Поезд - это что такое? Какие бывают их виды. Как правильно ездить в поезде. Советы бывалых На чем сейчас ездят поезда
Несмотря на все растущую популярность воздушного передвижения, железнодорожный транспорт по-прежнему популярен - и в нашей стране, и в мире. Маршруты поездов дальнего следования бороздят материки и государства. А давайте поближе познакомимся с этой категорией ж/д составов? Сначала определимся с ключевым термином.
Что это - поезд?
Чтобы в точности представлять, что это - поезд дальнего следования, нужно знать определение корневого слова-понятия.
Поезд сегодня - это сцепленный и сформированный самоходный ж/д состав, состояший из нескольких вагонов, а также локомотива (или же моторного вагона), который и приводит его в движение. У него обязательно должны быть звуковые и визуальные сигналы, которые определяют, где хвост, а где голова. Также почти все поезда имеют индивидуальный номер, позволяющий их идентифицировать.
К данному транспорту также можно отнести:
- моторные вагоны;
- локомотивы, следующие без поезда;
- самоходные дрезины;
- автомотрисы.
Вошли в нашу жизнь поезда в 1825 году. Сегодня они способны передвигаться по железнодорожному полотну, монорельсу, с помощью на магнитной подушке. Рельсовые способны разгоняться до 575 км/ч, безрельсовые (магнитопланы) - до 581 км/ч. Существует также специальная дисциплина, изучающая эти транспортные средства, - тяга поездов.
Поезд дальнего следования - это...
Классификаций данных транспортных средств несколько. Нам же нужна та, что разделяет их по дальности преодоляемых расстояний. Здесь выделяется следующее:
- Поезда дальнего следования - это пассажирские составы, чья длина маршрута более 700 км.
- Прямые - следуют только по одному документу.
- Местные - пассажирские составы, чей маршрут короче 700 км, следующие лишь по одной дороге. Сегодня этот раздел упразднен.
- Пригородные - составы, чей маршрут менее 150 км (иногда - 200 км).
- Сквозной - следует через несколько технических станций без формирования-расформирования.
- Сборный - поезд, которые развозит вагоны по промежуточным станциям.
- Участковый - состав, чей путь лежит от одной технической станции до другой.
Типы ж/д составов
Покупая билеты на поезда дальнего следования, не лишним будет знать о некоторых их особенностях. Перечислим самые важные и интересные.
Дальнего следования разделяются на:
- Скоростные . Следуют с быстротой не менее 91 км/ч. При этом средняя их скорость - 140-200 км/ч.
- Скорые . Средняя скорость по всему маршруту - 50-90 км/ч.
- Пассажирские . Скорость движения - не более 50 км/ч.
Отметим также, что скорые поезда имеют минимальное число остановок на своем пути, а также стоят на них гораздо меньше времени. Многие из них - фирменные. То есть обладают своим названием, уникальным стилем, предоставляют более комфортные условия поездки, удобное расписание. Если поезд дальнего следования - это моторвагонный состав, то он может быть либо без предоставления дополнительных услуг (эконом), либо повышенной комфортности.
По регулярности движения пассажирские составы можно разделить на разовые, сезонные и круглогодичные. По периодичности - следующие ежедневно, через день, по определенным дням недели или конкретным числам месяца.
О чем говорит нумерация?
Покупая билеты на поезда дальнего следования, взгляните на нумерацию. Что она может рассказать, мы поместили в таблицу.
Теперь перейдем к особенностям вагонов.
Типы пассажирских вагонов
В составе поезда дальнего следования могут быть следующего вида вагоны:
- Люкс . Имеют от 4 до 6 купе в своем составе, бар. В каждом купе - 1-2 места. Нижнее трансформируется в полутораспальную кровать, может быть и верхняя полка. Также в каждом купе есть столик, кресло, собственный санузел (умывальник и туалет), душ, кондиционер, теплые полы, телевизор, радио, медиапроигрыватель.
- СВ . Это 8-9 двухместных купе. В вагоне два санузла. В каждом купе два нижних или верхнее и нижнее место, столик, вешалки, место для размещения багажа.
- Купе . Стандартно в вагоне 9 четырехместных купе и 2 санузла. В каждом отсеке - по два верхних и нижних места, столик, зеркало, вешалки, рундуки для ручной клади.
- Плацкарт . Девять открытых купе (по 4 места) и боковые полки (18 мест) - всего 54 места. Здесь имеются столики, крючки для одежды, рундуки и полки для багажа.
- Общие вагоны. Имеют только места для сидения - 54-81, в зависимости от класса комфортности.
При выборе места помните следующее:
- Нижние полки - нечетные, верхние - четные.
- Рядом с туалетом:
- Всегда девятое купе - места 33-36 (в СВ - 17-18).
- В плацкарте - 33-38.
- В вагоне общего типа - 49-57.
Поезда дальнего следования - всегда пассажирские. Между собой они также различаются по скорости передвижения, периодичности, регулярности рейсов. При выборе билета важно учитывать и тип вагона, и расположение места.
Поскольку речь в заголовке идёт о топливе для поездов, а под этот термин, согласно толкового словаря Владимира Даля изначально попали и повозки, запряжённые лошадьми, и следовавшие друг за другом, в частности при свадебной церемонии, представляя собой единый «свадебный поезд». Значение последнего слова происходит от русского слова поездка. В этом случае, топливом для лошадей служил овёс.
С развитием новой техники, у того же В. Даля появились и новые определения слова «поезд». Теперь под данное определение попали все вагоны, которые были сцеплены между собой и представляли уже единый состав, ведомый паровозом. Ефрон и Брокгауз, являвшимися: первый русским, а второй немецкого происхождения, издателями, пошли дальше. Они оговорили ещё одно условие для слова «поезд» - это количественный и качественный состав тяговых единиц в таком составе. Так появились всё те же вагоны, сцепленные между собой, которые обязательно вёл локомотив, поставленный в голове такого «каравана».
Когда гужевой транспорт утратил своё значение, как транспорта междугороднего сообщения и остался только в качестве транспортной единицы в городской черте, то значение слова «поездной состав» люди стали применять уже только к железной дороге.
В дальнейшем значение слова многократно изменялось и дополнялось новыми техническими терминами, включая в определение наличие опознавательных и световых сигналов, перечисляя технические средства, оговаривая условия, которые могли попадать под данное значение.
В последующем времени появились исключения, которые не могли считаться и называться «поездом», начиная с автомобильного транспорта.
Наступление паровозной эры к нам пришло в девятнадцатом столетии и безраздельно «царствовали» на железных дорогах мира до середины двадцатого века, пока не появились в массовом масштабе первые тепловозные локомотивы, а затем и электровозы.
Исходя из названия первых машин паровозов на железной дороге, то работу их двигателя обеспечивал пар, а для его производства было необходимо топливо, и это был знаменитый уголь. Несколько позже, в районах, где шла добыча нефти, использовали для паровозных локомотивов тяжёлое мазутное топливо. Но всё же в масштабе нашей России, на территории Европейских стран и на Американском континенте изначально топливом для паровоза служил только уголь. В лихую годину р6еволюционных дней, а также в период Гражданской войны, в паровозных топках сжигали древесину или торф, иногда в качестве уже совсем экзотического топлива использовалась сушёная рыба. На паровозном локомотиве в качестве хранения угольного топлива служил тендер. В таком вагоне хранились и запасы воды. На локомотивах, у которых отсутствовал подобный тендер, всё своё угольное топливо и воду хранилось на самом паровозе. По этой причине, такая модификация локомотива получила название «паровозного танка».
