корабль вернулись в Португалию через несколько месяцев. К основным результатам первого плавания к берегам Индии относятся:

  • Потеря личного состава.
  • Потеря двух кораблей из четырех.
  • Покорены новые земли, на которые распространялась власть короля Португалии.
  • Захват большого количества товаров, деньги от продажи которых позволили полностью окупить затраты на снаряжение экспедиции (в 60 раз!).

Колонизация Индии

Новое плавание португальцев в Индию началось в 1502 году и продолжалось год. Король хотел не просто новых географических открытий, но и установления торговых отношений с правителями других государств. Экспедицию поручили возглавить Педру Алваришу Кабралу, который миссию по установлению выгодных торговых связей провалил. Были потеряны хрупкие контакты с торговцами из Каликута.

Из-за этого король решил, что установить власть над Индией можно только силой оружия. И снова обратился Мануэль Первый к Васко да Гаме, который был известен своей бескомпромиссностью. Вторая экспедиция да Гамы была успешнее первой:

  • Основаны крепости и торговые факторы на всем южном берегу Африканского континента.
  • Обложены данью местные эмиры.
  • Установлена власть Португалии над портом Каликут.
  • Захватил город Кочин.

В 1503 году флотилия с огромными дарами вернулась в Португалию. Да Гама получил привилегии, почести, место при дворе монархов. Его советы очень ценил Мануэль Первый, разрабатывая планы по дальнейшему освоению Индии.

Васко да Гама открыл морской путь в Индию вокруг Африки (1497-99)

́ско да Га ́ма (Vasco da Gama , 1460-1524) - известный португальский мореплаватель эпохи Великих Географических Открытий. Первым открыл морской путь в Индию (1497-99) вокруг Африки. Занимал должности губернатора и вице-короля Португальской Индии.

Строго говоря, Васко да Гама не был мореплавателем и первооткрывателем в чистом виде, какими были, например, Кан, Диаш или Магеллан. Ему не пришлось убеждать сильных мира сего в целесообразности и выгодности своего проекта, как Христофору Колумбу. Васко да Гама просто «назначили открывателем морского пути в Индию». Руководство Португалии в лице короля Мануэла I создало для да Гамы такие условия, что ему было просто грех не открыть дорогу в Индию.

Васко да Гама / краткая биографическая справка/

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Родился

1460 (69) в городе Синиш, Португалия

Крестился

Монумент Васко да Гама возле церкви, в которой его крестили

Родители

Отец: португальский рыцарь Эштева да Гама. Мать: Изабель Содре. Помимо Васко в семье было 5 братьев и одна сестра.

Происхождение

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Род Гама, судя по приставке «да» был дворянским. Как утверждают историки, может и не самым знатным в Португалии, но все же довольно древним и имевшим заслуги перед отечеством. Алвару Анниш да Гама служил еще при короле Афонсу III , отличился в сражениях против мавром, за что был возведен в рыцари.

Образование

Точных данных нет, но по косвенным свидетельствам он получил образование по математике, навигации и астрономии в Эворе. Видимо, по португальским понятиям образованным считался человек, владеющий именно этими науками, а не тот, который «по-французски и на фортепьянах».

Род занятий

Происхождение не давало особого выбора португальским дворянам. Раз дворянин и рыцарь – должен быть военным. А в Португалии рыцарство имело свой оттенок – все рыцари были морские офицеры.

Чем прославился Васко да Гама до своего путешествия в Индию

В 1492 году французские корсары () захватили каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию. Португальский король поручил Васко да Гама пройти вдоль французского побережья и захватить все суда на рейдах французских портов. Молодой рыцарь выполнил поручение быстро и эффективно, после чего французскому королю Карлу VIII ничего не оставалось, как вернуть захваченное судно законным владельцам. Благодаря этому рейду по французским тылам Васко да Гама стал «фигурой, приближенной к императору». Р ешительно сть и организаторские способности открывали перед ним хорошие перспективы .

Пришедший на смену Жуану II в 1495 Мануэл I продолжил дело заморской экспансии Португалии и стал готовить большую и серьезную экспедицию для открытия морской дороги в Индию. По всем заслугам возглавлять такую экспедицию должен был бы, конечно, . Но в новой экспедиции нужен был не столько мореход, сколько организатор и военный. Выбор короля пал на Васко да Гаму.

