Сан-Марко в Венеции – площадь с тысячелетней историей. Собор святого марка - храм небесного покровителя венеции Собор святого марка в венеции часы работы

В него также входит остров Сан-Джорджо Маджоре, расположенный напротив.
В Сан-Марко сосредоточено большинство главных и знаковых достопримечательностей Венеции.
Его центральной часть является площадь Сан-Марко (piazza di San Marco), которая была политическим ядром Венецианской Республики. Доминантой выступает красивый, резной палаццо, который является резиденция венецианских правителей, т.е. дворцом дожей (Palazzo Ducale) .

Площадь Сан-Марко. Венеция.

От первоначальной постройки IX века ничего не сохранилось. Свою нынешнюю форму дворец стал принимать с 1340 года.
В 1439 году по приказу дожа Франческо Фоскари начались работы над Бумажными воротами (Porta della Carta), над дверью которых изображен коленопреклоненный дож перед львом святого Марка.


Сан-Марко. Венеция.

Название ворот произошло от государственного архива, который здесь находился. Отсюда зачитывались приговоры и приказы, а так же подавались письменные прошения в адрес правительства.
Несколько раз дворец страдал в пожарах и перестраивался. В XVI веке над внутреннем убранством дворца трудились Тициан и Веронезе.
В XVII в. было возведено здание Новой тюрьмы. Она соединялась с дворцом мостом Вздохов, по которому осужденные совершали путь из Суда в тюрьму, бросали последний взгляд на мир и вздыхали.
После падения Венецианской Республики, во дворце заседала администрация Наполеона и австрийского правительства.
После того, как Венеция стала частью объединенной Италии, дворец реставрировали и с 1923 года здесь располагается музей.

Рядом с дворцом находится базилика святого Марка (San Marco) .


Собор Сан-Марко.

Согласно легенде, святой Марк возвращался из Аквилеи в Рим . В пути его застала буря, и он остановился на одном из островов.
Во сне ему явился ангел, который предсказал, что тело святого будет покоиться здесь. Так и произошло, когда в 828 году два венецианских купца вернулись из Египта с мощами евангелиста. Купцы похитили тело святого из Александрии и привезли его в Венецию.
С этого момента святой Марк стал покровителем города, а его знак – крылатый лев – символом Венеции.

Собор Святого Марка является крупнейшим религиозным сооружением Венеции и редким примером византийской архитектуры в Европе.
Первую церковь на этом месте возвели в 828 году для мощей святого Марка. В IX веке пристроили первая колокольня.
Современный вид базилика получила в XI веке, в ее основу легла церковь Двенадцати апостолов в Константинополе . До 1807 года собор был придворной капеллой при дворце дожей. А в 1807 году базилика Святого Марка стала кафедральным собором города.
Церковь во все века играла важную роль в истории Венецианской республики. Она была центром религиозной и общественной жизни, место, откуда выходили освященные дожи.
Сейчас собор одновременно является действующим храмом и музеем, наполненным несметными богатствами и художественным сокровищами.
Фасад и интерьер базилики представляет собой смешение стилей и эпох.
Фасад с пятью порталами облицован драгоценным мрамором и украшен мозаиками. Его на две части делит терраса, на которой установлены четыре коня из позолоченной меди, отправленные из Константинополя дожу Энрико Дандоло в 1204 году (это копия, оригинал хранится внутри) . Когда-то квадрига украшала ипподром Константинополя, но была вывезена в ходе Четвертого крестового похода.
Интерьер базилики типично византийский, в плане лежит греческий крест. Церковь имеет три нефа, разделенных колоннами, мощные арки поддерживают пять куполов, украшенных мозаикой, самые ранние из которых датируются концом XI в.
Первые мозаики появились при доже Доменико Сельво (1071-1084 гг.), позже стали приглашать мастеров из Тосканы, которые внедрили новую технику.
Площадь мозаик составляет 4 тысячи квадратных метров, они изображают сцены из Ветхого и Нового Завета, сотворение мира, всемирный потоп, небесную манну, эпизоды из жизни Святого Марка.
Всё расположено в хронологическом порядке, начиная от купола над главным алтарем, потом переходя к центральному куполу, где изображена земная жизнь Христа, далее -явление Святого Духа и, наконец, триумф Церкви в раю – над входной дверью.
Богатейший Алтарный образ (Пала д"Оро) представляет собой искусную панель из золота, серебра и драгоценных камней в X-XIV вв.
В базилики хранятся многочисленные реликвии, среди которых мощи апостола Марка, глава апостола Иакова Младшего и Тита, мощи мученика Исидора, образ Богоматери Никопеи.
Колокольня Сан-Марко задает динамику площади и является одной из самых высоких в Италии . Ее высота составляет 98,6 метров. В прошлом колокольня служила сторожевой башней и маяком для кораблей. Она часто страдала от землетрясений, а в 1902 году полностью обрушилась, 25 апреля 1912 года в честь праздника Святого Марка была освящена новая колокольня, копия разрушенной, но с усиленной конструкцией.

www.basilicasanmarco.it
Собор открыт:
Пн-сб
Октябрь-апрель 9.45-16.30
май - сентябрь 9.45 - 17.30
воскресенье и праздники 14.00-16.00

Колокольня:
(входной билет 8 €)
Октябрь: 9.00 - 19.00
Ноябрь – март/апрель (Пасха): 9.30 - 15.45
Март/апрель (Пасха) - июнь: 9.00 - 19.00
Июль – сентябрь: 9.00 - 21.00

Площадь Сан Марко состоит из трех частей: самой площади, пьяцетты Сан Марко – площадка от Гранд-канала до колокольни и пьяцетты Леончини - площадка с восточной стороны базилики Сан Марко у Патриархального дворца.