Твёрдое топливо сгорало в котловой топке. Для обеспечения его сгорания использовалась колосниковая решётка. Отходы в качестве шлака и золы собирались, в так называемом, зольнике, предварительно проходя через сито специальной решётки.
С помощью большого количества жаровых и дымогарных труб происходил теплообмен и осуществлялся нагрев воды в котле, образуя тот самым пар, который направлялся непосредственно в паровую машину, что обеспечить движение локомотива, активизируя кривошипно-шатунный механизм, что в итоге трансформировалось во вращательное движение паровозных колёс.
Следует отметить что инженеры-создатели паровозного чуда шли весьма сложным путём, изобретая свою машину. Изначально, они больше полагались на свою интуицию, чем на конкретные расчёты.
Техника, которая совершенствовалась, могла долго служить людям. В этом случае, инженеры находились на правильном пути, будучи в постоянном творческом и техническом поиске, в том числе и новых видов топлива. Для этих целей, энтузиасты предлагали научится правильно сжигать угольную пыль, что в значительной степени могло увеличить коэффициент полезного топлива используемого древесного угля. При этом топочные объёмы могли не увеличиваться. Но все эти предложения, были лишь теоретическими выкладками, не имея под собой твёрдой практической почвы. В итоге, угольная пыль не стала служить в качестве топлива, поскольку изобретатели так и не добились эксплуатационной надёжности пылеугольных единиц паровозных локомотивов. Обуздать процесс сгорания угольной массы, в том числе и угольной пыли, именно, при высоких температурах в полной мере не удалось. Поэтому от этой разновидности топлива отказались.
После этого началась эра поиска и создания дополнительного оборудования для повышения эффективности используемого угольного топлива. Так появились первые стокеры «Дуплексы», которые обеспечили двухстороннюю подачу твёрдого топлива в топочное жерло. В ССР аналогичное было установлено на паровозных модификациях «ИС» и «ФД».
Американские изобретатели предложили паровозникам, так называемые, механические устройства: «пушеры», которые успешно производили разрыхление смёрзшегося угля непосредственно в тендере. В итоге, уже разрыхлённое топливо посредством транспортёра, подавалось непосредственно на стокер.
В двадцатом веке появились транспортные единицы в виде тепловозов, на которых применялось уже дизельное топливо для силовых установок. Это мог быть непосредственно дизельный двигатель или устанавливалась газовая турбина. Правда, поездной состав вагонов продолжал ещё долгое время отапливаться угольком.
Затем появились первые электровозы, который изначально потребляли в качестве топлива
Электрическую энергию постоянного тока. В последующем, постепенно стали переходить на использование уже переменного тока. Данная разновидность транспортных единиц зарекомендовала себя, как экологически чистый транспорт. Выброс вредных веществ значительно сократился.
Уже оговаривает обязательное наличие в составе тяговых единиц:
Состав сцепленных железнодорожных вагонов, приводимых в движение локомотивом или моторным вагоном.
По мере сокращения использования гужевого транспорта слово «поезд» постепенно утратило своё первоначальное значение («ряд повозок») и стало ассоциироваться исключительно с железной дорогой.
Поезд железнодорожный, сформированный и сцепленный состав из вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий световые и др. опознавательные сигналы
Проектирование и расчёт поездов
Вес поезда является одним из важнейших параметров, так как определяет провозную способность участков, то есть какое количество пассажиров или грузов будет перевезено между станциями за определённое время (чаще всего - 1 сутки). Увеличение массы поезда позволяет не только поднять этот параметр, но и снизить себестоимость перевозок. В то же время, излишнее увеличение веса поезда приводит к перегрузке локомотивов и к преждевременному выходу их оборудования из строя. Также в результате проектирования можно определить длину поезда, число вагонов и локомотивов в нём и их распределение по составу, а также режимы ведения поезда по различным участкам пути.
Формирование грузовых поездов
Порядок формирования и пропуска длинносоставных, тяжеловесных, соединённых , повышенного веса и длины грузовых поездов устанавливается дежурным железной дороги. Формирование производится без подборки вагонов по числу осей и весу, но при формировании длинносоставных и тяжеловесных поездов порожние вагоны должны ставиться в последнюю треть поезда. при следовании в ремонт или из ремонта ставятся в хвост грузового поезда одной группой. Действующие в России правила технической эксплуатации железных дорог запрещают ставить в состав следующие вагоны:
Формирование пассажирских поездов
Нормы веса и длины дальних и местных пассажирских поездов и порядок размещения вагонов в них указываются в книжках расписания движения поездов. В переднем и последнем вагонах крайние торцевые двери запираются, а переходные площадки закрепляются в поднятом положении. Порядок прицепки к пассажирским поездам вагонов сверх нормы и следования длинносоставных пассажирских поездов определяется соответствующими инструкциями. На российских железных дорогах допускается прицеплять к пассажирским поездам (кроме пригородных) нецельнометаллические вагоны служебно-технического назначения.
Запрещается ставить в пассажирские и почтово-багажные поезда:
- вагоны с опасными грузами;
- вагоны с истекшими сроками периодического ремонта или с истекшими сроками единой технической ревизии.
В пассажирские (кроме скоростных и скорых) и почтово-багажные поезда могут быть также поставлены несколько грузовых вагонов.
- в дальние - 1 вагон (либо одна двухвагонная секция для перевозки живой рыбы);
- в местные и пригородные - 3 вагона;
- в почтово-багажные - 6 вагонов;
Скорость пассажирских и почтово-багажных поездов, в которые включены вагоны других конструкций и типов, ограничены скоростями, установленными для этих вагонов.
Организация движения поездов
Основой организации движения поездов на магистральных железных дорогах является график движения , нарушение которого не допускается. Благодаря ему обеспечивается безопасность движения и рациональное использование подвижного состава. В соответствии с графиком каждому поезду присваивается определённый номер. Поездам определённого направления присваиваются чётные номера, а поездам обратного направления - нечётные. Кроме номера, каждому грузовому поезду на станции формирования присваивается определённый индекс, который не изменяется до станции расформирования. Если поезд не предусмотрен графиком движения, то номер ему присваивается при его назначении. В соответствии с правилами технической эксплуатации российских железных дорог, поезда делятся на следующие категории:
- Внеочередные:
- Очередные - в порядке приоритетности:
- Поезда федерального значения:
- Пассажирские скоростные (всегда федеральные);
- Скорые пассажирские поезда федерального значения (обычно фирменные);
- Товарные поезда федерального значения;
- Пассажирские скорые;
- Грузовые поезда повышенного значения:
- Особые заказы повышенной стоимости;
- Грузовые поезда со скоропортящимся содержимым;
- Пассажирские поезда (дополнительные поезда и пассажирские поезда низшего значения);
- Почтово-багажные, воинские, грузопассажирские, людские, ускоренные грузовые;
- Грузовые (сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные), хозяйственные поезда ;
Для контроля за движением всех поездов, железнодорожный путь делят на определённые отрезки (обычно 100-150 км), называемые участками . Движением всех поездов на каждом участке руководит поездной диспетчер (ДНЦ). В его обязанности входит обеспечение выполнения графика движения поездов, поэтому приказы диспетчера подлежат безоговорочному выполнению. Помимо этого машинисты и другие работники, обслуживающие поезда, подчиняются указаниям дежурных по станциям, которые в свою очередь также подчиняются поездному диспетчеру. Под контролем одного диспетчера может находиться до нескольких участков.