Сухопутный путь в Индию

Параллельно с поисками морского пути в Индию еще Жуан II пытался найти туда сухопутную дорогу. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Север Африки был в руках неприятеля – мавров. Южнее была пустыня Сахара. А вот южнее пустыни можно было попытаться проникнуть на Восток и добраться до Индии. В 1487 году была организована экспедиция под руководством Перу да Ковильяна и Афонсу ди Пайву. Ковильяну удалось достичь Индии и, как пишут историки, передать на родину отчет о том, что Индию возможно достичь морским путем вкруг Африки. Это подтверждали мавританские купцы, которые вели торговлю в районах северо-восточной Африки, Мадагаскара, Аравийского полуострова, Цейлона и Индии.

В 1488 году Бартоломео Диаш обошел южную оконечность Африки.

С такими козырями дорога в Индию была уже почти в руках короля Жуана II.

Но судьба распорядилась по-своему. Король из-за гибели наследника почти потерял интерес к политике проиндийской экспансии. Подготовка экспедиции застопорилась, но корабли были уже спроектированы и заложены. Строились они под руководством и с учетом мнения Бартоломео Диаша.

Жуан II скончался в 1495. Н аследовавший ему Мануэл I не сразу сконцентрировал свое внимание на броске в Индию. Но жизнь, как говорится, заставила и подготовка к экспедиции продолжилась.

Подготовка первой экспедиции Васко да Гамы

Корабли

Специально для этой экспедиции в Индию были построены четыре корабля. «Сан-Габриэл» (флагманский корабль), «Сан-Рафаэл» под командованием брата Васко да Гамы, Паулу, представлявшие собой так называемые «нао» - крупные трёхмачтовые корабли водоизмещением 120-150 тонн с прямоугольными парусами; «Берриу» лёгкая и маневренная каравелла с косыми парусами и с капитаном Николау Коэльо. И транспорт «Безымянный» - судно (название которого история не сохранила), которое служило для перевозки припасов, запчастей и товаров для обменной торговли.

Навигация

В распоряжении экспедиции были лучшие по тем временам карты и навигационные приборы. Обер-штурманом был назначен Перу Аленкер - выдающийся моряк, ранее плававший к мысу Доброй Надежды с Диашем. Кроме основного плавсостава на борту были священник, писарь, астроном, а также несколько переводчиков, знающих арабский и туземные языки экваториальной Африки. Общая численность экипажа, по разным оценкам, составляла от 100 до 170 человек.

Такая вот традиция

Забавно, что во все экспедиции организаторы брали на борт осужденных преступников. Для выполнения особо опасных поручений. Этакий корабельный штраф-бат. Если бог даст, и вернешься живым из плавания - отпустят на свободу.

Питание и жалование

Еще со времени экспедиции Диаша наличие складского судна в экспедиции показало свою эффективность. На «складе» хранились не только запчасти, дрова и такелаж, товары для коммерческого обмена, но и провизия. Кормили команду обычно сухарями, кашей, солониной, и выдавали немного вина. Рыба, зелень, пресная вода, свежее мясо добывались по пути на стоянках.

Матросы и офицеры в экспедиции получали денежное жалование. Никто не плавал «за туманом» или из любви к приключениям.

Вооружение

К концу 15 столетия корабельная артиллерия была уже достаточно совершенна и суда строили с учетом размещения орудий. Два «нао» имели на борту по 20 орудий, на каравелле было 12 пушек. Моряки были вооружены разнообразным холодным оружием, алебардами и арбалетами, имели защитные кожаные панцири и металлические кирасы. Эффективного и удобного личного огнестрельного оружия на то время еще не существовало, поэтому о нем ничего не упоминают историки.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Шли обычным путем на юг вдоль Африки, только у берегов Съерра-Леоне, по совету Бартоломео Диаша, повернули на юго-запад, чтобы избежать встречных ветров. (Сам Диаш, на отдельном корабле отделился от экспедиции и направился к крепости Сан-Жоржи-да-Мина, комендантом которой его назначил Мануэл I .) Сделав огромный крюк в Атланике, португальцы вскоре снова увидели африканскую землю.