Вид на Сант-Джорджо-Маджоре с Сан-Марко.

Другая известная достопримечательность Венеции – мост Вздох (Ponte dei Sospiri) – крытый переход, соединяющий дворец Дожей и тюрьму. Заключенные под стражей проходили по мосту, последний раз окидывали взглядом Венецию и вздыхали. Мост был построен в 1602 году по проекту Антонио Конти.

В стенах этой тюрьмы побывали многие исторические персонажи, например, Джакомо Казанова. Кстати, он был единственным, кому удалось бежать из застенков.
Заглянем в его мемуары. «Тюрьма эта предназначена для содержания государственных преступников и располагается прямо на чердаке дворца дожей. Крыша дворца крыта не шифером и не кирпичом, но свинцовыми пластинами в три квадратных фута и толщиной в одну линию: отсюда и пошло название тюрьмы – Пьомби, Свинцовая. Войти туда можно только через дворцовые ворота, либо, как вели меня, через здание тюрем, по мосту, именуемому Мостом Вздохов. Подняться в Пьомби нельзя иначе, как через залу, в которой заседают Государственные инквизиторы; ключ от нее находится всегда у секретаря, привратник Пьомби, как только он спозаранку прислужит всем заключенным, непременно возвращает его секретарю».

На площади Сан-Марко находятся две колонны: колонна Святого Марка и колонна Святого Теодора Амассийского - первого венецианского покровителя, здание национальной библиотеки, в котором хранятся уникальные манускрипты, городской музей Коррера, часовая башня и кафе "Флориан".

В 1720 году самым известным кафе в Венеции стало кафе Флориан на площади Святого Марка.
Первым управляющим был Валентино Флориан Франческони. Тогда кафе называлось «Кафе Венеция Триумфальная». После падения Республики Флориан Франческони переменовал кафе в «Флориан».
Кафе стало культурным центром города, в разное время его посещали Джакомо Казанова, Карло Гольдони, лорд Байрон, Гете и другие.
В 1858 году кафе отреставрировали и украсили. Внутри кафе Флориана теплая атмосфера роскоши, фрески на стенах напоминают о великих персонах прошлого.

Недалеко от площади находится станция гондол, откуда можно совершить водную прогулку по каналам Венеции.


Bacino Orseolo. Сан-Марко. Венция

Это все были самые известные и посещаемые достопримечательности, мимо которых не проходит ни один турист, посетивший Венецию.
Но сделаем два шага в сторону, чтобы открыть менее раскрученные, но не менее интересные места. Обратим внимание на дворец, который свои фасадом выходит на Большой канал сразу на мостом Риальто.
На фото он виден с правой стороны - белое здание.


Большой Канал. Венция

Сейчас здесь размещается почта и телекоммуникационные службы, а в 1228 году в нем открыли Немецкий товарный склад, чтобы контролировать коммерческие операции на мосту Риальто.
В Венеции существовала, по крайней мере, три товарный склада – немецкий, турецкий (сейчас в нем находится музей естественной истории в Санта Кроче) и персидский (не сохранился до наших дней) . Эти склады всегда выходили фасадом на Большой канал, сверху жили иностранные купцы и размещалась таможня. Все операции проходили под контролем венецианцев – трех магистров, которые назывались Виздомини.
Немецкий склад принимал не только товары из Германии, но и австрийские, венгерские и из других стран северной Европы. Дворец имеет пять этажей, среди них – три этажа занимают жилые помещения. В общей сложности во дворце было 200 комнат, выходивших также на панорамные лоджии, покрытые арками. Часть их них сохранилась до сих пор. Это не был исключительно склад, скорее это был комплекс, который включал в себя и гостиницу. После падения Республики в 1797 году все службы были упразднены, и дворец перешел в государственное владение. В 1870 году дворец заняла Почта.

Несколько церквей, которые могут представлять интерес.


Церковь Сан-Моизе.

Церковь Сан-Моизе (San Moise) была основана в VIII веке, но в течение последующих веков она постоянно перестраивалась.
В 1668 году было завершено строительство барочного фасада по проекту Алессандро Треминьона. Работы финансировал Винченцо Фини, бюст которого украшает главный вход. Внутри церкви находятся скульптуры и художественные полотна XVII-XVIII вв., среди них шедевр Тинторетто «Омовение ног» и Пальма Младшего «Последняя вечеря».
Адрес: Campo San Moise
Открыта: пн-сб 9.30-12.30


Церковь Санто-Стефано

Церковь Сант-Стефано (Sant Stefano) расположена недалеко от моста Академия. Ее возвели в XIV века, храм считается великолепным примером венецианской готики.
В церкви хранятся работы Тинторетто «Тайная Вечеря», «Омовение ног и Христос в саду Иерусалима», Париз Бордон «Христос Баптист», Бартоломео Виварини и скульптура «Голова Св. Себастьяна» Ломбардо и работы учеников XV века Ломбардской школы. Потолок выполнен в форме перевернутого корабля.
Адрес: Campo Santo Stefano
Открыта: пн-сб 10.00-17.00
Билет: 2,5 евро


Церковь Санта-Мария-дель-Джильо

Была основана в X веке, но настоящее здание является результат реставрации второй половины XVII века.
Фасад выполнен по проекту Джузеппе Сарди да Моркоте, он считается одним из самых оригинальных и впечатляющих фасадов в стили барокко в Венеции. Его украшает большой монумент семейства Барбаро, включающий статуи пяти братьев и рельефную карту различных мест, в которых Антонио Барбаро служил во времена Венецианской Республики.
В приделе Молин с правой стороны находятся работы Рубенса «Мадонна с ребенком» и «Святой Джованнино». В церкви хранятся работы Тинторетто «Четыре Евангелиста», Алессандро Виттория, Себастьяно Риччи, Пальма Младшего.
Адрес: Campo Santa Maria del Giglio
Открыта: пн-сб 10.00-17.00
Билет: 2,5 евро