Разновидности поездов
Поезда различаются по характеру груза, скоростям движения, размерам, массе и т. д. На железных дорогах России встречаются следующие разновидности поездов .
- Пассажирские - предназначены для перевозки пассажиров, багажа и почты. В свою очередь различаются на:
- Грузовые (товарные - устаревшее название):
- Ускоренные:
- Скорые грузовые ;
- Рефрижераторные ;
- Для перевозки животных ;
- Для перевозки скоропортящихся продуктов ;
- Противопаводковые ;
- Отдельные локомотивы:
- Диспетчерские ;
- Воинские - предназначены для перемещения войск, военной техники, учреждений и других воинских грузов.
Помимо этого, слово «поезд» является составной частью следующих названий :
- Агитпоезд - подвижной состав, предназначенный для агитационной, пропагандистской и просветительской работы;
- Аэропоезд - многовагонный состав, использующий при движении аэродинамические силы, создающих экранный эффект ;
- Бронепоезд - бронированный подвижной состав для ведения боевых действий;
- Дизель-поезд - моторвагонный подвижной состав дизель ;
- Турбопоезд - моторвагонный подвижной состав , у которого первичным двигателем является газовая турбина ;
- Электромонтажный поезд - подразделение, предназначенное для электромонтажных работ при электрификации железных дорог ;
- Электропоезд - моторвагонный подвижной состав , получающий энергию от внешней электрической сети (контактная сеть, контактный рельс), либо от аккумуляторных батарей .
- Энергомонтажный поезд - производственное предприятие, осуществляющее строительство линий электропередачи на железнодорожном транспорте.
Оборудование поездов
Тормоза
В настоящее время на поездах применят самые различные типы тормозов: пневматические и электрические, автоматические и неавтоматические, грузовые и пассажирские, нежёсткие и полужёсткие и т. д.
Основной недостаток пневматического тормоза заключается в том, что скорость распространения воздушной волны, а следовательно и срабатывания тормозов по составу, равна скорости звука (331 м/с). Неодновременность срабатывания тормозов может привести к продольным толчкам, что в пассажирских поездах приводит к дискомфорту пассажиров, а в длинных грузовых - к разрыву поезда. Поэтому на пассажирских, а также грузовых длинносоставных поездах используют электропневматические тормоза. В этом случае параллельно тормозной магистрали идёт электрический провод, по которому и передаются сигналы на воздухораспределители (последний при этом называется электровоздухораспределителем, из-за наличия в конструкции электрической части). Преимущество такого типа тормоза заключается в практически одновременном срабатывании тормозов по всей длине состава, что также позволяет сократить тормозной путь.
Кроме тормоза Вестингауза используется тормозная система Матросова. В бывшем СССР на поездах, на грузовых автомобилях и на некоторых типах автобусов. Особенность этой системы в том, что торможение производится при падении давления в тормозной системе. Имеется два вида тормозных систем Матросова: с торможением пружиной, и с торможением воздушным клапаном. В отличие от системы Вестингауза заключается в том, что движение при отсутствии давления в тормозной системе невозможно.
Тележка трамвая. Между колёсами виден башмак магниторельсового тормоза
Приборы контроля и безопасности
Для повышения безопасности поезда оборудуют различными приборами и устройствами, большинство из которых размещены в кабине машиниста. Для контроля за сигналами светофоров поезд оборудуется АЛС - автоматической локомотивной сигнализацией . Она считывает с пути специальные сигналы, поступающие от находящегося впереди светофора , расшифровывает их и на мини-светофоре (локомотивный светофор), находящегося в кабине, дублирует сигналы впереди стоящего светофора. Для проверки бдительности машиниста служит так называемая рукоятка бдительности (РБ, конструктивно она выполнена в виде кнопки, либо педали). При смене показания на локомотивном светофоре, а также в случае, если машинист длительное время не менял положения органов управления тягой и тормозами, раздаётся звуковой сигнал, который нередко дублируется световым (в ряде случаев световой сигнал загорается перед звуковым). Услышав звуковой сигнал (либо увидев световой), машинист должен сразу же нажать на РБ, в противном случае, по истечении некоторого времени (5-10 с), автоматически будет применено экстренное торможение. Периодическая проверка бдительности также осуществляется при подъезде поезда к светофору с запрещающим показанием. Зачастую для контроля за бдительностью машиниста используют датчики, которые измеряют его физиологические данные (пульс, давление, наклон головы).
Сигналы
Свисток паровоза | |
Помощь по воспроизведению |
Как понятно из определения, одно из свойств поезда - наличие сигналов. Сигналы поезда входят в общую систему сигнализации железнодорожного транспорта, включающую в себя также и путевые сигналы - светофоры , сигнальные знаки, указатели и т. д. Сигналы разделяют на звуковые и видимые.
Для подачи звуковых сигналов служат специальные устройства, устанавливаемые на подвижном составе - свистки , тифоны , колокола . Они предназначены для повышения безопасности, за счёт предупреждения о приближении поезда, а также для подачи команд составителям поездов и осмотрщикам вагонов. Звуковые сигналы в свою очередь разделяются на сигналы большой громкости и сигналы малой громкости. Сигнал большой громкости должен иметь надёжную слышимость в пределах тормозного пути и используется крайне редко, особенно в черте городов и населённых пунктов. Для его подачи служит тифон. На железнодорожных локомотивах уровень громкости звука сигнала тифона на расстоянии 5 метров составляет около 120 дБ при частоте тона в 360-380 Гц. Для подачи сигналов малой громкости на ранних локомотивах использовали колокола, в настоящее время их сменили свистки. Сигнал свистка на расстоянии 5 метров имеет уровень звука 105 дБ при частоте основного тона около 1200 Гц. Для привода свистка и тифона на паровозах используется пар из котла, на остальных локомотивах - сжатый воздух. На трамваях сигналы подаются с помощью электрического звонка.
Сигнал | Значение | Когда подаётся |
---|---|---|
3 коротких | «Стой» | При подъезде к запрещающему сигналу. |
Сигнал полной остановки | Подаётся после полной остановки поезда. | |
Один длинный | «Отправиться поезду» | При отправлении поезда. |
Оповестительный сигнал | При приближении к переездам, тоннелям, пассажирским платформам, кривым, местам проведения путевых работ. При следовании в условиях пониженной видимости (метель, туман и т. д.). Для предупреждения наезда на людей. При встрече поездов на двухпутных участках: первый сигнал - при приближении к встречному поезду, второй - при приближении к его хвостовой части. | |
Один длинный, один короткий, один длинный | Оповестительный при следовании по неправильному пути | В тех же случаях, что и обычный оповестительный. |
Сигнал бдительности | При приёме поезда на станцию по неправильному пути. При приближении к светофору с запрещающим показанием, при наличии разрешения на его проследование. При проследовании светофора с запрещающим, либо непонятным показанием. |
- Голова всех поездов при следовании по правильному пути обозначается прожектором и двумя прозрачно-белыми огнями, включёнными у буферного бруса (буферные огни), причём моторвагонному поезду в этом случае разрешатся следовать с погашенными буферными огнями;
- При следовании поезда по неправильному пути, его голова обозначается красным огнём фонаря с левой стороны, и прозрачно-белым огнём фонаря - с правой стороны;
- Хвост грузовых и грузопассажирских поездов обозначается одним красным диском со светоотражателем у буферного бруса с правой стороны;
- Хвост пассажирских и почтово-багажных поездов обозначается тремя красными огнями, а в случае прицепки в хвост грузового вагона - одним красным;
- Хвост локомотива, едущего в хвосте поезда, либо вовсе без вагонов, обозначается одним красным огнём с правой стороны;
- При маневровых передвижениях (в том числе и следование в депо), локомотив и моторвагонный подвижной состав обозначаются по одному буферному огню впереди и сзади, включённых со стороны основного пульта управления (на обычных магистральных локомотивах и моторвагонных поездах - левый буферный фонарь впереди и правый буферный фонарь сзади).