4 ноября 1497 корабли бросили якорь в бухте, которой дали имя Святой Елены. Здесь Васко да Гама приказал остановиться для ремонта. Однако команда вскоре вступила в конфликт с местными жителями и произошло вооружённое столкновение. Серьёзных потерь хорошо вооружённые моряки не понесли, однако стрелой в ногу был ранен сам Васко да Гама.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
В конце ноября 1497 флотилия, после многодневного шторма, с большим трудом обогнула мыс Бурь (он же ), после чего пришлось остановиться для ремонта в бухте Моссел Бей . Грузовое судно было повреждено так сильно, что было решено его сжечь. Члены экипажа судна перегрузили припасы и сами перешли на другие суда. Здесь же, встретив туземцев, португальцы смогли приобрести у них провиант и украшения из слоновой кости в обмен на взятые с собой товары. Затем флотилия двинулась дальше на северо-восток вдоль африканского побережья.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> 16 декабря 1497 экспедиция миновала последний падран , поставленный Диашем в 1488. Дальше в течение почти месяца плавание продолжалось без происшествий. Теперь корабли шли вдоль восточного берега Африки на северо-северо-восток. Скажем сразу, что это были вовсе не дикие или необитаемые края. Восточный берег Африки с древних времен был сферой влияния и торговли арабских купцов, так, что о существовании европейцев местные султаны и паши знали (в отличие от аборигенов Центральной Америки, встретивших Колумба и товарищей как посланцев с неба).

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Экспедиция тормознула сделала остановку в Мозамбике, но не нашла общего языка с местной администрацией. Арабы сразу почуяли в португальцах конкурентов и стали ставить палки в колеса. Васко обстрелял негостеприимный берег из бомбард и отправился дальше. К концу февраля экспедиция подошла к торговому порту Момбаса , затем к Малинди . Местный шейх, воевавший с Момбасой, встретил португальцев как союзников хлебом и солью. Он заключил с португальцами союз против общего врага. В Малинди португальцы впервые встретили индийских купцов. С большим трудом за хорошие бабки нашли лоцмана. Он то и довел корабли да Гамы до индийских берегов.

Первым индийским городом, в который ступила нога португальцев, оказался Каликут (нынешний Кожикоде). ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Заморин (видимо - градоначальник? ) Каликута встретил португальцев весьма торжественно. Но мусульманские торговцы, почуяв неладное для своего бизнеса, стали плести козни против португальцев. Дела у португальцев шли поэтому плохо, товарообмен был неважный, заморин повел себя крайне негостеприимно. С ним у Васко Да Гамы вышел серьезный конфликт. Но как бы там ни было, португальцы таки наторговали в свою пользу массу пряностей и сколько-то драгоценностей. Несколько обескураженный таким приемом и скудным коммерческим профитом, Васко да Гама обстрелял город из пушек, захватил заложников и отплыл из Каликута. Пройдя немного на север, он попытался основать в Гоа торговую факторию, но и это ему не удалось.

Не солоно хлебавши, Васко да Гама повернул свою флотилию по направлению к дому. Его миссия, в принципе, была выполнена – морской путь в Индию открыт. Впереди была большая работа по закреплению португальского влияния на новых территориях, чем впоследствии и занялись его последователи и сам Васко да Гама в том числе.

Обратное плавание проходило с не меньшими приключениями. Экспедиции пришлось отбиваться от сомалийских пиратов () . Стояла невыносимая жара. Люди слабли и гибли от эпидемий. 2 января 1499 года корабли да Гамы подошли к городу Могадишо, который для отстрастки обстреляли из бомбард.

7 января 1499 они снова зашли вставший почти родным Малинди, где немного отдохнули и пришли в себя. За пять дней, благодаря хорошей пище и фруктам, предоставленным шейхом, моряки пришли в себя и корабли пошли дальше. 13 января на стоянке южнее Момбасы пришлось сжечь одно из судов. 28 января миновали остров Занзибар. 1 февраля сделали остановку у острова Сан-Жоржи возле Мозамбика. 20 марта обогнули мыс Доброй Надежды. 16 апреля попутный ветер донес суда до островов Зелёного мыса. Здесь португальцы были, считай дома.

С островов Зеленого Мыса Васко да Гама послал вперёд один корабль, который 10 июля доставил в Португалию весть об успехе экспедиции. Сам капитан-командир задержался из-за болезни своего брата Паулу. И только в августе (или в сентябре) 1499 года Васко да Гама торжественно прибыл в Лиссабон.

Домой вернулись лишь два судна и 55 человек экипажа. Тем не менее, с финансовой точки зрения, экспедиция Васко да Гама была необычайно успешной - выручка от продажи привезённых из Индии товаров в 60 раз превысила затраты на саму экспедицию.