Церковь Сан-Видал (Chiesa di San Vidal) была основана в 1084 г. Современное здание относится к XVII в. , фасад был переделан в 1700 г. архитектором Андреа Тирали.
В церкви проходят музыкальные концерты и художественные выставки. (www.interpretiveneziani.com)


На площади перед церковью Сан-Галло можно увидеть один из многочисленных венецианских колодцев. В городе, окруженном соленой водой, колодцы играли ключевую роль. В прошлые века их количество достигало 6 тысяч штук. Источники с пресной водой располагались на побережьях, также собирали дождевую воду, далее осуществлялась фильтрация с помощью песка. В Венеции была построенная практически совершенная система колодцев. Для их обслуживания было создано сообщество работников, и мастерство передавалось от отца к сыну.

Великолепная лестница Контарини дель Боволо (Contarini del Bovolo) в форме спирали ведет вверх, откуда открывается панорама на Венецию.


Дворец Грасси , расположенный на Гранд Канале, представляет собой один из великолепнейших дворцов Венеции, построенный в 1749 г. архитектором Джорджио Массари. Он был последним дворцом, построенным перед падением Республики. Сейчас здесь проходят выставки.

К району Сан Марко относится и остров Сан-Джорджо Маджоре, где расположена церковь Святого Георгия (San Giorgio Maggiore) . Вид на остров и храм открывается от площади Сан Марко.


Первая базилика, посвященная Святого Георгию была возведена в VIII в. В 982 году дож Трибуно Мемо материально поддержал основание монастыря бенедиктинцев, который основал Джованни Морозини.
Современный вид церковь приобрела благодаря Андреа Палладио в XVI в. После смерти Палладио храм достраивал его ученик Винченцо Скамоцци.


Колокольня высотой 75 метров была возведена в 1791 году архитектором Бенедетто Буратти.
Над убранством церкви работало несколько ведущих венецианских художников, в том числе Тинторетто. Тинторетто создал для этой церкви семь работ, но только три из них уцелели: «Тайная вечеря», «Собирание манны небесной» и «Погребение Христа».
«Тайная вечеря» (1592-94) – лучшая работа в этой серии. Эта работа – последнее обращение художника к одной из любимых своих тем. Картина поражает своей композиций, в которой искусно переплетаются земные и божественные детали.
«Погребение Христа» - эта работа интересна тем, что Тинторетто изобразил в картине самого себя. Это его поздний автопортрет.
В 1808 году монастырь и собор были закрыты Наполеоном. Здания превращены в казармы. В 1951 году монастырь был приобретён графом Витторио Чини и отреставрирован.


Открыт: май-сен 9.30-12.30, 14.30-18.30
окт-апр 9.30-12.30, 14.30-16.30
Вход в церковь бесплатный, подъем на колокольню 3 евро.

Мост Академия (Ponte dell"Accademia) является одним из трех мостов, перекинутых через Большой канал. Он соединяет Сан-Марко с районом

Прекрасная, возвышенная и одна из популярнейших достопримечательностей Венеции - Собор Св. Марка. Памятник стал воплощением религиозной, политической и общественной истории Венецианской республики.

Собор Св. Марка был возведен в 829 году для хранения мощей евангелиста, ставшего единственным покровителем города. Однако в 927 году случился пожар, который полностью уничтожил базилику, и лишь в период с 1043 по 1071 года она вновь была отстроена.

Архитектурное мастерство собора Св. Марка

Нижняя часть фасада состоит из пяти арочных пролетов с колоннами и украшена восточными капителями. Каждое полукружие арок покрыто великолепной мозаикой, а между ними расположены византийские барельефы, которые относятся к 12 веку.

Перед застекленным центральным пролетом, на террасе установлены четыре бронзовых коня, выполненных греческим мастером Лисиппом. Кони были привезены из Константинополя в 1204 году, в то время они были покрыты золотом.

Атрий - великолепная галерея, украшенная цветной мозаикой и разделенная арочными пролетами с куполами, сюда можно попасть из центрального портала. Здесь у стен установлены колонны из мрамора, некоторые из них доставлены из храма Соломона в Иерусалиме. Практически вся мозаика, украшающая арки, и купола посвящены эпизодам из Старого и Нового Завета, а также рассказывают о Ковчеге Ноя и Всемирном потопе.

По восточному обычаю, клирос отделен от храма иконостасом, который был украшен полихромным мрамором. Восемь колон поддерживают архитрав с установленными на них статуями Апостолов и Девы Марии.

Священные тайны церкви

В одной из капелл находится Мадонна Никопея - византийская икона 10 века, привезенная в Венецию после очередного крестового похода. В урне за решеткой, расположенной на главном алтаре собора, хранятся останки Святого Марка. Здесь же установлен настоящий средневековый шедевр ювелирного искусства - Золотой образ (Пала д`Оро). Этот алтарь был заказан в 978 году у мастеров-ювелиров Константинополя, а в 1209 году был обогащен византийской эмалью и золотом.

Знаменитая достопримечательность Италии практически вся состоит из великих шедевров самых знаменитых мастеров. Крестильная купель, расположенная в центре Баптистерия, выполнена Франческо Сегала, Тицианом Минио и Дезидерио да Фиренце по эскизам Якопо Сансовино в 15 веке. Руке мастера Сегало принадлежит и статуя Святого Иоанна Крестителя.