Связь
Для обмена информации машинистов поездов с дежурными по станциям, поездными диспетчерами, составителями поездов, а также между собой, поезда оборудуются устройствами радиосвязи . В зависимости от типа работ, на метрополитене и магистральных железных дорогах используют два типа радиосвязи - поездная и маневровая. Первая используется для обмена информацией машинистов поездов с поездными диспетчерами, а также между собой, вторая - для обмена информацией дежурного по посту централизации с машинистом поезда и составителями поездов при проведении манёвров.
Радиосвязь работает в симплексном режиме с групповым вызовом в наиболее распространённом гектометровом (~ 2 МГц) и метровом (~ 151-156 МГц) диапазонах. Так как в гектометровом диапазоне уровень помех довольно высок, то для получения хорошего сигнала вдоль железнодорожного пути протягивают направляющие провода, которые могут быть размещены на опорах контактной сети, либо на опорах воздушных линий связи. На магистральных железных дорогах радиосвязь машинистов поездов с поездными диспетчерами осуществляется по диспетчерской поездной радиосвязи на дециметровом диапазоне (330 МГЦ, за рубежом - до 450 МГц), поездная же служит для связи машинистов поездов между собой, с дежурными по станциями, а также с начальником поезда (на пассажирских поездах). Локомотивные радиостанции устанавливаются в кабине управления, нередко с двумя пультами (отдельно для машиниста и для его помощника).
На пассажирских моторвагонных поездах устанавливается система внутренней связи, которая осуществляется по проводной линии. Данная система предназначена для передачи сообщений пассажирам в салоне, а также для обмена информации между членами локомотивной бригады (машиниста с помощником или кондуктором), находящихся в разных кабинах. Для экстренной связи пассажиров с машинистом предназначена система связи «пассажир-машинист», переговорные устройства которой расположены в пассажирских салонах. Часто системы связи «машинист-пассажир» и «пассажир-машинист» объединяют в одну.
Тяга поездов
Основная статья: Теория тяги поездов
Для приведения поезда в движение на первых рельсовых дорогах использовали мускульную силу животных, в основном лошадей. В первой половине XIX века им на смену пришёл локомотив - передвигающееся по рельсам тяговое транспортное средство. Принцип его работы заключается на взаимодействии колеса и рельса - от двигателя на колесо передаётся тяговое усилие, а колесо, за счёт силы трения о рельс, приводит локомотив, а с ним и весь поезд, в движение. Первым типом локомотивов был паровоз - транспортное средство, двигателем которого являлась паровая машина . Пар в паровую машину поступал из парового котла , который находился на локомотиве. Несмотря на такое преимущество, как «всеядность» (топливом для паровоза могли служить нефть, уголь, дрова, торф), у таких локомотивов был весьма существенный недостаток - очень низкий КПД, который составлял порядка 5-7 %. Поэтому в настоящее время паровозы почти не используются в поездной работе.
У современных локомотивов в качестве первичного двигателя используются двигатели внутреннего сгорания - дизель (тепловозы) либо газовая турбина (газотурбовозы). Так как такие двигатели могут работать в ограниченном диапазоне частот вращения, то для передачи вращения на движущие колёса требуется промежуточная передача - электрическая, либо гидравлическая. Электрическая передача состоит из генератора и электродвигателей, гидравлическая - из гидромуфт, гидротрансформаторов и гидронасосов. Гидравлическая передача легче и более дешёвая, но электрическая передача более надёжна и экономичней. На маломощных тепловозах иногда используется механическая передача. Из автономных локомотивов наибольшее распространение получили тепловозы с электрической передачей.
Первичный двигатель можно и вовсе убрать с локомотива, а энергию на локомотив передавать извне - по контактной сети. Именно на таком принципе работает электровоз - неавтономный локомотив, приводимый в движение электродвигателями. Электровоз через токоприёмник получает из контактной сети электроэнергию, которая затем передаётся на тяговые электродвигатели, которые через зубчатую передачу приводят во вращение движущие оси. Основным преимущество электровоза, перед автономными локомотивами, заключается в практическом отсутствии вредных выбросов в атмосферу (если конечно не считать выбросов от электростанций), что позволило перевести на электрическую тягу весь городской рельсовый транспорт - трамвай и метрополитен , а также монорельсовые поезда. Помимо причисленных типов локомотивов, встречаются и их сочетания: электротепловоз , электропаровоз , теплопаровоз и так далее.
Поезд может приводиться в движение и без передачи тяги от двигателя на колесо и далее на рельс. Так в линейном двигателе электроэнергия напрямую преобразуется в энергию поступательного движения - поезд движется за счёт взаимодействия магнитных полей индуктора и металлической полосы. Индуктор может располагаться, как в путепроводе, так и на подвижном составе. Такой двигатель применяется на поездах на магнитном подвешивании (маглев), а также в монорельсовом транспорте. Помимо этого, в двадцатом веке проводились опыты с применением для тяги поездов авиационных двигателей (воздушный винт , реактивный двигатель), но они, в основном, предназначались для исследования взаимодействия подвижного состава и рельсов при высоких скоростях.
Энергетика вагонов
В пассажирских поездах есть множество вспомогательных систем, предназначенных для обеспечения комфорта пассажиров. Для работы большинства из них (освещение , отопление , вентиляция , приготовление пищи в вагонах-ресторанах) используется электричество. Одним из её источников является система автономного электроснабжения, которая включает в себя генератор и аккумуляторную батарею. Генератор постоянного тока приводится во вращение от оси колёсной пары через ременную либо карданную передачу. Напряжение на генераторе составляет 50 В, а его мощность - около 10 кВт.
В случае, если вагон оборудован системой кондиционирования, напряжение на генераторе составляет 110 В, а его мощность может достигать 30 кВт. В этом случае чаще применяют генератор переменного тока и выпрямитель . Для получения переменного тока (для питания ламп дневного света , радиоаппаратуры , розеток для подключения электробритв и других маломощных приборов) применяют машинные, либо полупроводниковые преобразователи постоянного тока в переменный. Аккумуляторная батарея предназначена для резервирования генератора при малых скоростях движения, а также воспринимает пики нагрузки. Основной недостаток такой системы - увеличение сопротивления движению до 10 %.