Заслуги Васко да Гама Мануэл I отметил по-королевски. Первооткрыватель дороги в Индию получил титул дон, земельные наделы и существенную пенсию.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">

Так закончилось еще одно великое плавание эпохи Великих Географических Открытий. Наш герой получил славу и материальные блага. Стал советником короля. Еще не раз плавал в Индию, где занимал важные посты и продвигал португальские интересы. Скончался Васко да Гама там же, на благословенной земле Индии в конце 1524 года. Кстати, основанная им португальская колония в Гоа, на западном берегу Индии, оставалась португальской территорией до второй половины двадцатого века.

Португальцы чтут память своего легендарного соотечественника, и в его честь назвали самый длинный в Европе мост через устье реки Тежу в Лиссабоне.

Падран

Так португальцы называли столбы, которые они устанавливали на вновь открытых землях, чтобы "застолбить" территорию за собой. На падранах писали. кто и когда открыл это место. Падраны чаще всего делали из камней, чтобы показать. что Португалия пришла в это место всерьёз и надолго

Очень обяжете , п оделившись этим материалом в социальных сетях

Путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Русские путешественники и первопроходцы

Европейцев с давних времен привлекала сказочно богатая Индия. Хотя торговый путь был труден и достаточно опасен, торговля шла бойко, ведь она была несказанно выгодна. Сегодня мы расскажем о том кто открыл Индию и как именно это произошло. Открытие Индии — важное событие в жизни планеты.

Проблемы с торговлей, длительностью в 2 века

Однако не всегда торговля с Индией шла бесперебойно – проблемы начались еще в 1258 году, когда пал арабский халифат, который поддерживал торговлю. Монголами был завоеван Багдад, а так как торговля монголов не очень интересовала, это все негативно влияло на торговлю европейцев с Индией .

А после потери крестоносцами своего последнего оплота на востоке в 1291 году – Сен-Жан д’Акра, была практически полностью прекращена торговля с привлекательной Индией. Добраться до Индии можно было только морским путем, о котором европейцы не имели ни малейшего понятия.

Васко де Гама

Лишь спустя два долгих столетия удалось решить эту проблему. Васко де Гама оказался человеком, который сумел увенчать успехом попытки своих предшественников . Этот амбициозный и умный дворянин никогда не шел на неоправданный риск и не позволял себе принять меньшую награду, чем того заслуживал. Если вы хотите узнать в каком году Васко Да Гама открыл морской путь в Индию, читайте далее.

Португальский король выбрал именно его для экспедиции в 1497 году. Уже через десять с половиной месяцев после того, как судна отчалили от Лиссабона, были брошены якори на рейде города Каликута (корабль прошел вдоль Мозамбика и Сомали).

Золотой идол и открытие морского пути в Индию

Прошло еще пятнадцать месяцев, и Васко де Гама стоял перед португальским королем не с пустыми руками – с 27-килограммовым золотым идолом, у которого был огромный рубин на груди и изумрудные глаза. В этот момент стало ясно – теперь морской путь в Индию совершенно открыт. Поэтому, Васко да Гама — именно тот, кто открыл Индию и впервые проложил к ней морской путь вокруг Африки.

Опыт предшественников

Экспедиция Васко де Гамы использовала опыт своего предшественника – Бартоломео Диаша, который достиг мыса Доброй Надежды в 1488 году . Еще один мореплаватель – Диогу Канн в 1485 году стал первым европейцем, который ступил на земли Юго-Западной Африки. Аливизе Кадамосто за тридцать лет до Канна исследовал устье реки Гамбии.

Записи Аливизе поведали миру о том, как вели себя туземцы при виде белого человека. Он писал, что на него приходили смотреть, словно бы на чудо, даже пытались натирать его слюной, чтобы проверить, настоящий это цвет кожи или белая краска . Убедившись, что это не краска, они очень удивлялись и от удивления раскрывали рты. Смотрите также статью « «.

Первая попытка открытия Индии

Однако самая первая попытка обогнуть Африку была предпринята европейцами задолго до этого – еще в 1291 году . Источники тех времен рассказывают о братьях Вивальди, которые отправились на кораблях в Сеуту, запасшись припасами и питьевой водой. Они ехали в Индию, чтобы купить там прибыльные товары, однако никаких достоверных сведений об этой экспедиции не сохранилось.

Однако мы можем предположить, что братьям Вивальди удалось, по крайней мере, с юга обогнуть Африку, ведь именно после 1300 года на некоторых картах стали появляться приблизительно верные очертания Африканского материка.

Статьи по теме