Изучая шедевры именитых мастеров, стоит посетить Музей Коррер , где в числе многих экспонатов находиться знаменитое надгробие Тициана.

Полезная информация

Адрес: Piazza San Marco, 328, 30100 Venezia VE, Италия

Вход в Basilica San Marco: бесплатный

График работы:

  • понедельник-суббота — с 09:30 до 17:00;
  • воскресенье и праздничные дни — с 14:00 до 17:00 (в период с 29 октября по 15 апреля — до 16:30).

Как добраться:

От железнодорожного вокзала Санта-Лючия: на вапоретто маршрут 1 (35 минут), маршрут 2 или 51 (25 минут). Пешком — около 40 минут.

От Пьяццале Рома: на вапоретто маршрут 1 (40 минут), маршрут 2 (30 минут) или маршрут 51 (20 минут). Пешком — около 35-40 минут.

Собор Святого Марка на карте Венеции

Прекрасная, возвышенная и одна из популярнейших достопримечательностей Венеции - Собор Св. Марка. Памятник стал воплощением религиозной, политической и общественной истории Венецианской республики.

Собор Св. Марка был возведен в 829 году для хранения мощей евангелиста, ставшего единственным покровителем города. Однако в 927 году случился пожар, который полностью уничтожил базилику, и..." />

Отправляясь в путешествие по Венеции, сложно обойти вниманием знаменитую площадь Сан Марко. Помимо того, что это самое просторное место во всем плавучем городке, площадь очень величественна и романтична, поэтому относится к самым популярным среди туристов местам в Италии (и в Instagram :)). Здесь собрано столько интересных объектов, что на знакомство с ними может уйти целый день. Давайте разберемся, на что из достопримечательностей Сан Марко лучше потратить свое время, особенно, если оно ограничено. А заодно узнаем много интересных фактов о знаменитой площади и сооружениях, которые ее украшают.

Площадь Сан Марко

Исторические упоминания о площади Сан Марко в Венеции появляются еще в IX веке. В тот период она представляла собой площадку небольшого размера у парадного входа в базилику. До нынешних масштабов площадь расширилась лишь в XII столетии.

Площадь Сан Марко славится не только выдающейся архитектурой (только посмотрите на фото!), но и тем, что стала местом съемок многочисленных кинофильмов. И это не удивительно – простор и особая атмосфера позволяют снимать здесь завораживающие кадры!

Местные жители называют эту площадь уважительно – «Пьяцца». Все остальные площадки именуются более скромным – «кампо». Условно пространство площади разделяется на два участка: Пьяцетта (своеобразный коридор, который идет от Гранд-канала мимо Дворца Дожей и Библиотеки Сан-Марко до Кампанилы), и непосредственно сама Пьяцца (остальная часть площади).

Пьяцетта Сан Марко

Особое развлечение для туристов – кормление голубей, которых здесь целая крылатая армия! На месте можно купить и корм для птиц. Эту традицию нарушил только птичий грипп, разгулявшийся в 2008 году. Чтобы избежать большого скопления птиц, на площади прекратили продажу корма, что не остановило детишек и охотников за красивыми кадрами.

Обратите внимание и на мостовую, выложенную из камня. Предполагают, что рисунок на мостовой, который образуют светлые полосы, когда-то играл важную практическую роль и служил ориентирами для процессий, участвовавших в различных церемониях.

Собор Сан Марко: история, уходящая в глубь веков

Собор Сан Марко – религиозный центр Венеции и самый посещаемый храм города. К тому же, один из самых старинных – строительство здания закончилось еще в 832 году. Храм возводили специально для мощей святого апостола Марка, покровителя Венеции и венецианцев. Кстати, с появлением мощей в городе связана очень интересная история.

Когда-то мощи святого апостола и евангелиста Марка находились в Александрии. Венецианские купцы Буоно и Рустико, путешествовавшие в те края, услышали, что мусульмане собираются разрушить христианские церкви и возвести на их месте мечети. И придумали хитрый план. Они выкрали святыню и спрятали ее под свиными тушами, зная о том, что мусульмане не прикасаются к этому животному. Благодаря этой хитрости мощи оказались на корабле и были благополучно перевезены в Венецию. Кстати, на центральном фасаде Собора есть рисунок из мозаики, иллюстрирующий старинное предание.

Конечно, за такую долгую историю старинная базилика претерпела много изменений и повидала много событий. В 976 году здание горело. А в 1063 году на прежнем месте началось возведение нового грандиозного собора, а уже в 1094 его освятили. Венецианцы не поскупились на украшение своей главной базилики! На протяжении веков храм рос, хорошел и богател. Сегодня перед восхищенными туристами предстают удивительные мозаики, прекрасные барельефы и необыкновенные архитектурные формы. А внутри собора Сан Марко кроме культурных и архитектурных сокровищ хранятся и важные христианские святыни – кроме мощей святого Марка это главы апостолов Иакова Младшего и Тита, мощи мученика Исидора, древний образ Пресвятой Богородицы «Никопея», частица Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос, и другие христианские реликвии, которые привлекают в базилику паломников.

Архитектура и оформление базилики Сан Марко

В облике собора преобладает византийский стиль, что несвойственно для храмов Италии. В меньшей степени здесь встречаются элементы готики, романской и восточной архитектуры, образуя причудливое смешение стилей.

В нижней части фасада базилики находится 5 арочных пролетов, украшенных яркими мозаиками, пространство между арками украшено византийскими барельефами. А с западной стороны Сан Марко украшает знаменитая квадрига – бронзовые фигуры четырех коней. Этот трофей попал в Венецию в 1204 году, после Крестового похода на Константинополь. Оригинал скульптуры был позолоченным, выполненным греческим мастером Лисиппом. Сегодня он бережно хранится в музее базилики, а здание украшает бронзовая копия.