На скоростных и высокоскоростных поездах для электроснабжения поезда используется вагон-электростанция . Он оборудован дизель-генераторной установкой и, в основном, устанавливается в передней части поезда, сразу за локомотивом (на скоростных поездах «Аврора » и «Невский экспресс » он установлен в хвосте поезда). На дизель-поездах для получения низкого напряжения используются вспомогательные генераторы, которые приводятся во вращение от дизельной установки. На электропоездах постоянного тока генератор находится на одном валу с динамотором , расположенного под вагоном, также нередко применяют высоковольтные полупроводниковые преобразователи. На электропоездах переменного тока низкое напряжение получают от тягового трансформатора, где напряжение контактной сети снижается до необходимого уровня (порядка 220 В). Далее однофазный ток в машинном преобразователе преобразуется в трёхфазный. Для получения из переменного тока постоянного, используются выпрямители. На вагонах метрополитена цепи управления и освещения получают питание от аккумуляторной батареи (она же заряжается от контактного рельса через набор резисторов), либо от статического преобразователя.
Для питания цепей отопления требуется высокое напряжение (на магистральных железных дорогах - порядка 3000 В) которое поступает от локомотива. На электровозе постоянного тока питание в цепи отопления поезда поступает напрямую из контактной сети , на электровозе переменного тока - напряжение контактной сети (25 кВ), при помощи специальной обмотки на тяговом трансформаторе, снижается до 3 кВ, после чего поступает в цепи отопления. На тепловозе может располагаться специальный генератор, вырабатывающий напряжение в 3 кВ, в противном случае - на пассажирских вагонах предусмотрено отопление с помощью топлива (уголь, дрова, торф). В вагонах метрополитена, работающих на открытых участках (например Филёвская линия московского метрополитена), а также в вагонах трамвая электрические печи подключаются напрямую к контактной сети (либо к контактному рельсу). Высокое напряжение также может поступать не только от локомотива, но и от вагона-электростанции. Зачастую от локомотива на вагоны может подаваться и низкое напряжение - для питания цепей освещения, вентиляции и т. д., что позволяет не использовать систему автономного электроснабжения.
Поезда в культуре и искусстве
В живописи
Одной из первых картин, где изображён поезд, по праву можно считать картину художника Тюмлинга на которой изображён поезд Царскосельской железной дороги (см. выше). В 1915 году Джино Северини написал картину «Санитарный поезд, мчащийся через город». Также в залах многих музеев можно встретить немало других картин с изображением поездов («Турксиб », «Победители» и другие). Поезда на своих картинах писали Владимир Гаврилович Казанцев , Исаак Ильич Левитан .
В литературе
Поезда фигурируют в большом количестве литературных произведений, причём в ряде из них поездам отведена немаловажная роль. Так в поездах разворачивалось действие некоторых романов Агаты Кристи про Эркюля Пуаро : «Тайна Голубого поезда» и « ». Под поезд бросается главная героиня романа Льва Толстого «Анна Каренина ». В одном из первых романов Жюля Верна «Париж в двадцатом веке» описывается поезд, который приводится в движение с помощью цилиндра, движущегося внутри трубы и связанного с составом магнитной связью - прототип линейного двигателя , а другом романе «Клодиус Бомбарнак» герой совершает путешествие на поезде по Транссибирской магистрали . Посвящена поездке в поезде и книга «Жёлтая стрела » В. Пелевина . В 1943 году Борис Пастернак издал сборник стихов под названием «На ранних поездах ». В 1952 году Джанни Родари издал сборник детских стихов под названием «Поезд стихов». В серии романов Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер » поезд «Хогвартс-Экспресс » в начале каждого учебного года отвозит студентов в школу Хогвартс . В повести В. Крапивина «Застава на якорном поле» футуристический поезд-маглев является одним из ключевых элементов сюжета, иногда посещая секретную станцию, которая находится в параллельном мире
Сюжет книги И. Штемлера «Поезд» также развивается в поезде.
В кинематографе
Как представители железнодорожного транспорта, поезда появляются в огромном количестве фильмов, начиная с наиболее ранних - «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота » (его также можно увидеть в фильме «Человек с бульвара Капуцинов »). Также нередко в поездах разворачивается основное действие фильмов («В осаде 2: Территория тьмы », «Золотой эшелон », «Магистраль », «Неуправляемый », «34-й скорый », «Убийство в Восточном экспрессе », «Поезд» , «Мы, нижеподписавшиеся » и др.).
В мультфильмах
Одним из самых известных мультфильмов, связанных с поездами, является английский мультсериал «Томас и друзья » (с 1984 года), а также его советский предшественник - «Паровозик из Ромашкова ». Во многих американских мультфильмах довольно часто можно увидеть эпизод, когда стоящего на рельсах персонажа сбивает поезд (этот эпизод даже обыгрывается в фильме «Кто подставил кролика Роджера »). Также поезда можно увидеть в таких мультфильмах, как:
- «Ну, погоди! (выпуск 6) » (1973) - в конце Волк гонится за Зайцем по поезду;
- «Шапокляк » (1974) - Гена и Чебурашка в начале и конце мультфильма едут на поезде. Примечательно, что в локомотиве легко угадывается электровоз ЧС2 , имеющий у железнодорожников прозвище «Чебурашка»;
- «Каникулы в Простоквашино » (1980) - Дядя Фёдор сбегает от родителей на пригородном поезде ;
- «Остановите поезд» (1982);
- «Вокруг света с Вилли Фогом » (1983);
- «Южный парк » - в эпизоде «Мамаша Картмана - грязная шлюха » (1998) Кенни сбивает поезд;
- «Футурама » - на выставке «Пасторама» (эпизод «Lesser of Two Evils » (2000)) Фрай даёт поезду определение: «передвижной халявный дом»;
- «Тачки » (2006) - МакКуин пересекает переезд перед самым поездом;
- «Симпсоны в кино » (2007) - агенты ЭПА ловят в поезде Мардж , Барта , Лизу и Мэгги .
- «Маленький отважный паровозик Тилли»
- В польском мультсериале «Волшебный карандаш » одна из серий
В песнях
Одна из самых известных советских песен о поезде является детская песня «Голубой вагон», звучащая в мультфильме «Шапокляк »:
Голубой вагон бежит качается,
Скорый поезд набирает ход…
Немало песен о поездах звучат в кинофильмах, либо на музыкальных сценах:
- «Поезд на Чаттанугу » - из фильма «Серенада Солнечной долины »
- «Поезд идёт на восток» - из одноимённого фильма
- «Сяду в скорый поезд» - Михаила Боярского
- «Поезд на Ленинград» - Империя
- «Скорый поезд» (Д. Тухманов - В. Харитонов) - Веселые ребята
- «Скорый поезд» - Браво
- «Скорый поезд» - Виктора Петлюры
- «Скорый поезд придёт» - Бригада С
- «Снова поезд» - Чиж & Co
- «Город дорог» - Centr
- «Поезд в огне» - Аквариум
- «Почтовый поезд» - Hi-Fi
- «Разговор в поезде» - Машина времени
- «Another Town, Another Train» - ABBA
- «Trainhide to Russia» - Accept
- «Train of Consequences» - Megadeth
- «Bullet Train» - Judas Priest
- «Train Kept A Rollin`» и «Back Back Train» - Aerosmith
- «Train» - 3 Doors Down
- «Zion Train» - Боб Марли
- «Suburbian Train» и «Urban train» - DJ Tiesto
- «Rock’n’Roll Train» - AC/DC
- «Задержите поезд» - Коррозия Металла
- «Самый медленный поезд» - Лайма Вайкуле
- «Зал ожиданий» - Ирина Богушевская
- «Прощай» (…от всех вокзалов поезда уходят в дальние края…) - Лев Лещенко
- «Горящая стрела» - Ария , а также другие исполнители
- «Поезд на Сурхарбан» - Олег Медведев
- «Стук» - Кино
- «Поезд 193» - Александр Башлачев
- «Дорожная № 5» - Чиж & Co
Также к песням про поезда можно отнести любую песню, где упоминается движущийся рельсовый подвижной состав:
- «Постой, паровоз» - из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика »
- «Электричка» - Кино
- «Электричка» - Алёна Апина
- «Паровозик-облачко» - Лицей
- «42 минуты под землёй» - Браво
- «Трамвай пятёрочка» - Любэ
- «Дополнительный 38» - Чиж & Co
- «Тридцать девятый трамвай» - Ирина Богушевская
- «Заколебал» - Дискотека Авария
- «347-ой» - 7Б
- «Качается вагон» - Вячеслав Добрынин
- «Под стук колёс» - KREC и др.
- «Тихий Дон» - Николай Бобрович
- «Уходят Поезда» - Александр Емельянов
В техно-опере Виктора Аргонова 2032: Легенда о несбывшемся грядущем генеральный секретарь ЦК КПСС А. С. Милиневский на маглеве посещает тайный город Зеленодольск-26, о чём упоминается в песнях «200 минут» и «Несбыточный свой путь». Даётся скорость поезда, немного превышающая 300 км/ч.
На почтовых марках
В компьютерных и видеоиграх
Ввиду огромного количества компьютерных игр самых разных жанров, поезда встречаются в немалом числе игр. Существует даже целый жанр игр посвящённый поездам - симулятор поезда . Из игр этого жанра наиболее известны следующие: Southern Belle и её сиквел Evening Star, Train Simulator, Densha de GO!, Microsoft Train Simulator , Trainz , Rail Simulator . В этих играх игроку даётся возможность управлять поездами самых разных стран мира по разнообразным вариантам трасс при различных вариантах формирования составов.
В играх других жанров поездам отведена значительно меньшая роль и они выступают там, в основном, лишь как средство доставки. В таких играх игрок может просто наблюдать за движением поезда по заранее созданному железнодорожному пути (Commandos 3: Destination Berlin , Блицкриг), но может и создать инфраструктуру железной дороги, задать маршруты для поездов и даже подобрать число вагонов в составе и тип груза. Последнее особенно выражено в экономических симуляторах , например как в Transport Tycoon , Railroad Tycoon и их сиквелах (Transport Tycoon Deluxe , Transport Giant , Railroad Tycoon 3 , Пионеры железных дорог и так далее). В некоторых играх даже есть возможность примитивно управлять поездом (GTA: San Andreas , SimCity 4: Rush hour).
Железнодорожный сленг
- «бешеный» - скоростной поезд;
- «вертушка» - грузовой поезд, в основном составленный из думпкаров и хопперов , обращающийся по кольцеобразному маршруту;
- «горбатый» - поезд с негабаритным грузом;
- «загонка» - моторвагонный состав (дизель- или электропоезд), следующий обкаткой без пассажиров, либо локомотив, следующий без вагонов;
- «попугай» - моторвагонный состав (дизель- или электропоезд), следующий по графику скорого поезда;
- «муха» - рабочий поезд из 2-3 пассажирских вагонов с маневровым локомотивом;
- «нагон» - сокращение времени опоздания пассажирских поездов;
- «наливной », «налив» - поезд, перевозящий жидкие (наливные) грузы (в основном нефть и нефтепродукты, а также масла, кислоты, сжиженные газы и т. д.);
- «огрызок», «коротыш» - короткий и лёгкий поезд;
- «подкидыш» - пригородный поезд, состоящий из локомотива и 1-4 вагонов, либо электропоезд из 4-6 вагонов;
- «растянуться» - остановиться с поездом на тяжёлом участке (подъём, перелом профиля) из-за поломки или неумения вести поезд;
- «сплотка» - несколько сцепленных вместе локомотивов, следующих по перегону;
- «супертяжеловес» - локомотив, следующий резервом (без вагонов);
- «товарняк» - грузовой поезд;
- «тёща» - сигнал, обозначающий хвост поезда;
- «уголёк» - поезд, гружёный углём.
Рекорды среди поездов
Основная статья: Рекорды скорости поездов
В мире
В СНГ
Аварии и крушения поездов
В мире
Крушение в Германии в 1988 году
В России
Террористические акты, связанные с поездами
Вертолёт в поезде
Галерея
Примечания
- Французский поезд перегнал свой рекорд . Вести.ру (3 апреля 2008). Архивировано из первоисточника 24 января 2012. Проверено 5 декабря 2012.
- Раздел 5 // Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
- .
- Статья «Поезд» в Большой советской энциклопедии , 3-е изд.
- Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 210.
- История железнодорожного транспорта России / ред. Е. Н. Боравская, К. А. Ермаков. - СПб. : АООТ «Иван Фёдоров», 1994. - Т. 1. - С. 24-25. - ISBN 5-859-52-005-0
- Забаринский П. Стефенсон . - Москва: Журнально-газетное объединение, 1937.
- ред. Боравская Е. Н., Ермаков К. А. История железнодорожного транспорта России. - СПб: АООТ «Иван Фёдоров», 1994. - Т. 1. - С. 38-40. - ISBN 5-859-52-005-0
- Первая цифра означает число бегунковых осей - они помогают паровозу лучше вписываться в кривые и несколько разгружают его переднюю часть. Вторая цифра означает число сцепных осей (их ещё называют движущими ) - на эти оси непосредственно передаётся рабочий момент от двигателей. Именно колёса на этих осях приводят паровоз, а с ним и весь поезд, в движение. Третья цифра означает число поддерживающих осей - они помогают лучше распределить вес паровоза на рельсы, несколько разгружая его заднюю часть
- Несколько паровозов, для уменьшения нагрузки от осей на рельсы, вскоре были снабжены бегунковой осью, в результате чего впервые в мире был создан тип 1-3-0
- История железнодорожного транспорта России / ред. Е. Н. Боравская, К. А. Ермаков. - СПб. : АООТ «Иван Фёдоров», 1994. - Т. 1. - С. 29, 106, 243-249. - ISBN 5-859-52-005-0
- Железнодорожный транспорт // Большая энциклопедия транспорта. - Т. 4. - С. 184-185.
- Раздел 4. // Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
- Начиная с 1980-х в большинстве моторвагонных депо СССР должность кондуктора была упразднена, а часть его обязанностей (наблюдение за посадкой-высадкой пассажиров) переложена на помощника машиниста.
- Железнодорожный транспорт // Большая энциклопедия транспорта. - Т. 4. - С. 170-171.
- Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 78-80, 291-293.
- В настоящее время [когда? ] принято другое определение: скоростной поезд - поезд, следующий со средней скоростью не менее 51 км/ч и не менее чем на 5 км/ч быстрее других пассажирских поездов, следующих в этом же направлении{{subst:АИ}}
- Понятие относительно условно, например длина маршрута пригородного поезда Санкт-Петербург - Малая Вишера составляет около 163 км.
- Условный вагон - условная мера длины равная 14 м. В основном используется для измерения длины станционных путей.
- С учётом числа осей локомотива
- Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 24, 30, 44, 115, 462, 519, 522.
- Железнодорожный транспорт // Большая энциклопедия транспорта. - Т. 4. - С. 132-135.
- Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 448-450.
- Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 514.