Собор Сан Марко внутри

Интерьер собора поражает великолепием и роскошным убранством. Стены и потолки базилики покрывает удивительная позолоченная византийская мозаика с изображениями сюжетов из Священного Писания.

Под главным алтарем хранятся мощи святого Марка , главная святыня Венеции. А за алтарем красуется жемчужина храма – Пала д’Оро , или Золотой иконостас . Этот шедевр изготовлен искусными константинопольскими ювелирами и содержит 80 небольших икон, богато украшенных золотом и декоративными камнями. Только представьте, на создание такого шедевра ушло почти 500 лет!

Одну из капелл украшает чудотворная византийская икона ХI или XII века Мадонна Никопея . Эту святыню (как, кстати, и многие другие) доставили в собор Сан Марко после одного из крестовых походов.

Особого внимания заслуживает Сокровищница базилики, в которой хранятся христианские реликвии, мощи святых, а также византийские древности, ценные предметы церковной утвари, предметы обихода византийских императоров и знати. Всё это было привезено венецианцами с Востока, подарено византийскими императорами или римскими папами, или же добыто в результате крестовых походов.

Другие интересные места на площади Сан Марко

Собор святого апостола Марка – конечно, не единственная достопримечательность площади. Здесь каждое здание имеет интересную и богатую историю. Вот некоторые из них.

Дворец Дожей

Дворец Дожей в Венеции

Один из символов Венеции. Этот причудливый шедевр готической архитектуры на протяжении веков служил резиденцией венецианских правителей вплоть до оккупации республики Наполеоном в 18 веке. Первый вариант этого здания был сооружен еще в 810 году. С тех пор постройка не раз перестраивалась, пока в ХVI веке не приобрела свой современный облик. Прекрасный трехэтажный дворец примыкает в базилике Сан Марко и дополняет удивительный архитектурный ансамбль элегантной площади.

Библиотека святого Марка (Biblioteca Marciana)

Библиотека Сан Марко

Ренессансное здание Библиотеки Марчиана стоит напротив Дворца Дожей, а его фасад обращен в сторону Большого канала. Постройку украшают скульптурные экспонаты и декоративная лепнина. А сама библиотека славится богатой историей и уникальной коллекцией старинных книг и рукописей (более 13 тысяч ценных рукописных работ!) Среди книжных ценностей, которые здесь хранятся – списки «Илиады» V и VI века и первая книга, которая была издана в Венеции.

Кампанила, или колокольня Сан Марко (Campanile di San Marco)

Колокольня на площади Сан Марко

Грандиозная колокольня возвышается на 99 метров над площадью Сан Марко. История этого сооружения уходит корнями еще в 9 век. Но оригинальное здание рухнуло в 1902 году, а через 10 лет было восстановлено. На колокольне находилось 5 колоколов, каждый из которых имел свое предназначение. Например, один из них предназначался для призыва жителей отправляться на работу. Вот это забота!

Лоджетта Сансовино

Лоджетта на площади святого Марка

На месте этого здания когда-то была конюшня. Позже в Лоджетте знать проводила торжественные приемы или использовала в качестве караульного поста Дворца Дожей. После того, как в 1902 году на Лоджетту обрушилась Колокольня Сан Марко, сооружение было отстроено в его современном виде.

Старая и Новая Прокурации

Эти здания обрамляют площадь Сан Марко в западной ее части, украшая ее изящными аркадами. Когда-то в них размещались прокураторы, основной задачей которых было управление государственным недвижимым имуществом. Поскольку здание собора Сан Марко входило в контролируемый список, то и построили Прокурации прямо рядом со святыней.

Часовая башня (Torre dell’Orologio)

Башня Оролоджо украсила площадь в конце XV века. На фасаде башни примечательны большие старинные астрономические часы, покрытые позолотой и эмалью и украшенные знаками Зодиак. Они не только отображают 24 часа, но и показывают положение планет, а также солнца и луны в Зодиаке. Из небольшой ниши над циферблатом на нас взирает статуя Богородицы. А на самом верху часовую башню Сан Марко венчают гигантские бронзовые фигуры, которые каждый час бьют молотком по колоколу.

Интересные факты о площади и соборе Сан Марко

  • Главную достопримечательность Венеции, собор Сан Марко, называют «Церковью из золота» (Chiesa d’Oro). Это название связано не только с роскошным оформлением и обилием позолоты внутри и снаружи, но и со значимостью постройки. На протяжении веков базилика Сан Марко являлась символом венецианского богатства и могущества.
  • Наполеон удивительно метко назвал площадь Сан Марко “самой элегантной гостиной Европы”.
  • Первое, что встретит вас на мостовой у Пьяцетты – колонны Святых Марка и Теодора. Это трофеи, которые Венеция получила за помощь в войне с царем Тиром. Сейчас на Пьяцетте можно увидеть только две колонны. Третья из них во время разгрузки корабля упала в воду и до сего дня «отдыхает» на илистом дне Гранд Канала.
  • Еще один любопытный факт о двух колоннах на Пьяцетте. В Средние века две прекрасные колонны, украшающие площадь, нередко использовались для повешения преступников. А потому суеверные венецианцы никогда не проходят между этими колоннами.
  • Знаменитый крылатый лев, который является символом Венеции, всегда служило аллегорическим изображением святого евангелиста Марка. После того, как его мощи попали в Венецию, святого «назначили» главным покровителем города, а потому его символ стал и символом Венеции.
  • В осеннее и весеннее время, в период «высокой воды» (aqua alta), когда в Венецию приходят ливневые дожди, прекрасная площадь Сан Марко затапливается водой. Зрелище удивительное! Чтобы передвигаться в таких условиях, нужны высокие резиновые сапоги. В Венеции для таких случаев продают специальную одноразовую обувь. Кроме этого, для передвижения в период наводнения власти города предусмотрели деревянные помосты. Когда улицы сухие, конструкция выглядит нелепо, но стоит подняться уровню воды, сразу становится понятно ее назначение.

Как много других интересных фактов мы приготовили для вас в нашей экскурсии “ ” с аудиогидом Travelry!

Сан Марко: практическая информация для туристов

Как добраться

Чтобы попасть на площадь Сан Марко, нужно или воспользоваться водным транспортом, или идти пешком (наземного транспорта в этой части города просто нет!) Старинная часть Венеции не так велика, а пешие прогулки по ней очень приятны, так что не пренебрегайте таким вариантом, если располагаете временем и силами. Если же спешите – езжайте до главной достопримечательности Венеции на вапоретто (речном трамвайчике – этот вид транспорта в Венеции выполняет функцию общественного).

От Пьяццале Рома (Piazzale Roma ), где высаживаются гости, приезжающие на автобусах или автомобилях до площади Сан Марко ходят маршруты 1 (едет около 40 минут), 51 direct (20 минут в пути) и 2 direct (30 минут в пути). Пешком идти примерно 40 минут.

От железнодорожного вокзала Санта-Лючия (Santa Lucia ) , куда приезжают туристы, путешествующие поездом, пешком идти 30-45 минут, в зависимости от выбранного маршрута. Доехать можно на тех же вапоретто: №1 идет около 35 минут, маршруты 51 direct и 2 direct – около 25 минут.

Вапоретто ходят часто, каждые 10 минут. Выходить нужно на остановке San Marco.

Также, конечно, всегда можно взять водные такси.

Посещение музеев Сан Марко

Существует единый билет для посещения 4х музеев, расположенных на площади Сан Марко : Дворца Дожей, Музея Коррер, Национального археологического музея и Монументальных залов Библиотеки Марчиана. Купить билеты онлайн можно Если нужно бронирование на русском, то .

Режим работы достопримечательностей

Собор Сан Марко

Базилика работает в будние дни с 9.45 до 17.00, в воскресенье и праздники – с 14.00 до 16.30 или 17.00, в зависимости от сезона. Вход в Музей и Сокровищницу заканчивается раньше.

Вход в базилику бесплатный, но если вы хотите отдельно посетить алтарь с мощами апостола Марка и осмотреть Пала д’Оро, сокровищницу, музей базилики, колокольню, то нужно будет заплатить от 2 до 5 Евро.

Официальный сайт собора Сан Марко: www.basilicasanmarco.it

Посещение собора Сан Марко: лайфхаки

    • Хотя вход в саму базилику бесплатный, не все туристы хотят терять время в огромных очередях на вход. Их можно избежать, купив специальный билет на официальном сайте .
    • Внутри базилики запрещена фото- и видеосъемка.
    • Внутри собора обычно довольно темно, что может затруднить осмотр роскошных фресок. Мало кто знает, что храм полностью освещается только в определенные часы: с 11.30 до 12.45 в будние дни и целый день в воскресные дни и в церковные праздники.
    • На осмотр интерьера базилики Сан Марко выделяется около 10 минут – долго задержаться внутри не получится (этот лимит не относится к помещениям Сокровищницы и Золотого иконостаса).

Дврец Дожей

Часы работы: 8.30– 19.00 (вход до 18.00)
Официальный сайт: http://palazzoducale.visitmuve.it/

Посетить Дворец дожей можно, только приобретя единый билет на посещение 4х музеев на площади Сан Марко или Museum Pass.

Колокольня Сан Марко

Режим работы: с 5 по 18 сентября 8.30–20.15; с 19 по 30 сентября 8.30-19.45; с 1 по 9 октября 9.30-19.00, с 10 по 31 октября 9.30-17.30; с 1 ноября по 31 марта 9.30-17.30; с 9 по 27 января закрыто; с 1 по 30 апреля 9.00-17.30; с 1 мая по 4 сентября 8.30 – 21.00. При плохих погодных условиях (туман, сильный ветер или холод) доступ на колокольню закрыт. Билеты можно приобрести .

Популярные кафе на площади Сан Марко

Кафе и ресторанов на площади святого Марка предостаточно. Самыми знаменитыми являются «Флориан » и «Квадри ». Легендарное кафе «Флориан» – одно из старейших в Италии. Считается, что оно ведет свою историю еще с 18 века! Его богатая история и роскошные интерьеры всегда привлекали изысканную публику, среди которой были многие известные личности. Сегодня любой состоятельный турист может прикоснуться к истории и роскоши «Флориана». Столики для клиентов выставлены прямо на улице. Традиционно сюда приходят, чтобы за чашечкой ароматного кофе понаблюдать за заходом солнца, которое постепенно прячется за куполами собора Сан Марко. Но за это удовольствие придется заплатить немалые деньги – кафе дорогие.