- Раков В. А. . - М .: Транспорт, . - ISBN 5-277-02012-8
- Раков В.А. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского Союза, 1976-1985 . - М .: Транспорт, .
- Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 222.
- Железнодорожный транспорт // Большая энциклопедия транспорта. - Т. 4. - С. 125-127, 199.
- Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 18.
- Из-за этого, а также из-за характерного постукивания при работе, за механическим скоростемером закрепилось прозвище стукач .
- Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 22-23, 199, 392-393.
- Один из недостатков САВП пригородных поездов - погрешность до 20 метров, что может привести к тому, что первый вагон окажется за пределами платформы.
- Для сравнения: 110 дБ - уровень звука работающего трактора на расстоянии 1 м; 150 дБ - уровень звука взлетающего реактивного самолёта
- Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 389.
- Глава 8. Звуковые сигналы // . - Транспорт , 2005.
- Например при правостороннем движении - по левому пути
- Глава 7. Сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и других подвижных единиц. // Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской федерации. ЦРБ-757 . - Транспорт , 2005.
- Железнодорожный транспорт // Большая энциклопедия транспорта. - Т. 4. - С. 127-128.
- Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 383-384.
- Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 352.
- Пегов Д.В. и др. Электропоезда постоянного тока / Агеев К.П.. - Москва: «Центр коммерческих разработок», 2006. - С. 68. - ISBN 5-902624-06-1
- Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 289-290.
- Железнодорожный транспорт // Большая энциклопедия транспорта. - Т. 4. - С. 138-145.
- Раков В. А. Магистральные электровозы с гидравлической передачей // Локомотивы отечественных железных дорог, 1956-1975 . - Москва: Транспорт, . - С. 179-180. - ISBN 5-277-02012-8
- Железнодорожный транспорт // Большая энциклопедия транспорта. - Т. 4. - С. 203-205.
- Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 211.
- Предыстория скоростных и высокоскоростных зарубежных железных дорог // Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт. - Т. 1. - С. 171-172.
- Железнодорожный транспорт // Большая энциклопедия транспорта. - Т. 4. - С. 135-138, 149-153.
- На полустанке. Зимнее утро на Уральской железной дороге. 1891
- Поезд в пути. 1890-е . Art-каталог. Проверено 23 марта 2009.
- Жюль Верн Париж в двадцатом веке.
- Данил Корецкий Атомный поезд. - Москва: Эксмо, 2004. - ISBN 5-699-09043-6
- Русский железнодорожный сленг . Паровоз ИС . Архивировано из первоисточника 20 августа 2011. Проверено 3 марта 2009.
- Предыстория скоростных и высокоскоростных зарубежных железных дорог // Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт. - Т. 1. - С. 176.
- Мировые рекорды скорости на рельсовых дорогах // Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт. - Т. 1. - С. 295.
- Китай . Артемий Лебедев. Дом-страница. - Смотреть последнее фото. Архивировано из первоисточника 24 января 2012. Проверено 25 февраля 2009.
Почему электричку называют именно так? В данной статье представлена познавательная информация о том, чем отличается электричка от поезда, почему она осуществляет перевозки людей только на довольно короткие расстояния. Кроме того, ниже приведены обобщенные технические сведения о данном виде транспорта.
Электричка - это электропоезд, который задействован в пригородном сообщении. То есть она перевозит людей на небольшие расстояния (не более 200-250 километров). Стоит поговорить о ней более углубленно.
Состав и их отличие
Наверняка все, кто хотя бы несколько раз в жизни бывал на железнодорожных вокзалах и перронах, замечал, что стоящий на путях разный подвижной состав (поезда дальнего следования, грузовые вагоны, электрички, локомотивы) все же отличается между собой.
Поезд дальнего следования состоит из огромного или тепловоза) и прицепленных к нему вагонов. Последние не могут перемещаться самостоятельно, так как у них нет двигателей на колесных парах, которые могли бы их перемещать. Поэтому задачу по передвижению вагонов (как пассажирских, так и грузовых) осуществляет локомотив.
Стоит отметить, что существуют на участки и неэлектрифицированные. Подвижной состав, которому посвящена статья, может перемещаться только там, где есть электроэнергия и, соответственно, контактный провод. Отсюда и возникло название у подвижного состава - электричка, электропоезд. На московской железной дороге - постоянный ток, в других регионах практически везде - переменный.
Электропоезд состоит из двух головных вагонов, которые устанавливаются строго по концам состава, а также моторных и прицепных вагонов. Кто-нибудь задумывался, почему у такого транспорта всегда есть две «головы» с кабинами управления, а у грузовых и пассажирских поездов - нет? Дело в том, что электричка - самостоятельный подвижной состав, перевозчику невыгодно на конечной станции (на вокзале) снова прицеплять вагон с кабиной управления или локомотив, чтобы она смогла ехать в обратном направлении. Железнодорожный транспорт, в отличие от других, не может осуществить поворот (исключение: и поворотный круг на заводе или в депо).
У любознательных читателей может возникнуть вопрос: а как же поезда? Их тянет локомотив до конечного пункта или станции, где производится их смена.
Краткое описание устройства электрички
Электричка - это такой подвижной состав, у которой на крышах моторных вагонов расположен токоприемник (пантограф). Стоит отметить, что у электровозов он также имеется. При помощи токоприемника подвижной состав получает электроэнергию. Зачем она нужна? Во-первых, начинают работать все устройства и системы в поезде; во-вторых, за счет действий машиниста приводятся в движение Но чтобы они начали вращаться, нужно питать электроэнергией тяговые двигатели, расположенные на колесных парах моторных вагонов.
Может перемещаться только по своему участку с тем родом тока, который ему подходит. Например, электропоезд ЭР-2 может работать только там, где постоянный ток, а ЭР-9 - там, где переменный.
Где курсируют, кто пользуется
Не только жители мегаполисов совершают ежедневные поездки из города в область, но и люди, проживающие в пригороде. Именно потому официально подобный вид железнодорожного транспорта именуется пригородным электропоездом. Такую надпись можно встретить на вокзальных табличках и указателях, в расписании.
Примеры маршрутов следующие:
- Москва - Сергиев Посад;
- Санкт-Петербург - Сиверская;
- Воронеж-1 - Лиски;
- Смоленск - Ельня.
Как видно, не только в Москве и Санкт-Петербурге существует пригородное сообщение. Осуществить поездку могут все желающие, ведь проезд в пригородных электричках обходится дешевле, чем на поезде дальнего следования. Только нет гарантий, что получится ехать всю дорогу сидя. Дело в том, что в поезда продают билеты с указанием номера вагона и места. Электричка - это подвижной состав, салон которого имеет сидячие и стоячие места. В билете указываются станции отправления и прибытия, а также дата его получения.
Какие бывают виды электричек
Электричка - поезд, который имеет несколько категорий:
- обычная (останавливается на всех или почти всех станциях);
- скорая (останавливается только на крупных станциях);
- экспресс (имеет максимум одну смежную остановку).
Разумеется, обычная электричка стоит дешевле остальных.
Экспресс же - это электричка с повышенным комфортом, индивидуальным местом для пассажира и местом для багажа.
В заключение стоит отметить, что электричка всегда была самым популярным видом транспорта для поездок на небольшие расстояния.