Вечерняя площадь Сан Марко

  • Для экскурсии на площадь Сан Марко стоит выбрать удобную обувь, поскольку вам придется много ходить пешком и, возможно, перемещаться на катере. Как вы понимаете, это не очень удобно делать на каблуках.
  • А при посещении собора не забывайте про дресс-код: одежда должна закрывать плечи, не приветствуются шорты и мини-юбки.
  • Площадь Сан Марко славится большим количеством голубей. Кормить их можно только специальным голубиным кормом со стерилизующим препаратом. За несанкционированную продажу корма здесь штрафуют.
  • Многие приезжают в Венецию всего на один день, и сразу с вокзала спешат в сердце города – на площадь Сан Марко. В этом случае возникает вопрос с багажом. Для удобства туристов при соборе апостола Марка предусмотрена камера хранения – она расположена со стороны северного фасада и площади Piazzetta dei Leoncini. В саму базилику не пускают с большими сумками, рюкзаками и чемоданами.
  • Как правило, на площади Сан Марко цены на сувениры сильно завышены, но отойдите немного дальше от площади, и сможете купить все то же самое по более низкой цене.
  • Если есть возможность, советуем посещать San Marco рано утром, пока площадь не наводнили туристы. В это время на ней царит совершенно особенная атмосфера, и можно насладиться красотой площади, не проталкиваясь через толпы любителей селфи.
  • Также советуем изучать площадь и собор святого Марка, а также окружающие достопримечательности с нашим увлекательным . В мобильном доступны экскурсии по самым интересным маршрутам. Изучайте город с вдохновением!

Основан в 832 году после перенесения мощей Св. Марка из Александрии в Венецию. В 1063 году началась постройка современного здания, украшение мозаиками, в 1094 году освящение собора. В конце XIV – начале XV века собор украшен шпилями и скульптурами. В XVI веке стены и купола укреплены Якопо Сансовино. НА этом фото справа видны более древние каменные стены собора XI века.

В соборе находятся мощи святого Марка Евангелиста.

Апостол Марк был младшим современником Христа. Юноша, который последовал за Христом, взятым под стражу, а затем убежавший, когда стражники пытались его схватить (Мк. 14:51-52). Св. Марк был затем сподвижником апостола Петра (1 Пет. 5, 13), под его руководством написал Евангелие примерно в 62-63 гг. в Риме. Затем Пётр посла Марка проповедовать в Аквилею, город на севере Италии, где св. Марком была основана христианская община и поставлен первый епископ Эрмагор. Также Св. Марк проповедовал в Египте, и был убит язычниками в Александрии в 68 г.н.э.
Святой Марк почитался венецианцами особо, потому что жители города были потомками горожан Аквилеи. В 828 году венецианские купцы Буоно Трибуно с Маламокко и Рустик с Торчелло оказавшись в Египте, пришли на поклонение к мощам Св. Марка в Александрии. Здесь они стали свидетелями притеснения христиан и разрушения церквей мусульманами, и уговорили священнослужителей церкви, где хранились мощи Св. Марка, отдать их для перенесения в Венецию. В 829 году дож Джустиниано Партечипацио организовал торжественную встречу мощей, а при его сыне Джованни началось строительство собора.

Крылатый лев – символ Апостола Марка и Венеции. Квадрига – копия привезённой в 1204 году из Константинополя.

Западный фасад украшен мозаиками, посвященными перенесению тела Св. Марка в собор.
Мозаика 1265 года.

Мозаика Леопольда дель Поццо по картону художника Себастьяна Риччи. 1719 год.

Мозаики по картинам художника Пьетро Веккиа, 1600 г.

Мусульманские таможенники не находят тела апостола Марка, спрятанного под видом груза свинины.

Явление Христа Судии, мозаика Либори Саландри по картону Латтанцо Кверены, 1836-38 гг.

Мозаики, посвященные жизни Христа – выполнены Луиджи Гаэтано по эскизам художника Маффео Вероны, 1617-18 гг.

Фрагмент мозаичного убранства. Обратите внимание на ряд гвоздей, обращённых вверх. Это мера против голубей.

Собор в дождливую погоду

У храма иногда и в сухую погоду образуется лужа, а в дождливую затопляет притвор.

Готические украшения на крыше собора – статуи святых

Фрагменты украшения южного фасада.

Свт. Николай Чудотворец

Кружевная резьба

Дож (правитель Венеции в характерном головном уборе) преклоняется перед символами евангелиста Марка.

Южный фасад собора – вид из внутреннего дворика дворца дожей.

Купола святого Марка – вид с колокольни собора

Внутри фотографировать нельзя. Туристы пытаются, работники ругаются.
Чтобы не нарушать правила, я сделал снимок снаружи с балкона.

Конечно, это фото не отразит всё великолепие собора Св. Марка.

Житие и история перенесения мощей Св. Марка

Собор Святого Марка в Венеции

В этом храме уже много веков бережно сохраняются останки евангелиста Марка. Для их размещения он, собственно, и был возведен. Датой основания считается 829 год, когда мощи апостола были доставлены в Венецию. Прежде тело ученика Христа пребывало в одном из соборов Александрии, но в 828 году его выкрали венецианские торговцы Буоно и Рустико. Они были движимы благими намерениями: спасти останки Марка от вандализма мусульман, разрушавших в то время христианские храмы с целью возведения мечетей. Провоз реликвии был сопряжен с определенным риском, и, чтобы не быть пойманными, они пошли на хитрость. Останки Марка поместили в большую корзину, а сверху накидали свиных туш. Они были уверены, что сарацины (население Арабского халифата в V-XIII веках) при досмотре путников к такой «нечистоте» и не прикоснутся вовсе. Но для пущей надежности запрятали корзину в парусных складках.

Предшественником базилики был скромный по своим масштабам храм Святого Теодора, носивший имя изначального покровителя города. Когда в 829 году доставили тело апостола, дож (глава республики) Партечипацио и распорядился построить другой храм – величественный и роскошный. Он должен был соответствовать высокому предназначению хранилища мощей покойного евангелиста, ставшего новым покровителем Венеции.

Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко, Джентиле Беллини, 1496 год

Весть о появлении святыни быстро разнеслась по Европе, и собор Сан-Марко стал в ряд особо почитаемых христианами святых мест. Однако в 976 году случилось несчастье – пожар. После этого храм неоднократно перестраивали. Завершающую реконструкцию освятили в 1094 году. В том виде, практически без изменений, здание собора Святого Марка дошло до наших дней, возвышаясь поблизости от Большого канала (Canal Grande), главной «улицы» современной Венеции, протянувшегося на 3800 метров.

Архитектура собора Сан-Марко

Прообразами собора Сан-Марко стали два православных храма: церковь Святых Апостолов, существовавшая в Константинополе с 330 по 1461 год, и ныне функционирующий стамбульский Софийский собор. Венецианская базилика имеет вид греческого креста и на пересечении увенчана большим куполом. Всего куполов пять: остальные высятся над «ветвями» креста. Порталы центрального фасада, их пять, украшают мозаичные тимпаны XVIII века, установленные вместо устаревших аналогов XVI столетия. В результате многих реконструкций в облике собора Сан-Марко соединились различные стили. Его удивительно гармоничная архитектоника совмещает восточный мрамор и барельефы в романском и греческом стиле, колонны самых разных ордеров и капители в стиле готики, не говоря уже о византийских и итальянских скульптурах. Вместе с тем он остается классической византийской крестовокупольной базиликой.

Купола собора Сан-Марко с видом на Венецию

Что посмотреть в базилике Святого Марка

Деталь центрального фасада собора, где расположены статуи апостола Святого Марка с ангелами, а под ними крылатый лев - символ святого Марка и Венеции

Здание собора потрясает воображение своими масштабами. В высоту оно простирается на 43 метра, в длину – на 76,5 м, в ширину – на 62,5 метра. Общая площадь – 4000 кв. метров. Главный фасад (он же западный) являет собой произведение искусства: здесь представлены шедевры разных эпох начиная от античных и заканчивая Средними веками. В южной стороне – той, что ближе к резиденции бывших глав республики – находятся две колонны, доставленные из Сирии. Их украшает византийская резьба V века. Привезенные из Турции изваяния четырех тетрархов (IV в.) стоят на внешнем углу казначейства. Верхнюю часть главного фасада украшают тонкие башенки, их добавили шесть веков назад.

Интерьер собора

Алтарная часть и центральный неф отделены друг от друга. Между ними находится иконостас конца XIV века. Большим крестом увенчана изготовленная из цветного мрамора алтарная преграда. По сторонам от него, помимо изваяний евангелиста Марка и Девы Марии, находятся статуи всех двенадцати учеников Христа. Главный соборный алтарь, где, собственно, и покоятся мощи апостола, находится под киворием. Они были перенесены туда из крипты в 1835 году. Наборный пол храма (XII век) тоже мраморный, отлично сочетается с его внешним и внутренним убранством. Главный алтарь, более известный как Пала д"Оро («Золотой алтарь»), бесценен. Он создавался на протяжении почти пятисот лет византийскими ювелирами. В высоту простирается на 2,51 метра, в длину – на 3,34 м. Его, состоящего из 80 икон-миниатюр, называют в числе главных сокровищ города. Иконы изготовлены в технике перегородчатой эмали, инкрустированы драгоценными камнями и украшены золотом. Некоторые сокровища в 1797 году были украдены Наполеоном. Большинство же сохранилось, их можно видеть и сегодня. Вообще, сокровищница собора богата: бесценные реликвии привезены еще крестоносцами, разграбившими Константинополь.

Центральный фасад собора Святого Марка

Старейшие мозаики, датированные XIII веком, сберегаются в атрии, это сразу за входом. На них воспроизведены сюжеты Торы (ветхозаветного Пятикнижия), в то время как мозаики внутри храма Сан-Марко показывают нам библейские сюжеты из Евангелия. Купол, который ближе всех к основному входу, одновременно и самый старый. Украшающая его мозаика иллюстрирует, как в Пятидесятницу сошел Святой дух в виде голубя. Могила правителя Венеции Орделафа Фольера и еще двух правителей республики тоже находится неподалеку от главного входа. А сразу за ним видим памятный знак в честь исторического примирения в 1177 году римского понтифика Александра III и императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы.

В музее при храме Святого Марка хранится квадрига из позолоченной бронзы. Это единственный дошедший до нас образец античной конской скульптуры, изготовленный греческим мастером Лисиппом. Когда-то, примерно в IV веке до н. э., она венчала арки Траяна. Бронзовые копии коней можно видеть на лоджии главного фасада. В музее также хранятся образцы ранних мозаик. Над центральным входом имеется балкончик, с которого можно полюбоваться панорамой площади Сан-Марко. Но планируя посетить храм, не забывайте, что он является действующим, поэтому есть определенные требования к одежде. Нельзя входить с большими сумками, громко разговаривать, фотографировать и снимать на видео.

Время работы

В будние дни базилика открыта с 9:45 до 17:00. По воскресеньям и в праздники работает с 14:00 до 17:00, в зимнее время до 16:00. Вход бесплатный. Музей собора Святого Марка принимает посетителей с 9:45 до 16:45. На колокольню можно попасть летом с 9:00 до 21:00, зимой – до 15:45.

Как добраться

До Венеции есть рейс «Аэрофлота» из Москвы. В Санкт-Петербурге можно сесть на борт итальянского авиаперевозчика AirOne.

Другой вариант: добираться поездом Москва – Ницца. Он идет через Верону, от которой до Венеции, если пересесть на поезд-экспресс, всего час пути.

От местного железнодорожного вокзала Santa Lucia до собора Сан-Марко ходит водный автобус (маршруты №№ 1, 2 и 51). Время в пути примерно 25 минут. Можно пройтись пешком, но это дольше – 30-45 мин.


Статьи по теме