О том, как необъятна наша родина, ты узнал еще в детстве, на уроке географии. А тут тебе стукнуло в голову проехать ее всю на поезде за 6 суток. Начинание хорошее, путешествие выйдет познавательным. Но вот обстановка в поез-де, в который ты садишься, конечно, спартанская: никакой ванны или даже захудалой душевой кабинки, странноватая еда по явно завышенным ценам в вагоне-ресторане, опасные соседи и много других мелочей. Сейчас мы расскажем, как пройти через это с минимальными потерями.
Не воняй
С того момента, как ты шагнул в двери вагона, о привычных тебе водных процедурах придется забыть. Чтобы поддерживать человеческий облик, закинь в сумку сухой шампунь. Действует эта штуковина предельно просто: ты распрыскиваешь ее на волосы с расстояния вытянутой руки, ждешь пару минут, пока абсорбент (чем сухой шампунь и является) засосет частички грязи, жира и пыли с твоих волос, и тщательно его вычесываешь. Такой же чистой, как после обычного шампуня, твоя голова не станет, но это достойный компромисс на время поездки. И не пользуйся им каждый день, это не пойдет на пользу коже головы. Пункт второй — влажные салфетки, чтобы протирать особо пахучие места твоего тела. Набирай те, на которых написано «для интимной гигиены», они меньше других будут сушить твою кожу.
Не теряйся
Билет, паспорт, полис обязательного медицинского страхования и наличные всегда носи с собой. Во-первых, в поездах воруют. Во-вторых, в любом ЧП именно этот набор поможет тебе справиться с ситуацией. К примеру, ты зазевался на перроне где-нибудь в Улан-Удэ и состав ушел без тебя. Отправляйся прямиком к дежурному по станции, предъяви паспорт и билет. В случае если поезд ушел раньше, чем должен был (такое бывает, если состав не укладывается в расписание), тебя обязаны пересадить в следующий. А если ты проворонил отправление сам — что ж, по крайней мере тебе вернут часть стоимости билета. И чем раньше ты сообщишь о возникшей ситуации, тем ближе тебе ехать за своим багажом: вещи оставят персоналу ближайшей станции.
На чем поедем
Если уж ты собрался на этом поезде ехать, не помешает кое-что о нем узнать. Вот несколько фактов, которыми можно блеснуть перед симпатичной попутчицей:
1. Фирменный поезд «Россия» № 2/1 (а именно так называется состав, курсирующий от Москвы до Владивостока и обратно) отправился в свой первый рейс 30 сентября 1966 года.
2. Состав проходит 9259 км, и это самый протяженный железнодорожный маршрут на планете. Время в пути составляет 6 суток плюс-минус час.
3. Состав проходит через 14 областей, 90 городов и 8 часовых поясов.
4. В пути поезд проходит 65 остановок. Самые короткие — всего на 1 минуту, например Боготол и Ачинск. Самые длительные — на полчаса (выйти размять ноги можно, скажем, в Хабаровске и Белогорске).
5. Кроме фирменной «России» по маршруту ходит еще безы-мянный скорый поезд под номером 100Э. Билеты на него стоят дешевле, что сказывается на качестве отделки и, вероятно, вежливости проводниц. А еще он идет на 19 часов дольше и делает целых 126 остановок.
W[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-108594-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-108594-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
Не втыкай куда попало
Частота в розетке, которую ты найдешь у себя в купе (если ты едешь не в плацкарте, конечно), — 200 Гц, она рассчитана на электробритвы. Воткни в нее свой телефон или ноутбук — и не жалуйся пото-м, что они поломались. Для портативной техники в каждом вагоне установлен-а общая розетка — рядом с ней нужно позорно стоять и сторожить свой аппарат, если он заряжается.
Запасись пропитанием
Чтобы еда, которую ты взял с собой, долго оставалась съедобной без холодильника, нужно соблюдать два условия: минимум контактов с воздухом и с влагой. Понятно, продукт сам по себе не должен быть скоропортящимся, так что о твороге забудь. Но вот с другим важным источником белка — мясом, все обстоит уже лучше.
Вариант первый — запечь, к примеру, свинину со специями. Вот рецепт от повара и ведущего кулинарных программ на НТВ Константина Жука:
1. Возьми свиную вырезку (граммов 700), ополосни холодной водой и срежь с нее весь видимый жир;
2. Наделай в вырезке дырок и запихай в них 10 зубчиков чеснока (если зубцы крупные, разрежь их вдоль и все равно запихай);
3. Сбрызни мясо оливковым маслом, густо натри солью и перцем (возьми по столовой ложке того и другого, это — натуральные консерванты; можешь еще добавить любые ароматные травы на свой вкус), затем плотно заверни в фольгу;
4. Разогрей духовку до 180 градусов, запекай 1,5-2 часа. Готово! Такое блюдо даже в тепле продержится двое суток.
Второй вариант — засушить мясо до состояния чипсов. Это уже, конечно, не полноценный ужин, как в случае с запеченной вырезкой, зато такая еда не испортится неделю, а то и дольше:
1. Кусок свинины или говядины в 600 грамм нарежь полосками — так тонко, как сможешь (кусочки можешь дополнительно отбить, чтобы они стали еще тоньше);
2. Замешай маринад: 5 ст. л. сахара, 4 раздавленных зубчика чеснока, 2 ст. л. уксу-са, 5 ст. л. соевого соус-а и 1 ст. л. молотого кориандра. Помести в маринад мясо и отправь его в холодильник как минимум на 4 часа, а лучше — на 8;
3. Положи на противень бумагу для запекания, сверху разложи куски мяса и запекай в духовке при 100 градусах минут 45, чтобы из чипсов ушла вся влага.
Ограничиваться этими двумя рецептами необходимости нет. Ты можешь обжарить или запечь любое мясо или птицу, главное, чтобы в продукте оставался минимум влаги (и не забудь щедро посолить и поперчить, но так, чтобы блюдо все же было съедобным). Плотно упакуй еду в фольгу или пищевой контейнер и не пользуйся пищевой пленкой — без холодильника бактерии в ней будут плодиться очень быстро.
Что есть, когда закончится запеченная свинина? Тебе помогут консервированные бобовые: фасоль, нут, собственно бобы и т.д. Ищи уже готовые к употреблению и подкрепляйс-я прямо из банки. Бобовые полны медленных углеводов — твой организм будет пере-варивать их полдня, и проголодаешься ты нескоро. Тушенку игнорируй, а лучше захвати с собой несколько банок детского пюре из рыбы и мяса. На вкус, конечно, гадость, зато это максимально диетическая еда, без консервантов и усилителей вкуса.
Если ты попал в беду
1. На всем протяжении маршрута в поезде едет наряд полиции. Так что если ты недосчитался своих вещей — отправляйся к ним. Не то чтобы они чем-то отличались от всех других полицейских, которых ты видел ранее, но по крайней мере у этих парней есть право ходить по вагонам и купе и проверять пассажиров — не одет ли кто из них в ту самую косуху, которую для тебя подписал лично Джеймс Хэтфилд.
2. Сообщай о плохом самочувствии проводнику — он примет меры. Тебя довезут до первой станции, где передадут скорой, на которой ты отправишься в ближайшую больницу. Увидев твой паспорт и полис ОМС (ты ведь их носишь с собой, как договаривались?), люди в белых халатах будут обязаны тебя спасти. Хорошая новость: как придешь в себя, тебя бесплатно пересадят в следующий поезд, следующий во Владивосток. Но для этого нужно будет продемонстрировать кассиру на станции не только свой билет и паспорт, но и справку из больницы, что ты у них действительно был.